О включении национально-регионального компонента в содерьании обучения иностранным языкам

№ 190

Альфия ХАЙРУЛЛИНА

учитель немецкого языка высшей квалификационной категории гимназии № 36 г. Казани

Под национально-региональным компонентом (НРК) следует понимать страноведческий, лингвострановедческий, культуроведческий материал об окружающем нас мире. Надо, чтобы учащиеся понимали, в чем состоит своеобразие их страны, республики, региона. Развивая средства коммуникации с учетом НРК, учащиеся должны уметь рассказать о традициях своего народа, ознакомить с достопримечательностями своей страны, родного края.

Иностранный язык используется сегодня как средство обмена культурными ценностями, что предполагает гармоничное сочетание иностранного и родного языков. Учитывая, что наш регион представляет собой поликультурное пространство, где проживают представители множества наций и народностей, речь здесь идет уже о взаимодействии нескольких языков и культур (русской, национальной и страны изучаемого языка).

Именно поэтому необходимо включать НРК в содержание обучения иностранному языку. Кроме того, целесообразно адаптировать лексические единицы иностранных языков к определенным ситуациям данного региона.

Полноценная коммуникация достигается тогда, когда с помощью лексических единиц иностранного языка учащиеся знакомятся как с национальной, так и с интернациональной культурой.

Исходя из вышеизложенного, мы стараемся отбирать материал, отражающий национально-региональные особенности края по следующим критериям:

– культурологическая ценность материала. В содержание обучения необходимо включать реалии своей республики, своего региона, факты национальной культуры. Это будет способствовать повышению общекультурного уровня учащихся и содействовать формированию основ национально-культурной компетенции;

– критерий типичности или своеобразности. Надо учить учеников сравнивать и сопоставлять конкретные стороны жизни в стране изучаемого языка и у себя на родине;

– актуальность содержания учебного материала. Материал должен быть ориентирован на современную действительность;

– критерий возрастных особенностей учащихся, так как их общеобразовательная и языковая подготовка находятся на разном уровне;

– критерий привлекательности. Это важно, особенно на младшем этапе, когда формируется познавательный интерес. Интересный материал вызывает положительный эмоциональный тонус у учащихся и повышает мотивацию учения;

– тематический критерий. Он должен соответствовать программе по иностранному языку для общеобразовательных школ;

– критерий функциональности. Под этим следует понимать необходимость использования лексических единиц с национальной семантикой, норм речевого этикета.

Отобранный по данным критериям материал нацеливает учеников на употребление усвоенной лексики в практических ситуациях.

Татарстан – многонациональная республика, где уживаются представители более 170 наций и народностей, где многие знают не менее двух государственных языков – русский и национальный (татарский), а с учетом иностранного языка – три. А если в школе изучается второй иностранный язык, то школьники должны знать все четыре языка.

В этих условиях цель обучения иностранным языкам – развитие индивидуальности в диалоге культур – кажется сама собой разумеющейся. И поэтому невозможно обойтись без включения НРК в тематическое планирование. Однако ни учебников, ни учебных пособий, учитывающих национальные особенности региона, пока не существуют. Наполнить НРК содержанием, «вдохнуть в него жизнь» может только учитель. Хорошим подспорьем для нашей работы в республике является журнал «Казань».

Следует также отметить, что наш город, где тесно переплетаются две основные культуры – христианская (православная) и мусульманская, уникален по многим позициям. Очень важно донести это до каждого ученика, чтобы научить их бережно относиться ко всему, что относится к истории, культуре, обычаям и традициям народов, населяющих наш регион, и прежде всего татарского народа.

Мною была разработана примерная сетка часов для включения НРК в тематическое планирование уроков немецкого языка для школ с углубленным изучением данного языка, начиная со второго по одиннадцатый классы.

В качестве примера хочу познакомить читателей с разработанным мною тематическим планом для старшеклассников, начиная с VIII класса.

Тема Содержание Кол-во часов для НРК
  VIII класс  
1.                  1Летние каникулы

немецких детей

Возможности летнего отдыха в Казани 2
2.ФРГ–географические

 

Особенности нашего региона 3
особенности    
3. Школьное образование в ФРГ Система образования в России и особенности образования в Татарстане 3
4. Театр Театры Казани 4

 

5. Музыка Татарские композиторы 3
     
  IX класс  
     
1. Друзья по переписке Рассказ о себе немецкому другу 2
2. Свободное время Досуг молодежи в нашем городе 1
3. Хобби Увлечения молодежи нашего города 1
4. Выбор профессии Вузы Казани 2
5. Наука и техника Научные традиции Казанского университета

X класс

 

 

2
1. Искусство Возникновение театра в Казани 2
2. Города Германии Крупные города Татарстана 3
3. Нравы и обычаи населения Германии Национальные праздники Татарстана 3
4. Средства массовой информации СМИ в Республике Татарстан 2
5. Приятного аппетита Татарские национальные блюда

XI класс

1
1. Типы семей в Германии Проблемы семьи в современной Казани 3
2. Моя будущая профессия Самые востребованные профессии региона 2
3. Религия Основные конфессии в Татарстане 3
4. Праздники Германии День города в Казани 3
5. Счастье — что это? Самый счастливый день в жизни 2

 

Материалы, собранные нашими учителями и учащимися, вышли в виде отдельной брошюры «Практические наработки к вопросу формирования краеведческой компетенции у школьников на уроках немецкого языка». В брошюре содержится более 20 тем. Среди них, например, такие: «Жизнь – песня» (о жизни и творчестве поэта-героя Мусы Джалиля), «Габдулла Тукай – основатель татарского литературного языка», «Душа его в музыке» (о жизни композитора С.Сайдашева), «Роль Карла Фукса в развитии научных традиций Казанского университета», «Живые и мертвые воды Булака», «Тайны мечети Куль-Шариф» и многие другие.

Перечисленные темы изучаются как на уроках, так и во внеурочной работе.

Так, на занятиях краеведческого кружка «Юный экскурсовод» учащиеся занимаются разработкой тем, связанных с историей, культурой и архитектурой родного города.

Поиск материалов по заданной теме проводится учащимися в научных библиотеках города, в музейных архивах и в Интернете, откуда берутся также и уникальные фотографии для наглядности. Результаты работы – привитие интереса школьников к своему краю, его истории, культуре.