«Путешествие по сказке»

№ 188

«Путешествие по сказке»

(НОД в подготовительной к школе логопедической группе)

Альфия АЛЬМЕЕВА,

учитель-логопед детского сада № 322 г. Казани

Цель и задачи. Развитие координации движения с речью. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышления, памяти, быстроты реакции.  Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. Совершенствовать навык подбора прилагательных к существительным. Упражнять в умении составлять слова из слогов, букв. Упражнять детей в чтении. Воспитывать у детей интерес к сказкам. Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чуткость, доброту. Формировать навыки самостоятельности, инициативности, доброжелательности, взаимопонимания. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Материалы: разрезные картинки к сказке «Снежная Королева», предметные картинки на разные звуки, сундучок с заданием, задание – слово по первым буквам, тарелочки с манкой, снежки со слогами, задание «узнай букву», буквы ДОБРО.

Ход занятия

  1. I. Организационный момент

Педагог. К нам сегодня на занятия пришли гости из других детских садов. Давайте с ними поздороваемся «Здравствуйте», А теперь поздороваемся по татарски: «Исәнмесез».

Приветствие

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Педагог. Подарим гостям хорошее настроение. (Дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям.) Теперь предлагаю поздороваться с рядом стоящим другом. Как можно друг друга поприветствовать? (Обнять, помахать, «дать пять» и т.д.)   

Педагог.

Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И конечно поиграть.

Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.

Какие сказки вы знаете? (Ответы ребят.) А вы бы хотели очутиться в сказке? У меня есть разрезные картинки, собрав которые вы узнаете сказку, в которую мы отправимся. Разбивайтесь на пары и подойдите к столам. (Собирают картинки к сказке «Снежная Королева».) Какая сказка у нас получилась? Кто написал сказку? Правильно, сказку «Снежная королева» написал Г.Х.Андерсен. (На экране – портрет автора.)

  1. II. Основная часть

(Педагог предлагает разместиться детям на сидушках-подушках в удобном для ним месте.)

Педагог. Давным-давно жил на свете волшебник, у которого было волшебное зеркало, и оно вселяло в людей любовь, доброту. И даже самый злой человек, посмотрев в него, становился добрым и смелым.

Об этом зеркале узнал Тролль и сразу же решила овладеть им. Он заколдовал зеркало, и все, кто посмотрит, в это зеркало становился злым, равнодушным и холодным. Но зеркало не выдержало ее холода и треснуло на осколки, которые разлетелись по всему миру. Один из осколков попал мальчику Каю. Герда мальчика спасла. Но вернуть зеркалу волшебную силу у нее не получилось. Он собирал слово вечность, чтобыосвободить от заклатий Королевы. А нам с вами, чтобы вернуть зеркалу волшебную силу нужно тоже составить слово. Но Снежная Королева украла льдинки, и нам нужно постараться их забрать и составить слово. Чтобы пойти получить льдинки нам придется пройти много испытаний. Вы готовы? (Ответы ребят.)

Педагог. Тогда отправляемся в путь. Посмотрите на карту (экран) с испытаниями, которые нужно пройти, чтобы добраться до замка.

Отправимся в путешествие на поезде, но нам нужны билеты. А билеты не простые, а волшебные. Билет – это картинка. На тот звук на какой начинается ваше имя – будет начинаться сама картинка. Я – Альфия Равилевна – мое имя начинается на букву А, я выбираю арбуз. У всех есть билеты – тогда вперед, навстречу испытаниям.

А вот и 1-е испытание – признаки зимы.

Я буду перечислять приметы зимы, если это признак зимы – то вы один раз хлопаете в ладоши. Если это не признак зимы – то один раз топните ногой

– Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

-Зимой птицы возвращаются из теплых стран.

– Зимой мы встречаем Новый год.

– Зимой распускаются почки.

– Дни становятся короче — ночи длиннее.

– Земля покрывается снежным покровом.

– Зимой люди тепло одеваются.

– Зимой можно купаться и загорать.

Педагог. Какие правильные утверждения вы запомнили? (Ответы ребят.)

Педагог. Молодцы, с этим испытанием справились. А нас ждет следующее.

2-е испытание. Найди отличие.

Педагог. А теперь посмотрите на экран – нужно найти отличия. Отвечать нужно полными предложениями. (Проверка.)

Пока мы беседовали и находили отличия– мы успели попали к следующей точки маршрута. И нас ждет 3-е испытание. (Находим сундук.)

Кодовое слово

Педагог. Чтобы открыть сундук нужно найти кодовое слово. Садимся за столы. У каждого из вас задание – нужно отгадать слово по первым звукам. У всех слова разные. Чтобы пройти это испытание нужно всем правильно выполнить задание. (Проверка задания)

Снежинка (за столами).

Педагог. А в 4-м испытании нам помогут наши пальчики – мы будем рисовать снежинки. Давайте вспомним: какие бывают снежинки?

Дети. Легкие, красивые, воздушные, белые, блестящие.

Педагог. А теперь превратимся в снежинок.

Физминутка

Кружатся снежинки (дети кружатся на носочках)

В воздухе морозном. (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)

Падают на землю (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)

Кружевные звёзды
Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, (бережно прикрывают снежинку)

Подожди немножко. (на ладони другой ладошкой)

Педагог. Все снежинки отличаются друг от друга, нет одинаковых снежинок. Но все все снежинки имеют 6 лучей. Покажите ручками как падают снежинки? (Педагог показывает движение кистями сверху вниз, дети повторяют.) А теперь нарисуем снежинки на подносе с крупой (манкой).

Придумай слово

Педагог. Сундучок открылся, а там послание, идите к ворону, он скажет куда идти дальше. Как Ворон помог Герде в сказке? (Он познакомил ее с принцем и принцессой.) Ворон Грамотный и много чего знает. Он нам тоже приготовил сложные испытания.

На снежках написано начало слова, а вам нужно закончить слово. (Лу-…на, ле-…то, ка-…лина, ма-…лина и др.) Ход открыт – идем дальше…

Узнай букву

Педагог. Теперь мы попали в гости к маленькой Разбойнице. Она только выучила буквы и решила проверить знаем мы их или нет. Давайте посмотрим и угадаем какие буквы спрятались.

Педагог. И это задание выполнено Разбойница нам даст своих оленей и мы помчимся к С.Королеве.

Вот мы в у гостях С.К. За выполнные испытания мы получили 5 букв. Давайте назовем буквы? (О, Б, Р, О, Д.) Из этих букв нам нужно сложить слово, которое расколдует наше волшебное зеркало. Какое слово получилось? (Добро.)

Педагог. Слово собрали – зеркало расколдовали. А теперь пора возвращаться в детски сад. Садимся в поезд.

III. Итог

Педагог. Ребята, а какие задания мы сегодня делали? А для чего мы их делали? Как вы думаете почему слово «добро» волшебное? (В сказках добро побеждает зло.) Какое испытание вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)

Педагог. Мы вернулись в детский сад. Скажем гостям «До свидания!».