Использование цифровых образовательных платформ на уроках технологии
№ 187
Вячеслав СЛАВНИН,
учитель технологии лицея №2 г. Чистополь
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Современный ученик отличается от ученика школы 20 лет назад. Предметная область «Технология» подразумевает трудовое обучение, но уже с применением современных подходов. Одним из новшеств образовательной деятельности не так давно стало дистанционное обучение.
До наступления самоизоляции в марте 2020 года, связанного с пандемией, каждый учитель использовал в работе интернет-ресурсы на свое усмотрение по мере необходимости. Но в рамках перехода на дистанционное обучение цифровые навыки из желательных стали обязательными и необходимыми.
Ситуация показала, что онлайн-образование – это совершенно новый формат работы, которому надо учиться. Хотим мы этого или не хотим, но объективная реальность сегодня такова, что большинство учащихся своё свободное от школы время проводит в сети Интернет. Вовлечь в процесс обучения ребёнка сейчас без привлечения сети Интернет становится всё сложнее. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды становится очень актуальным, так как оно имеет огромные возможности для повышения качества обучения в современной школе. Настало время цифровых технологий в образовательных учреждения.
Для учителя технологии, предмета который предусматривает в основном практические занятия в мастерской, к сожалению, очень сложно подобрать готовый контент на образовательных платформах.
Одной из современных цифровых платформ с готовым контентом по предмету «технология» является «CберКласс». Он учитывает потребности каждого учителя и класса, позволяет выстраивать персонализированные траектории обучения, планировать уроки, использовать разные способы проверки заданий, следить за прогрессом учеников и многое другое. Кроме этого, на платформе есть уникальные задания по всем предметам, которые нельзя списать или найти в интернете.
Контент платформы «CберКласс» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и используются в обучении с 5 – 9 классов. Для работы на площадке учителю и ученику выдаются логины и пароли. Учитель подбирает необходимые материалы к уроку и выдает задания. Представленный материал достаточно разнообразный – тексты, графики, готовые тесты с автоматической проверкой, эксперименты и возможность вести исследовательскую деятельность. Сформировать навыки пиления, строгания, резания и сверления материалов современному ученику значительно проще и привычнее при помощи обучающих видео. Видеозапись можно посмотреть столько раз, сколько потребуется для отработки навыка.
Для того, чтобы урок с применением цифровой образовательной платформой был эффективен, необходимо соблюдать правила проектирования цифрового урока:
- Определение целей и задач урока по определенной теме, его связь в цепочке уроков. Определение учителем образовательного продукта, который создадут учащиеся в процессе работы на уроке. Проектирование урока поэтапно в виде презентации.
- Изучение учебников и информационных ресурсов, выбор наиболее эффективных и подходящих источников, оценка вариантов реализации учебной ситуации с компьютером или без него.
- Создание условий для осознанного усвоения нового материала при условии правильного начала урока. Создание проблемной ситуации, например, просмотр видео ролика с реальной ситуацией, которая поможет определить направленность данного урока и учащимся самим вывести тему урока.
- Подготовка необходимых ссылок на пособия, тетради и учебники, обучающие платформы.
- Тщательная подготовка к этапу урока «Практика». Начинается он с разрешения проблемной ситуации и отработки новых навыков. На данном этапе помогут образовательные платформы и электронные приложения, а также тетради для практики.
- Продумайте временные интервалы урока, поэтапно распределите время. Не стоит забывать, что максимальное время за компьютером не должно составлять более 30 минут.
Современные учащиеся требуют современного подхода к образовательному процессу. Внедрение информационных технологий на уроках, использование образовательных платформ и ресурсов позволяет вовлечь в процесс обучения даже тех, кто не особо интересовался предметом. Представление нового материала, закрепление раннее изученного, контроль с применением новых технологий дают возможность разнообразить образовательный процесс и делать его более увлекательным.
Цифровые уроки для детей это дополнительный источник знаний и развития своих способностей. Для учителей – современное средство образования в удобном формате.