Марийский край, люби и знай
(Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по физическому развитию)
Лейсан АВХАДИЕВА, Лейсан ВАЛИАХМЕТОВА, Алия ХАМИТОВА,
воспитатели детского сада № 45 г. Казани
Цель: Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей, обогащение двигательного опыта.
Задачи:
оздоровительные: укрепление опорно-двигательного аппарата, основных мышечных групп тела, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
образовательные:
– развитие физических качеств (скорость, сила, выносливость, координация, равновесие);
– развитие волевых качеств;
– формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– расширение представлений о Поволжье;
– формирование знаний о культуре и традициях марийского народа;
– развитие знаний о республике Марий Эл;
воспитательные:
– воспитание организованности, самостоятельности, умения поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
– формирование умения использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности.
Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приёмы: словесные: вопросы, объяснения; наглядный показ; практические: выполнение упражнений.
Предварительная работа: ознакомление с культурой, историей и традициями марийского народа.
Оборудование: проектор, канат, свисток, гимнастическая скамейка, наклонная доска, гимнастические палки, балансир, колыбельная музыка, марийский костюм для взрослого, сувениры – брелок Йошкины.
Ход занятия
Содержание | Задачи | Оборудование | Методы и приёмы | Образовательная область | Ожидаемый результат |
Организационный момент
Инструктор. Группа, равняйсь! Смирно! Вольно! Здравствуйте, девчонки и мальчишки! – Сегодня я приглашаю вас в туристический поход. Куда можно отправиться в поход? (Ответ детей.) – Наша страна огромная, есть много красивых городов, лесов, водоемов, бескрайних степей, высоких гор. И всю эту красоту можно увидеть в одной из республик Поволжья. Назовите, какие Республики Поволжья вы знаете? (Ответ детей.) – И сегодня мы с вами отправимся в Марий Эл. А как вы думаете, какими качествами должны обладать туристы и путешественники? (Ответ детей.) – Отправляемся в путь. |
Заинтересовать детей темой занятия.
Установить контакт с детьми.
|
Проектор
|
Словесный метод. | Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие |
Заинтересованность детей. |
Вводная часть
Инструктор. Группа, равняйсь! Смирно! Направо в колонну по одному шагом марш! Разминка – Дошли до леса, идем по узкой лесной тропинке. (Ходьба на носках.) Голову не опускаем. Дышим носиком легко, вдыхаем глубоко. – Вышли на полянку. Мягкая травка щекочет наши ноги, вставайте скорее на пятки. (Ходьба на пятках, руки за голову.) – Посмотрите, мы с вами пришли к источнику воды. Самый крупный из этих родников называется Зеленый ключ. Зеленым его назвали за малахитовую окраску дна. Вода в Зеленом ключе круглый год имеет одинаковую температуру и не замерзает даже зимой. Давайте погуляем по берегу. (Ходьба на внутренней стороне стопы, руки на поясе, а теперь на внешней стороне стопы.) – А теперь давайте потопаем по воде, посмотрим у кого будет больше брызг. (Топающий шаг.) – Посмотрите, солнце уже высоко, нам надо поспешить, легким бегом, марш! (Бег друг за другом.) – Ребята, теперь шагаем и наслаждаемся свежим, лесным воздухом. (Глубокий вдох через нос и выдох через рот.) |
Подготовить мышцы тела к предстоящим физическим упражнениям.
|
Проектор | Словесный, наглядный, практический методы
|
Физическое развитие
|
Готовность к выполнению физических упражнений.
Разогрев мышц тела.
|
Основная часть
Инструктор. Вот мы и на территории Марий Эл. Видите, развивается флаг республики. Внимание! Перестроение! А чтоб вам легче было идти, возьмем палки. Это ветки известного и самого дорогого дерева в Марий Эл – золотой сосны. Говорят, что несметные сокровища закопаны под старой сосной. Много лет «охотники за удачей» ищут сундук с золотом, но так и не могут найти. Говорят, что через некоторое время сосна стала по ночам светиться золотыми огоньками. Именно поэтому в народе ее так и прозвали — «золотая сосна». Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками И. п. – основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 1 – палку вверх; 2 – сгибая руки, палку назад на лопатки; 3 – палку вверх; 4 – и. п. (6 – 8 раз).
И. п. – стойка ноги на ширине ступни, палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – присесть, палку вперед; 3 – встать, палку вверх; 4 – и. п. (6 раз).
И. п. – сидя, палка перед грудью в согнутых руках. 1 – палку вверх; 2 – наклониться вперед, коснуться пола; 3 – палку вверх; 4 – и. п. (6 раз).
И. п. – лежа на животе, ноги прямые, палка в согнутых руках перед грудью. 1–2 – прогнуться, палку вперед-вверх; 3–4 – и. п. (6 – 8 раз).
И. п. – основная стойка, палка хватом на ширине плеч внизу. 1 – прыжком ноги врозь, палку вверх; 2 – прыжком в исходное положение. Выполняется на счет «1 – 8», (6 – 8 раз). Темп умеренный. |
Развивать двигательные качества. Подготовить к овладению сложными действиями. Развить силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижности суставов. Формировать правильную осанку.
Укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Расширить представление о республике Марий Эл. |
Проектор,
гимнастические палки |
Словесный, наглядный, практический методы
|
Физическое развитие | Готовность организма к выполнению сложных упражнений |
(Выходит девушка – Ветлуга.)
Ветлуга. Здравствуйте! Вы кто и что здесь делаете? (Ответы детей.) – А меня зовут Ветлуга. И назвали меня так в честь реки Ветлуга, которая сверкает как стальная сабля, и вольная, непокорная как мой народ. Раз вы путешествуете, то я предлагаю продолжить поход, и приглашаю всех на Марийский национальный праздник «Угинде», или же «Праздник нового хлеба». С «Угинде» начинает цикл праздников, связанных с осенними уборочными работами. Праздник состоит из веселых игр, песен, пекут пироги и хлеб из зерна нового урожая и, конечно же, приглашают всех на чаепитие. Основные виды движений – Продолжаем путешествие! А по дороге я вам расскажу о нашей республике много интересного. Впереди высокие Чукшинские горы, гора Аламнер. Чтобы подняться в горы, мы должны быть сильными, ловкими, выносливыми. (Ходьба по наклонной доске, сохраняя равновесие, руки в стороны.) – Молодцы! Вот мы и прошли высокие горы и дошли до озера Пучеер, название которого переводится с марийского как «Оленье озеро». Здесь отличное место для сбора клюквы и рыбной ловли. Нам надо перебраться на противоположный берег. (Подтягивание по скамейке лежа на животе.) – А теперь нам надо пройти через Нолькинские пещеры на полянку. В долине реки Нольки располагаются искусственно созданные пещеры. Здесь работали каменоломы. Они добывали жерновой камень. Путешествие по подземным коридорам завораживает. Нам нужно сохранить равновесие. (Упражнение на балансире. И. п. ноги на ширине плеч, руки на пояс. Раскачивание на балансире, сохраняя равновесие.) – Вот мы и пришли. Вы молодцы, и теперь я приглашаю вас поиграть в марийскую национальную игру «Два круга». Национальная марийская игра «Два круга» Ветлуга. Участники игры образуют два круга (внутренний и наружный), берутся за руки и под музыку, взявшись за руки, бегут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшимся перед ним. Вновь бегут по кругу. |
Развивать физические качества: силу, координацию, равновесие, ловкость, быстроту.
Развивать волевые качества. Воспитывать организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
|
Наклонная доска, гимнастическая скамейка, балансир, проектор
|
Словесный, наглядный, практические методы: метод круговой тренировки, упражнения.
|
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие. Физическое развитие. |
Качественное выполнение заданных упражнений.
Проявление интереса к выполнению упражнений.
|
Заключительная часть
Упражнения на расслабление, релаксация Инструктор. В гостях хорошо, но пора возвращаться домой. А перед дальней дорогой надо хорошенько отдохнуть. Упражнение «Волна» И. п. – лежа на спине, раскинув руки и ноги в стороны, (музыкальное сопровождение). Расслабляюсь на спине, Как медуза на волне… Глазки закрываются… Тело расслабляется… Тихо плещется волна… Нас баюкает она… Баю-бай, баю-бай, Глазки тихо закрывай… Вот прохладный ветерок Пробежал по телу… Отдохнули! Вновь пора Браться нам за дело! Упражнение «Бабочка» И. п. – сидя на полу, ноги согнуть в коленях, стопы вместе, руки держаться за носки. Спина прямая. 1 – колени сводятся вместе. 2 – И. п. Упражнение «Шиялтыш» – национальный музыкальный инструмент И. п. – лежа на спине. 1 – закрывают глаза, отдыхают под звучание шиялтыш. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчиков. 2 – И. п. Инструктор. Сегодня мы с вами, как настоящие туристы, совершили путешествие. Вы стали сильными, выносливыми, быстрыми, ловкими. Ветлуга. Обладая такими качествами, вы сможете совершать путешествия по всей нашей необъятной Родине. А в память о сегодняшней нашей встрече я хочу подарить вам брелоки Йошкины. Они обладают волшебной силой! Забавная фигурка всегда будет вам поднимать настроение, напоминать о нашем путешествии. Инструктор. Вам понравилось наше путешествие? – Что понравилось больше всего? – С кем вы познакомились? – Что интересного узнали о Республике Марий Эл? – А кому вы расскажите про наше путешествие? Ветлуга. А теперь я приглашаю вас на чай. (Фиточай в группе.) |
Восстановить тонус основных мышечных групп тела, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Подвести итог занятия. |
Колыбельная музыка марийского народа, сувениры Йошкины – брелок вырезных кошек. | Словесный, наглядный, практический методы
|
Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие. |
Переход от возбужденного состояния организма к более спокойному.
Возникновение у детей чувства удовлетворенности и стремления продолжать самостоятельные занятия физкультурой и ходить в туристические походы, путешествовать. |