Татарстан – наш общий экологический дом
№ 184
(Интеллектуально-развлекательная игра по экологии)
Рамиля САЛИМОВА,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной .категории средней школы №11 г. Бугульмы
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия призвана оказать методическую помощь педагогам при воспитании у школьников экологической культуры и формированию у школьников знаний по правилам поведения на природе. Проведение мероприятия в форме интерактивной игры, которая позволяет в непринуждённой обстановке рассматривать важные и порой глобальные вопросы в рамках экологического образования.
Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Она – природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для неё деталь. Она для него – всё. А потому: не вреди! Водные объекты – источники так называемых «экологических услуг» для населения. Это места традиционных видов природопользования, отдыха. С 1703 г. все леса вдоль Волги по обоим берегам на расстоянии 50 км были объявлены заповедными и были приписаны для снабжения лесом Балтийских верфей. В них запрещалась свободная рубка корабельных деревьев, и только для нужд кораблестроения производилась заготовка дубовых сортиментов и деревьев, мачтовых сосновых деревьев, а так же строевых сосновых, еловых и пихтовых деревьев. Древесные породы были разделены на две группы: запрещенные и дозволенные. Казанский край в те времена был богат «корабельными» лесами – дубовыми и сосновыми рощами. Лес для строительства судов заготавливали не только под Казанью, но и за десятки верст от нее, а затем по рекам доставляли в Адмиралтейство. 300 лет Казанскому адмиралтейству. Эти юбилейные даты будут праздноваться до 2022 года.
Цель и задачи мероприятия:
– определять, что такое экологическая угроза; характеризовать взаимодействие человека и природы, воздействия человеческого общества на фауну и флору Земли Татарстана;
– дать нравственно-этическую оценку экологической угрозе всему живому на Земле, исходя из социальных и личностных ценностей;
– воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время.
Планируемые результаты:
– формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого обучающегося);
– анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе;
– знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры Татарстана.
Методы работы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, творческие, интерактивные.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Форма: экологическая интеллектуально-интерактивная игра.
Класс: 8 – 11классы.
Место проведения: актовый зал школы, учебные кабинеты.
Время проведения: 1,5 часа.
Оборудование: проекционное оборудование, мультимедийное оборудование, электронные пособия – отсканированные документы, таблички с понятиями и картины-иллюстрации, презентация к мероприятию. Музыкальные произведения: Салих Сайдашев «Татарский вальс» и «Мелодия»; Рустем Яхин «Поэтическая картинка» и «Опять весною»; Мансур Музафаров «Концерт для скрипки с оркестром Си-мажор» и «Кызлар биюе»; Сара Садыкова «Сине яратам» и «Романс»; Ильхам Шакиров «Ромашкалар» и «Иске карурман»; Марьям Рахманкулова «Су юлы»; Фарида Кудашева «Ак пароход».
Необходимое оборудование: на столе ножницы, бумага, карандаши, картонные упаковки и коробки; цветная бумага; клей; вопросы в конвертах 30 штук (конверты пронумерованы), маршрутные листы для команд; планшеты, ноутбуки с доступом Интернет сети.
Оформление плакатами: «Память – наше богатство» (Д.С.Лихачев); «Культура – это мера человечности в человеке» (Карл Маркс).
Ход мероприятия
(Звучит музыка Р.Яхина «И опять весною». На сцену выходит рассказчик и начинает свой рассказ.)
Рассказчик. Прогуливаясь по городу, Сергей заметил на старом многоэтажном доме маленькую табличку с непонятной надписью «Дом высокой культуры» и решил зайти через ворота во двор и узнать, что же это такое – высокая культура. Он увидел красивый чистый двор с множеством цветов и деревьев – настоящий сад. Сажавшие кусты дети поздоровались с Сергеем, а одна девочка подошла к нему.
Наиля. Ты, наверное, первый раз в нашем дворе?
Сергей. Ага.
Наиля. Меня зовут Наиля, если хочешь, покажу тебе наш двор.
Рассказчик. Сергей удивился вежливости и дружелюбию незнакомой девочки и пошел следом за ней. Он заметил большую беседку со старыми шторами, перед которой стояло много скамеек и множество в горшках цветов.
Сергей. Зачем вам занавески на беседке и столько скамеек?
Наиля. Это наш театр. По субботам и воскресеньям мы показываем взрослым сказки и кукольные спектакли, видеосюжеты о красоте природы Татарстана.
Сергей. А почему в беседке магнитофон?
Наиля. Мы часто здесь танцуем народные танцы, а кто не хочет танцевать, играет, а заодно слушает музыку.
Рассказчик. Сергей увидел множество детских рисунков вдоль стены дома между подъездами.
Сергей. А почему у вас на доме столько картин весит?
Наиля. Это – выставка, которую мы сделали немножко для себя, но в основном для наших родителей и остальных взрослых. Папы и мамы, идя на работу или с работы, любуются картинами, их настроение улучшается и усталость проходит.
Рассказчик. Наиля повела Сергея в красивый подъезд, с цветами, нарисованными на стенах героями из татарских народных сказок, и открыла большую комнату, которая чуть ли не до потолка была заставлена полками с игрушками, а у одной стены стояли три больших шкафа с детскими книжками такими авторами как А.Алиш, Ф.Яруллин, Р.Минуллин, М.Джалиль, Г.Кутуй, Г.Тукай, Г.Р.Державин, Л.Н.Толстой и С.Т.Аксаков, А.С.Пушкин, сказки народов мира и др.
Сергей. А можно мне к вам во двор приходить?
Наиля. Конечно, но есть одно правило: перед тем как играть, каждый должен сделать для двора и других людей что-нибудь нужное и красивое.
Рассказчик. Сергей стал приходить в новый двор, ему нравилось работать сообща с другими детьми, делать жизнь чуточку красивее, лучше и интереснее. Он помогал копать яму для маленького пруда, строил возле песочницы небольшой замок с башнями из камней и глины и т.д., но больше всего Сергею нравилось его собственная выдумка. Он лепил из глины фигурки героев из народных сказок народов Татарстана, раскрашивал их и расставлял под кустами или рассаживал на ветках деревьев, здесь уютно расположились Шурале, Водяная, Сыре-варда – злая старуха, едьма, Лиса, Сова, Мышь, Сорока. Теперь он знал смысл слов «высокая культура» и что значить жить среди культурных людей. Часто перед сном он мечтал о завтрашнем дне, о том, как еще лучше украсить жизнь и принести радость и пользу другим людям. Ребята, вы сейчас ответите на вопросы. За правильный ответ вы получите пазл, т. е. бонус. И так, первый вопрос: «Почему двор был таким красивым?»
Учащиеся. В нем жили культурные дети.
Рассказчик. Вопрос номер два: «Когда людей называют культурными?»
Учащиеся. Когда они не только любят красоту, но и создают ее вокруг себя, становясь лучше и сами. Аккуратный, но это не значит, что у него культурный и богатый внутренний мир. Мало смотреть на красоту, надо еще становиться лучше и что-то делать для других людей.
Рассказчик. Какого человека называют нравственным? Распространяются ли законы морали на отношение человека к природе? Можно ли назвать человека уничтожающего природу?
Предполагаемые ответы учащихся
Наиля. Ребята, я хочу вам рассказать одну притчу. Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шедший мимо мальчик сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали: растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла, сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее, о чем он подумал, — что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно ожег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на Земле было больно…
Сергей. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ребята, я предлагаю вам просмотреть видеосюжет. (https://youtu.be/49x9qCDcFs Экологический мультфильм «Мальчик и Земля.)
Рассказчик. Сокращаются пресноводные ресурсы планеты, продолжается интенсивная вырубка лесов: за последние 40 лет их площадь на душу населения упала на 50%. Площадь тропических лесов сокращается со скоростью, эквивалентной исчезновению 200 футбольных полей в минуту.
Сергей. Люди неудержимо стремятся к новым неведомым рубежам – ездить быстрее, подниматься выше, погружаться глубже, общаться через континенты, не взирая на расстояния. Окружать себя комфортом, о котором и не помышляли наши предки. И ничто не остановит человека на этом пути, хотя результат дерзаний не бесспорен: ведь никто не утверждает, что современник Пушкина был глупее нашего с вами современника или что телефон, компьютер и автомобиль позволили нам испытывать такое полное счастье, о котором наш классик и не ведал. Конечно, наши знания о мире стали неизмеримо богаче. В оценке всякого технического новшества именно эта сторона – его безопасность – должна быть определяющей. Научно-технический прогресс нуждается в переосмыслении, и его кардинальность не в последнюю очередь зависит от нравственных и этических норм, господствующих в обществе.
– Какие проблемы, по вашему мнению, являются наиболее острыми в современной экологии Земли? Аргументируйте свой ответ.
– Какие экологические проблемы наиболее актуальны для вашего региона? Предложите свои способы их решения.
– Объясните значение следующих терминов и понятий: экология, экологическая система, экологические проблемы, экологическая обстановка, экологический кризис, экологический коллапс, техногенные катастрофы.
– Как изменилось мировоззрение жителей развитых стран в связи с осознанием ими проблемы загрязнения окружающей среды?
2-й конкурс – защита командами «Экологические буклеты», призывающие к бережливому отношению (воды, электроэнергии, хлеба и др.). (Смотреть приложениея№1 и №2.)
- II. Основная часть внеклассного мероприятия.
Учитель. Наша республика – один из самых многонациональных регионов России. Здесь учатся, работают, живут представители разных национальностей. Издавна в Татарстане живут чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры, украинцы, белорусы, евреи, немцы. Каждый из них бережёт память о своей истории, хранит и развивает свою национальную культуру. Но все они, независимо от своей численности, этнических корней, равноправны и составляют многонациональный народ Татарстана. Учёные сегодня всё чаще называют Татарстан регионом высокой культуры межнационального общения, крепких традиций взаимопонимания и уважения. Ребята, мы сейчас распределимся на четыре команды и продолжим наше состязание. (Раздается командам «Маршрутная карта команд».)
3-й конкурс – «Логико-проблемный».
Учитель. У вас на столах стоят компьютеры, вам надо зайти на сайт LearningApps.org в отдел «Экологические проблемы» и решить ряд предложенных заданий. На выполнение заданий отводится 15 минут. Вам нужно собрать как больше пазлов.
Итак, следующий конкурс. Ребята, на столах лежат конверты. Откройте эти конверты.
– Почему необходима активная деятельность по охране природы?
– Почему земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни народов?
– Что делает государство для охраны окружающей среды?
– Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?
– Статься 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Как вы понимаете свою роль в выполнении этой обязанности?
Учитель. Вы прекрасно справились с творческой работой. Татарстан – это место встречи самобытных культур, обычаев, традиций, их развития через взаимодействие.
У нас 4-й музыкальный конкурс – «Крутятся татарские вокальные диски», но эти песни очень связанны с природой, экологией нашего Татарстана. Вам надо послушать музыкальный отрывок, сопоставить музыкальных деятелей с оригинальными фотографиями и определить исполнителей музыкальных произведений.
Музыкальные деятели | Музыкальные произведения |
1. Салих Сайдашев | «Концерт для скрипки с оркестром Си-мажор» и «Кызлар биюе» |
2. Рустем Яхин | «Поэтическая картинка» и «Опять весною» |
3. Мансур Музафаров | «Татарский вальс» и «Мелодия» |
4. Фарида Кудашева | «Сине яратам» и «Романс» |
5. Ильхам Шакиров | «Ромашкалар» и « Иске Кара Урман» |
6. Марьям Рахманкулова |
«Песня Жихан (из музыкалной комедии «Башмагым»)» и «Су Юлы» |
7. Сара Садыкова | «Шаян таҡмаҡтар» и «Ак Параход» |
Учитель. И так, на протяжении длительного времени была велика роль Казани, её профессоров, преподавателей, студентов в развитии культуры народов региона. Казань активно формировала общественное мнение вокруг узловых проблем того времени, стояла во главе культурной, интеллектуальной и общественной жизни многонационального края. (Команды слушают музыкальные произведения и выполняют задание.)
(На сцену выходят мастер с планшетом и лашман.)
Мастер с планшетом. Какая прекрасная песня в исполнении Сары Садыковой «Ак пароход». И куда нас с вами доставить? Возможно, в далекую историческую эпоху правления Петра Великого. Что предпринимал Петр I для сохранения природных богатств России?
1-й учащийся. Пётр I был первым русским государем, постоянно занимавшимся природоохранительной деятельностью. Одним из самых замечательных был указ царя об охране леса. Пётр Великий велел разделить все леса на две категории: в одних разрешил производить лесозаготовки, а в других категорически запретил и приказал строго охранять. Предусматривались также посадки новых лесов.
2-й учащийся. По указу Петра I в 1706 г. в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород. По преданью царь собственноручно посадил в нём несколько деревьев. Теперь этот «огород» известен как Ботанический сад МГУ на проспекте Мира.
3-й учащийся. Позаботился царь и об охране животного мира. Его указы запрещали отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии, а также хищнические способы ловли рыбы (такие, например, как установка ловушек, перегораживавших реку). Были предприняты меры по сохранению чистоты водоёмов. Указом 1719 г. жителям Петербурга запрещалось сваливать мусор в Неву и другие реки города. Ещё несколько указов Петра предписывали укреплять берега и сохранять почвенный покров. Данный приказ распространялся и Казанской губерни.
Мастер с планшетом. Ребята, совсем скоро наша страна будет праздновать 350-летие со дня рождения Петра I. Правление Петра Великого –одна из важнейших вех в истории России. Преобразования Петра I изменили облик страны, поставили в один ряд с передовыми европейскими державами в военном, экономическом и культурном плане.
Так же мы будем праздновать 300-летие создания регулярной армии и флота России, созданная в ходе реформы в условиях Северной войны, 300 лет со дня легендарной победы молодого российского флота в бою со шведами при острове Гренгам, и 300-лет Казанскому адмиралтейству. Эти юбилейные даты будут праздноваться до 2022 г. Воцарения Петра I судостроительная промышленность Казани приобрела всероссийское значение. В 1710 г. здесь была построена для балтийского флота эскадра из пяти кораблей. Назовите названия этих пяти кораблей? («Орел», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда» и «Город Казань»). Развитие кораблестроения, начатого в эпоху Петра I, потребовало большого количества лесных материалов. С 1703 г. все леса вдоль Волги по обоим берегам на расстоянии 50 км были объявлены заповедными и были приписаны для снабжения лесом Балтийских верфей. В них запрещалась свободная рубка корабельных деревьев, и только для нужд кораблестроения производилась заготовка дубовых сортиментов и деревьев, мачтовых сосновых деревьев, а так же строевых сосновых, еловых и пихтовых деревьев. Древесные породы были разделены на две группы: запрещенные и дозволенные. К первой группе были отнесены дуб, клен, вяз, ильм, лиственница, сосна корабельная от 12 вершков (53 см) в диаметре и выше. В Казанской и Нижегородской губерниях эти породы запрещалось рубить в заповедных верстах, а дуб запрещалось рубить вообще. К дозволенным породам отнесены липа, ясень, ольха, береза, осина, ель, орешник, ива и сосна тоньше 52 см, они рубились без ограничения.
Кроме того, в заказных рощах помимо рубки корабельных деревьев и их охраны, начали проводиться и первые лесохозяйственные мероприятия, которые заключались в «подчистке» рощ. Подчистка леса заключалась в обрезке нижних сучьев у дубовых деревьев скребками (косарями) или крючьями, насаженными на древко и вырубке всех деревьев других пород и кустарников вокруг дубовых деревьев из расчета одно дерево дуба на 4 кв. сажени (18,2 м2).
Лашман. Ребята, вы прекрасно справились с первым испытанием. Первая четверть XVIII в. характеризовалась для России напряжением и подъемом: лихорадочно строились новые города, возводились невиданные ранее заводы и фабрики, прокладывались каналы, дороги. Реформированная и хорошо вооруженная армия (первая по численности в Европе) нанесла поражение шведским войскам. Молодой российский флот вышел в Балтийское море. Деятельным организатором и руководителем всей этой работы был российский император Петр I.
Я предлагаю вам не менее интересный следующий конкурс. Вы на некоторое время должны стать матросами одного из кораблей. И каждой команде применить физическую силу и сплоченность команды.
Конкурс «Смотай шнур»
(На середине шнура или толстой нитки завязывается узелок, а на концах привязываются карандаши. По команде ведущего начать конкурс, игроки должны как можно быстрее намотать свою часть шнура на карандаш. Кто быстрее это сделает – тот и победил.)
Мастер с планшетом. Я хочу предложить еще одну игру.
«Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?» (Учащиеся обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение. В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось).
Конкурс «Передай пуговицу
(Учащиеся сидят за столом. По команде ведущего один из учащихся кладет пуговицу на свой указательный палец и, повернувшись к соседу, предлагает ему переместить пуговицу на свой указательный палец. Пользоваться другими пальцами не разрешается. И так по кругу. Уронивший выбывает из игры, и поэтому последним игрокам приходится тянуться через весь стол. Побеждают два последних участника и получают приз.)
Конкурс «Mission impossible»
(Для этого конкурса подойдет какое-нибудь нежное блюдо – например, желе. Задача участников – съесть его как можно быстрее с помощью зубочисток.,
Конкурс «Передай апельсин»
(В этой веселой игре участники выстраиваются в шеренгу. Они должны передать по цепочке апельсин, но не руками, а только подбородком или плечом! Если апельсин падает на пол, все начинается сначала.)
III. Заключительная часть
Лашман. 5-й конкурс – «Свободный микрофон».
С каждой команды нужны представители из трех человек: докладчик, аналитик, эксперт. Командам нужно определить проблему, последствия и пути решения этих проблем и словесно озвучить эти видеосюжеты.
Докладчик 1-й команды. Петровским указом 1718 г. было положено начало и предприятию, как Казанское адмиралтейство. Оно предназначалось для строительства, ремонта и длительного хранения речных и морских судов. Адмиралтейство включало в себя Астраханскую, Казанскую верфи. Здесь для Балтийского и Каспийского флотов строились бомбардирные суда, фрегаты, бригантины, галиоты и легкие гребные суда.
Адмиралтейство располагалось в устье Казанки, недалеко от деревни Бишбалта. В него входили судоверфи, чертежный зал, кузницы, бондарные, парусные, столярные и другие мастерские. В первой половине XVIII столетия Адмиралтейства возникло целое поселение — Адмиралтейская слобода.
Выбор места основания Адмиралтейства не был случайным. Казанский край в те времена был богат «корабельными» лесами — дубовыми и сосновыми рощами. Лес для строительства судов заготавливали не только под Казанью, но и за десятки верст от нее, а затем по рекам доставляли в Адмиралтейство. Это был огромный, каторжный труд. Его возложили на государственных крестьян, преимущественно нерусских, часть которых была приписана к Адмиралтейству. Появились так называемые лашманы (лесорубы). Именно они несли феодальную повинность в пользу государства по заготовке, обработке и вывозке кого леса. За крещеных эту повинность отбывали некрещеные. В 1719 г. по Казанской губернии лашманов насчитывалось 23,7 тыс. человек, что состав-половину государственных крестьян.
Лишь благодаря взятому Петром I курсу на развитие кораблестроения и создание собственного морского флота, отношение к лесным ресурсам коренным образом изменилось не только со стороны властей, но и во всех слоях общества. Существенным импульсом к появлению лесов, которым уделялось особое внимание, явилась обширная серия указов Петра, направленных на решение главной задачи – выявление и сбережение лесных ресурсов для нужд кораблестроения.
Докладчик 2-й команды. Лашманы, как уникальное сословие в истории Среднего Поволжья.
В условиях ведения Северной войны Россия строила и совершенствовала свой военный флот, для чего требовалось много корабельного леса. Но для его заготовки не хватало рабочей силы. Поэтому правительство решило перейти к широкому использованию труда служилых людей из нерусских народов Среднего Поволжья, превратив их в особое «обязанное сословие» лесорубов, приписанных к адмиралтейству. В Среднем Поволжье находились самые большие площади строительного леса. Поэтому здесь и проводились в это время заготовки леса для государственных нужд. Организация всех работ была поручена вице-губернатору Н.А. Кудрявцеву, возглавившему Казанскую лесную (адмиралтейскую) контору.
Аналитик 4-й команды. Вы не назвали происхождение иностранного слова лашманы. Кто такие лашманы? Какие чувства вы переживаете, когда рассказываете об условиях их труда?
Докладчик 3-й команды. В селе Бишбалта жили «балта остасы» – мастера по дереву: лесорубы, столяры, плотники. Поблизости находилась большая бухта – залив Волги, в которую заходили многочисленные торговые и военные суда. В округе были прекрасные дубовые и сосновые леса, и предки казанских татар использовали их для строительства судов – торговых и военных. Память о судах, сделанных в Казани, сохранялась в их татарских названиях: пабусы, кербаши, мишани, бафьти, каюки, карбасы. Если нужно было везти зерно, соль или другие сыпучие грузы, использовали насады. Когда надо было перевозить текстильные, меховые изделия, загружались учаны. Учаны – суда средних размеров – в случае необходимости использовали для перевозки воинов. Купеческие ладьи, направляющиеся вверх по Волге, Оке, Каме и Вятке, надо было охранять, поскольку здесь на них зачастую нападали новгородские разбойники. В устьях мелководных рек на ладьи перегружали товары с насадов и учанов. Насады, учаны и ладьи передвигались по речной глади с помощью парусов. Когда возникала необходимость, употребляли весла. Давно существовавшее в Казани речное судостроение обратило на себя внимание царя Петра I, и село Бишбалта было избрано царем для устройства второго в России (после Петербургского) адмиралтейства для строительства судов Каспийского флота. Казанское адмиралтейство за 112 лет своего существования поставило около 400 судов. Такова история Бишбалты.
Аналитик 1-й команды. Но почему Бишбалта (Пять Топоров)? Кому посвящен памятник в Адмиралтейской слободе?
Эксперт 3-й команды. В рамках празднования 300-летия Адмиралтейской слободы, в сентябре на улице Клары Цеткин открылся новый памятник «Бишбалта». Скульптор Рустем Габбасов, а автор идеи и спонсор Даниал Бикмухаметов (заслуженный машиностроитель РТ).
Бишбалта в переводе с татарского «пять топоров». Есть сведения о том, что поселение Бишбалта еще с булгарских времен было центром судостроения. Здесь издавна жили мастера по дереву – «балта остасы» – плотники, лесорубы, столяры. Во времена создания Петром I российского флота здесь располагались верфи, на которых строили суда торгового и военного флотов и спускали по реке Волге.
На месте бывшего Казанского адмиралтейства и поставили памятник рабочим, которые трудятся над созданием корабля.
Эксперт 2-й команды. Составители всех краеведческих справочников зациклились на дословном переводе слова. Они утверждают, что в самом начале строительства у сельчан было всего пять топоров – отсюда и название села. Между тем объяснение слова биш (пять) – религиозное. Оно уходит корнями в ислам, где цифре 5 придавалось особое значение. Так, еще у древних тюрков было 5 обращений к Всевышнему. Некоторые исламские обряды и понятия образовались с учетом правил исламского вероучения: 5 ежедневно исполняемых главных мотивов, 5 ключей к тайному познанию, 5 раз повторяется священная клятва, у исламских народов 5-й день недели выходной.
Докладчик 4-й команды. Имя Шишкина тесно связано с Казанью и казанским краем. Шишкин – уроженец города Елабуги, ныне входящего в состав Республики Татарстан, – никогда не порывал с родными местами. Он учился в 1-й Казанской мужской гимназии, затем со студенческих лет до конца жизни постоянно навещал Казань и Елабугу. Многие прославленные картины Шишкина навеяны природой Предкамья, которая, по большому счету, и пробудила в нем художника. В музее собрана значительная, как по количеству, так и по художественному качеству, коллекция работ Шишкина, включающая 40 живописных и свыше 300 графических произведений. В Елабуге открыт единственный в стране Дом-музей И.И.Шишкина, являющийся филиалом Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его могли сравнивать со «старой крепкой сосной, мохом поросшей», но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Иван Шишкин родился 25 января 1832 г. в Елабуге. Его отцом был купец второй гильдии Иван Васильевич Шишкин.
Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А. Мокрицкий – очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.
В 1856 г. юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии». Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Стремится к “верности, сходству, портретности изображаемой природы” уже в ранних работах.
Аналитик 3-й команды. На экране были показаны картины И.И.Шишкина, вы не назвали название картин, где и в какой период они были написаны художником?
Эксперт 4-й команды. И.И.Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX в., придававшим огромное значение этюду с натуры. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Картины Шишкина географичны. Названия многих из них указывают на место, где был взят сюжет для них. Так, конкретный адрес имеет картина «Кама близ Елабуги».
Излюбленным местом работы великого русского пейзажиста И.И. Шишкина был Танаевский лес. Именно в этих местах была написана картина «Кама близ Елабуги». Здесь хорошо сохранился лесной разновозрастный массив, открываются красивые виды на реку Каму, до настоящего времени эти места являются украшением нашего края, завораживают и очаровывают своей красотой. На полотне изображены окрестности вблизи города Елабуги, который окружают дремучие леса, состоящие из стройных и гордых деревьев-великанов. Дорога, занимающая центр композиции произведения, манит, увлекая за собой в неведомый край сказки. Яркое солнце освещает путь, и дорога в лес не кажется тёмной и холодной. Она насквозь пропитана теплотой и любовью художника к природе. Старый, потрепанный забор служит ориентиром и не дает сбиться с пути скользящему взгляду, привлекаемому задним планом картины. Красота неба, прозрачная гладь Елабуги, окружающие ее дремучий лес — всё это воспринимается как символ спокойствия и силы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему – могучий, величественный русский лес. Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Не случайно выбрано и время дня – полдень как образ России, полной дремлющих внутренних сил.
Аналитик 2-й команды. Какие крупные предприятия были основаны на территории края в первой четверти XVIII в.? Какую продукцию и для чьих нужд они производили? О чем свидетельствовало появление этих предприятий? Все крупные казанские мануфактуры в первой четверти XVIII в. строила казна. С чем это было связано?
Эксперт 1-й команды. Для нужд судостроения в 1719 г. в Казани был основан пумповый завод. Первоначально это кожевенное предприятие располагалось в Суконной слободе. Здесь изготавливались пумповые кожи для корабельных помп (насосов), а также подошвенная кожа и юфть для армии. Пумповые кожи использовались не только в Казанском адмиралтействе, но и на верфях Петербурга, Астрахани, Архангельска. Давно существовавшее в Казани речное судостроение обратило на себя внимание царя Петра I. В 1710 г. из Казани на Балтику была отправлена эскадра из пяти кораблей, затем восемь судов построено для Азовского флота. В 1718 г. на землях села Бишбалта было учреждено второе в России (после петербургского) адмиралтейство.
Учитель. Ребята вот и закончилось наше мероприятие. А теперь посмотрим, команды победителей, какую картинку собрали из пазлов.
Много теплых слов, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Эти слова должны сопровождаться такими же поступками. Я надеюсь, что наши размышления нашей встречи помогут вам быть добрее и терпимее друг другу, находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. В российской истории трудно найти деятеля равного Петру Великому по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблем. Проведенные Петром Алексеевичем преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной. Благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжает развивать в течение многих лет. У Петра I был девиз: «Красота и польза».
Литература:
- Алишев С.Х. Социальная эволюция служилых татар во второй половине ХVI—ХVIII веков// Исследования по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода. Казань, 1984
- Бикбулатов Р. «Казанские истории», №10 – 11, 2003.
- Бухараев Р. «Сказ о Казани» /Жизнеописание тысячелетнего города в десяти песнях. АОА «ТАИФ» Казань, 2005. АО «Славия», Санкт-Петербург, 2005, стр.145 – 151.
- Девятых Л.И.; Белоглазов А.В. и др. «Казань. Времен связующая нить». – Казань, 2000. – с.280, стр. 93.
- Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. ХVI-начало ХIХ веков. – М., 1990.
- Культура народов Татарстана/Авт.-ост. Л.А.Харисова. – Казань: Магариф, 2005. – 367с.
- Митяев А.В. Героические страницы истории Родины. – М. Просвещение – 1991. С. 131, 142 – 143.
- Мансурова Ю.В. Казанская адмиралтейская слобода: условия жизни и труда. //Научные ведомости. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. – 2010. – № 1 (72). Выпуск 13.
- Татарский эпос: баиты. – Казань, 2005. – С.347–350.
- Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. – Казань, 1985.
Маршрутная карта команд
Логико-проблемный |
Музыкальная
Рисунок 1СКАЗОЧНАЯ
|
СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН |
НАГРАЖДАНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ |
Приложение№1«Экологический буклет»
Приложение «Экологический буклет» команды№2