Создание лепбука «Каюм Насыри – человек-энциклопедия»
№ 182
Майя МУРЗИНА, Ярослав ЛЯХ,
учащиеся II класса средней школы №80 г. Казани
Альбина ГАЙНУЛЛИНА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №80 г. Казани, руководитель проекта
В 2021 году администрация нашей школы подала заявку на то, чтобы наша школа стала носить имя Каюма Насыри.
Нам стало интересно, какие достижения должны быть у человека, чтобы его имя решили присвоить учебному заведению. Мы решили исследовать его личность.
Раздел 1. Планирование
Для выполнения нашего проекта нужно проделать большую работу:
- Собрать информацию
– в интернете;
– в школьной библиотеке;
– в районной библиотеке;
– посетить музей К.Насыри.
- Изготовить лэпбук.
- Презентовать его перед одноклассниками.
Раздел 2. Исследование. Сбор информации
Биография Каюма Насыри
Для того, чтобы собрать информацию о Каюме Насыри мы перечитали много информации в интернете. В школьной библиотеке нашлось лишь несколько книг: «Избранные произведения» на русском языке (1977), «Избранные произведения» на татарском языке (2003), «Әбүгалисина» (1957, на тат яз). А так же детская книга «Солом Торхан». Но на ней написано, что она татарская народная сказка.
Для своей работы можем использовать только первую книгу, поэтому решили посетить библиотеку-филиал №41 семейную ул.Шаляпина, 25. В этой библиотеке тоже оказалось не так много информации. Но мы нашли атлас «Tartariсa», где собран материал обо всем, что связано с татарским народом.
Настоящее имя Каюма Насыри – Габделкаюм Габделнасырович Насыров. Он – выдающийся ученый, писатель и просветитель татарского народа, издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки [2]. Он любил музыку и играл на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае. Хорошо рисовал и чертил, у него был прекрасный почерк[2]. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития[2].
Родился Каюм Насыри 14 (2) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии, сейчас это Зеленодольский район. Семья Насыровых отличалась от других тем, что ее глава Габделнасыр был муллой. В XIX веке слово “мулла” употреблялось в двояком значении: это и духовный человек, и ученый, а, значит, он был человеком образованным, что в те времена в деревнях считалось редким явлением. Отец будущего ученого умел писать, знал русский, персидский и арабский языки. Он написал несколько книг. Габделнасыр привил детям любовь к труду, любовь к книгам. Детство ученого и писателя прошло в родной деревне [1].
В 1841 году Каюма привезли в Казань и поместили в медресе, которое он окончил в 1855 году. По окончании медресе ему предложили стать преподавателем татарского языка в Казанском духовном училище. Работа в русском учебном заведении позволила ему хорошо изучить русский язык. Желая пополнить свои знания, Каюм Насыри поступает вольнослушателем в Казанский университет. Несмотря на то, что он работал преподавателем в духовной семинарии, жил Каюм Насыри весьма скромно. В семинарии Насыри преподавал 15 лет [1].
Каюм Насыри всегда хотел просвещать татар, так как раньше татарские дети изучали только религию и совсем не знали русский язык и грамоту. Он хотел это исправить.
Старое поколение не любило его и называло «урыс Каюм», что значит «русский Каюм», а молодые люди брали с него пример [2].
Каюм Насыри первым указал татарам, что у них имеется родной язык, первым стал писать не на арабском, а на татарском языке, понятном каждому образованному человеку.
Уйдя из духовной семинарии, Каюм Насыри посвящает себя делу обучения русской грамоте татарских детей. Он организует школу для татарских детей, которая просуществовала до 1876 года. Эту школу он содержал на свои деньги. Но вскоре она была закрыта.
К.Насыри помогал детям из бедных семей. Он покупал башмаки тем, кто не мог посещать школу из-за отсутствия обуви. А когда один из учеников бросил школу, чтобы заниматься продажей мелочевки, Насыри из своего кармана выдавал ему по гривеннику, чтобы компенсировать дневной заработок [2].
У Каюма Насыри было сложная жизнь. У него умерла жена. Он больше не женился. И как нам рассказали в музее был нелюдим, не любил общаться на улице, всегда приглашал домой. Дома же он работал, приглашал к себе шакирдов и обучал их.
У него была особенность, он не любил фотографироваться. Поэтому не осталось его фотографий. А картина с портретом нарисована со слов знакомых.
В старости Каюма Насыри разбил паралич, тогда он разработал для себя специальные физические упражнения, стал лечиться электротоком, и на некоторое время встал на ноги.
Каюм Насыри умер в 1902 году. Но граждане нашей республики его не забывают. С 1995 года присуждается премия имени К.Насыри, целью которой являются просвещение и применение педагогического наследия философа.
Труды Каюма Насыри
Каюм Насыри написал более сорока книг. Не смотря на то, что на правом глазу у него было бельмо, а левый слеп от рождения, так что писать он был вынужден, уткнувшись носом в бумагу. Первым печатным его трудом был учебник «Синтаксис», вышедший в свет в 1860 году [2].
В журнале «Казань» от 13 августа 2019 г. мы прочитали интервью Наили Махмудовны Игламовой. Она является родственницей К.Насыри. Наиля Махмудовна вспонимает о нем. «Он был фантастический человек! Его сравнивают с Михаилом Ломоносовым. Каюм Насыри не только занимался исследованием истории и языка, фольклора татарского народа, но и писал учебники по новым программам, рисовал, чертил, любил геометрию, музыку, играл на нескольких музыкальных инструментах и делал их сам, переплетал книги, изучал целебные растения, выпускал книги и календари на татарском языке, научные и даже кулинарные. Писал сказки. И любил слесарничать» [3]. Мы нашли список его работ (Приложение 12).
Это только малая часть того, что он написал. В 1871 году он начал издавать настольный ежедневный календарь, который содержал не только даты, но и познавательную информацию, из-за чего позже был назван энциклопедическим [2].
В книге «Цветы и травы» Каюм Насыри подробно описал свойства 192 лекарственных растений, 155 болезней и способы их лечения, в том числе рецепт бальзама из 76 компонентов, помогающего при 33 болезнях [2].
В 2015 году в Казани презентовали его книгу «Наставления повару» или «Иршад эл-Этбиха», изданную Институтом экономики, управления и права.
Насыри мечтал об издании татарской ежедневной газеты. Он даже нашел название газете – «Утренняя звезда», но царское правительство не дало разрешения на издание газеты.
По его произведениям мы составили викторины, ребусы, кроссворды.
Музеи имени Каюма Насыри
Рядом с нашей школой находится музей Каюма Насыри. Вместе с классом мы посетили его и узнали, что в Республике Татарстан есть библиотека-музей имени К.Насыри в Малых Ширданах, а так же Архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыри в селе Большие Ачасыры.
Музей К.Насыри в Казани
Адрес: г. Казань, ул. Парижской Коммуны, 35.
Находится рядом с нашей школой. Был открыт в Казани 2 февраля 2002 года. Дом является восстановленным памятником XIX века. Оригинальное здание было построено в своё время близким родственником Каюма Насыри – Мухамедбедигом Хусаиновым. Именно здесь с 1887 по 1902 год жил учёный. Сейчас дом восстановлен на своём исконном месте, сохранена внутренняя планировка здания. По документальным материалам воссоздана одна из комнат, где жил Каюм Насыри. Мы побывали в этом музее и увидели всё своими глазами.
В своем интервью Наиля Махмутовна Игламова (родственница К.Насыри) рассказала, что «Этот дом построил мулла Галим (дядя К.Насыри) для своего сына Бадыга рядом с мечетью, в которой тот служил. Дом был большой, двухэтажный, и семья у прадеда была немалой. А вокруг был двор с садом, двадцать пять соток. В этом доме с 1887 года до смерти в 1902 году жил Каюм Насыри. У него были две большие комнаты с огромной библиотекой. Мама вспоминала этот дом, где выросла. Все стены были в полках с книгами. В саду было много кустов крыжовника и ходили индюки. Однажды один индюк вышел за ворота и пропал. Бадыг дал в газету объявление о пропаже. Но в ответ посыпались в газетах эпиграммы о его индюке, будто тот уехал путешествовать в Америку, и многое другое. Габдулла Тукай тоже опубликовал саркастическое четверостишие об этом индюке, прославив птицу и её хозяина Бадыга муэдзина. Прадед выписывал много журналов, в том числе «Ниву». И ещё — усаживал внуков за стол и поил чаем на травах с добавлением чёрного перца и сливочного масла, что называлось шир-чай»[2].
Мы предполагаем, что именно в саду этого дома и построена наша школа.
Основой экспозиции музея являются печатные, рукописные и эпистолярные источники. Среди них – труды К.Насыри, ценная коллекция книг и учебников медресе на арабском и татарском языке, воспоминания родственников, очевидцев, а также фотографии из частных архивов.
Наиболее ценными среди экспонатов являются уникальные предметы: учебник медресе по логике, переписанный рукой Каюма Насыри, на нескольких страницах которой имеется личная печать учёного; его часы-хронометр, трость и сундук, а также личные вещи родственников К.Насыри.
На прилегающей к музею территории разбит живописный сад, созданный по материалам книги Каюма Насыри «Цветы и травы» о лекарственных растениях нашей страны, который носит название «Хәтер бакчасы» («Сад памяти») [6].
Библиотека-музей К.Насыри
В деревне Малые Ширданы в Зеленодольском районе Татарстана расположилась библиотека-музей имени Каюма Насыри Здесь появился новый туристический проект «Путешествие в татарскую деревню. Сохранение наследия Каюма Насыри». В 2019 году создан пешеходный маршрут по уникальным объектам, связанным с жизнью учёного. Маршрут рассчитан на туристов любого возраста старше 5 лет. В Малых Ширданах гости могут встретить Шурале – героя народных татарских сказаний, записанных Каюмом Насыри. Сфотографироваться со сказочным персонажем рядом со стилизованным бревном, пройтись по улице им.Каюма Насыри. Увидеть колодец, из которого он пил воду, рядом с домом, на месте которого жил великий просветитель с 1835 по 1902 годы. Летом возле родника «Сабантуй» туристам могут показать элементы народного праздника. Затем чаепитие на веранде рядом с библиотекой: татарская народная кухня с блюдами из книги «Наставления повару», написанной Каюмом Насыри. С использованием натуральных продуктов местных фермеров. Туристы увидят мечеть, которую строил предок Каюма Насыри, она восстановлена в 2017 году. Можно напиться воды из родника «Тал агачы», рядом с которым растёт 300-летняя ива. Библиотека-музей в Малых Ширданах закрылась еще в 2013 году в связи со 100-процентным износом здания. Коренная жительница деревни Асия Наильевна Губайдуллин взяла на себя обязательства по постройке нового здания для размещения в нём библиотеки-музея [5].
Архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыри
Адрес: 422515, Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Большие Ачасыры, ул. Тукая, 44.
В селе Большие Ачасыры с середины 1990-х годов действует комплекс им. Каюма Насыри. Дом, в котором ныне расположен музей, когда-то стоял в деревне Малые Ширданы, и в нём действительно не раз бывал Каюм Насыри. В послевоенные годы прошлого века житель Больших Ачасыр Габдельгани Зарипов купил этот дом, разобрал по брёвнышку и перенёс в родное село. Он знал, что в доме когда-то останавливался великий татарский просветитель и даже сохранил предметы мебели, сделанные его руками. Умирая, Габдельгани Зарипов завещал в своём доме открыть музей.
В самом конце существования Советского Союза, в 1991-м, местный колхоз выкупил частное владение Зарипова в собственность, а через шесть лет, в 1997 году, в доме был открыт музей, названный именем Каюма Насыри.
Ныне комплекс представляет собой усадьбу татарского крестьянина. В его состав входят творческая мастерская учёного, дом крестьянина, хлев, сараи, баня. В экспозиции имеются кожаный диван, канапе и деревянный стол-шкаф, по преданию сделанные руками Каюма Насыри [7].
Улица им. Каюма Насыри
Недалеко от нашей школы находится улица имени Каюма Насыри. С 2013 года она стала пешеходной. Улица считалась главной и самой красивой в Старо-Татарской слободе. На ней селились татарские аристократы, представители высшего духовенства и богатые купцы. У Универсиаде были отреставрированы сохранившиеся исторические здания. На этой улице проходят различные акции. До пандемии учащиеся нашей школы участвовали в акции «Неделя добра». Мой друг из 4 класса рассказывал, что изготавливали поделки своими руками, потом продавали их на ярмарке, которая проходила на этой улице. Все вырученные с продаж деньги уходили на помощь нуждающимся.
- Изготовление лепбука
Название пособия переводят с английского то как «наколенная книга», то как «складная книга». Значит, нам нужно создать книгу, в которой в интересной форме будет представлена вся собранная нами информация.
Во-первых, мы изучили и систематизировали материал, а затем выполнили эскиз лэпбука:
1-й лист – титульный, на нём укажем название нашего нетбука;
2-й лист – всё, что касается личности К.Насыри: портрет, родословная К.Насыри нарисованная им самим, биография (приложение 1, 2), викторина по биографии (приложение 3).
3 – 5-й листы будут посвящены трудам К.Насыри. Здесь можно будет разгадать ребусы о том, чем он увлекался и загадки из его книги (приложение 4), собрать пазл, поработать с пословицами (подобрать к его пословицам русские, похожие по смыслу), разгадать кроссворд (приложение 7), раскрасить героев его произведений, отсканировать QR-код и посмотреть мультфильм по его сказке «Жадный пёс», почитать отрывки из его книг о воспитании (приложение 9), советы по правильному питанию из книги «Наставления повару» (приложение 8), а так же разместим рецепты из его книги (приложение 10).
Если шрифт мелкий, то вас поможет лупа, которую вы найдете на 5-й странице.
6-й лист мы посвятим связи нашей школы с памятными местами: музеем и улицей К.Насыри. Мы нарисуем карту с маршрутом, как до них добраться от нашей школы, повторим ПДД, а так же по QR-коду можете вспомнить правила передвижения на велосипеде. В отдельном конверте мы распечатали фотографии с экскурсии в музей К.Насыри, который мы посетили вместе с классом.
7-й лист будет посвящен памятным местам, связанным с именем К.Насыри: библиотеке-музее К.Насыри и архитектурно-этнографическому комплексу им. К.Насыри.
Каюма Насыри часто называют татарским Леонардо или татарским Ломоносовым. Каждый из этих умнейших людей многое сделал для своей Родины.
Для того, чтобы проверить ребят, мы подготовили игру «Факты». Разместили факты о К.Насыри и М.Ломоносове. Нужно прочитать факт и определить, кому он принадлежит. Некоторые факты будут общими (приложение 11).
8-й лист мы посвятили ответам на вопросы викторины.
Во-вторых, мы изготовили его. Поработать пришлось очень много. Приходили в выходные дни, несколько дней оставались после уроков и выполняли его.
Самое сложное – это изготовить конверты и продумать задания, затем нужно всё распечатать и собрать. За образец мы брали лэпбуки об А.СПушкине, М.Ломоносове, Л.Н.Толстом.
- Презентация
Лепбук, посвященный К.Насыри изготавливали долго (приложение 13). Сейчас нужно будет представить его перед одноклассниками.
Мы расскажем о том, как происходил сбор материала, изготовление лэпбука и подготовка к презентации. В конце ходим собрать с ребят информацию о том, что нового они узнали о К.Насыри и что можно добавить в лепбук.
Возможно попробуем приготовить какое-нибудь блюдо по книге «Наставление повару».
Выводы
Каюм Насыри – гениальный человек. Он садовод, учитель, ученый, просветитель, историк, литературовед, художник, музыкант, слесарь, кулинар. Не удивительно, что его именем хотят назвать нашу школу. Ведь в нашей школе преподают самые лучшие учителя, учатся самые воспитанные и талантливые дети. Мы занимаемся спортом, музыкой, рисованием, исследованиями. Каюм Насыри может стать для нас прекрасным примером для подражания. В ходе работы мы переименовали наш проект и назвали его «Каюм Насыри – человек-энциклопедия».
За время работы над проектом, мы узнали, что добывать информацию можно не только в интернете, но в библиотеке, в музее. В музее даже интереснее, можно задать экскурсоводу вопросы. Научились создавать QR-коды, ребусы в генераторе ребусов.
Лэпбук – очень интересный прием подачи информации и обучения. Возможно мы попробуем изготовить его и на другие темы. Работать над лепбуком было очень увлекательно, но в то же время сложно, так как информации очень мало. Но мы справились.
Список литературы
- Насыри К. Избранные произведения. – Казань: Татар. кн. изд-ство, 1977.
- Атлас «Тартарика». Этнография татар. – Издательско-рродюссерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2008.
- Журнал «Казань», статья «Каюм Насыри и его семья», 2019г
- Насыри К. Наставления повару. – Изд-ство «Познание», 2015.
Ссылки:
- https://www.tatar-inform.ru/news/v-zelenodolskom-rayone-otkrylas-biblioteka-muzey-imeni-kayuma-nasyri
- https://tatmuseum.ru/muzej-kayuma-nasyri/
- http://www.museum.ru/M2678
Приложение 1
Родился Каюм Насыри 14(2) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии, сейчас это Зеленодольский район. Отец привил детям любовь к труду, любовь к книгам. Детство ученого и писателя прошло в родной деревне.
В 1841 году Каюма привезли в Казань и поместили в медресе, которое он окончил в 1855 году. По окончании медресе ему предложили стать преподавателем татарского языка в Казанском духовном училище. Работа в русском учебном заведении позволила ему хорошо изучить русский язык. Желая пополнить свои знания, Каюм Насыри поступает вольнослушателем в Казанский университет. Несмотря на то, что он работал преподавателем в духовной семинарии, жил Каюм Насыри весьма скромно. В семинарии Насыри преподавал 15 лет.
Каюм Насыри всегда хотел просвещать татар, так как раньше татарские дети изучали только религию и совсем не знали русский язык и грамоту. Он хотел это исправить.
Уйдя из духовной семинарии, Каюм Насыри посвящает себя делу обучения русской грамоте татарских детей. Он организует школу для татарских детей, которая просуществовала до 1876 года. Эту школу он содержал на свои деньги. Но вскоре она была закрыта.
У Каюма Насыри было сложная жизнь. У него умерла жена. Он больше не женился. И как нам рассказали в музее был нелюдим, не любил общаться на улице, всегда приглашал домой. Дома же он работал, приглашал к себе шакирдов и обучал их. Он умер в 1902 году.
Приложение 2. Это интересно*****
Семья Насыровых отличалась от других тем, что ее глава Габделнасыр был муллой. В XIX веке слово “мулла” употреблялось в двояком значении: это и духовный человек, и ученый, а, значит, человеком образованным, что в те времена в деревнях считалось редким явлением. Отец будущего ученого умел писать, знал русский, персидский и арабский языки. Он написал несколько книг.
***
К.Насыри – выдающийся ученый, писатель и просветитель татарского народа, издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития.
***
К.Насыри любил музыку и играл на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае. Хорошо рисовал и чертил, у него был прекрасный почерк.
***
На правом глазу у него было бельмо, а левый слеп от рождения, так что писать он был вынужден, уткнувшись носом в бумагу.
***
Из атласа «Tartariсa» мы узнали о том, что К.Насыри помогал детям из бедных семей. Он покупал башмаки тем, кто не мог посещать школу из-за отсутсвия обуви. А когда один из учеников бросил школу, чтобы заниматься продажей мелочевки, Насыри из своего кармана выдавал ему по гривеннику, чтобы компенсировать дневной заработок.
***
У него была особенность, он не любил фотографироваться. Поэтому не осталось его фотографий. А картина с портретом нарисована со слов знакомых.
***
В 1871 году он начал издавать настольный ежедневный календарь, который содержал не только даты, но и познавательную информацию, из-за чего позже был назван энциклопедическим.
***
Насыри мечтал об издании татарской ежедневной газеты. Он даже нашел название газете — «Утренняя звезда», но царское правительство не дало разрешения на издание газеты.
***
Старое поколение не любило его и называло «урыс Каюм», что значит «русский Каюм», а молодые люди брали с него пример.
***
В старости Каюма Насыри разбил паралич, тогда он разработал для себя специальные физические упражнения, стал лечиться электротоком, и на некоторое время встал на ноги.
***
В книге «Цветы и травы» Каюм Насыри подробно описал свойства 192 лекарственных растений, 155 болезней и способы их лечения, в том числе рецепт бальзама из 76 компонентов, помогающего при 33 болезнях.
Приложение 3. Викторина
- Назовите настоящее имя К.Насыри ( Габделкаюм Габделнасырович Насыров)
- В каком году годился К.Насыри? (1825г)
- Где родился К Насыри? (В деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии, сейчас это Зеленодольский район)
- Кто обучал грамоте К.Насыри? (Отец Каюма был муллой. В XIX веке слово “мулла” употреблялось в двояком значении: это и духовный человек, и ученый, а, значит, человеком образованным. Отец занимался образованием детей)
- Какие учебные заведения закончил К.Насыри? (В Казани закончил медресе, затем поступает вольнослушателем в Казанский университет)
- Какое прозвище было у К.Насыри среди старшего поколения? Почему? (Урыс Каюм, потому что работал в русской духовной семинарии, потом обучает татарских детей русскому языку)
- Какие факты из его биографии говорят о том, что Каюм Насыри болел душой за свой народ? Какие поступки он совершал? (К.Насыри содержал школу на свои деньги. Он помогал детям из бедных семей. Он покупал башмаки тем, кто не мог посещать школу из-за отсутствия обуви. А когда один из учеников бросил школу, чтобы заниматься продажей мелочевки, Насыри из своего кармана выдавал ему по гривеннику, чтобы компенсировать дневной заработок.)
- В каком году умер К.Насыри? (1902г)
- Какие его книги вы знаете? (ответ на 2 странице)
- Какие музеи им.Каюма Насыри вы знаете? (Ответ на 3 странице)
Приложение 4. Загадки
- У одной мышки два хвостика. Лапоть.
- Сверкнет-полыхнет, как языком слизнет. Огонь.
- Вверх — вниз, вверх — вниз, посередке гнездышко, в гнездышке — соловушка. Ребенок в зыбке.
- Полна печь перемячей ,среди них один калач. Луна и звезды в небе.
- На бочок— шлеп,на другой — шлеп, копьем подцеп или кошмой покрыли. Печь оладьи.
- На головке — гребешок, Хвостик — серпушок, кто его не знает, того дураком называют. Петух.
- Жужжит-жужжит, у плетня кружит, золотые бровки, пестрая головка, кто ее знает, до ста лет доживает. Пчела.
- Тучная, да без жиру, кожа толстая, да без шерсти. Репа.
- Едет-едет, следу нету. Лодка.
- Через дом аркан перекинула. Радуга.
- Бела, как лен, зелена, как лук,
Сидит, как султан, кричит, как шайтан. Сорока.
- Белое платье надела, головой потолок задела. Печь.
- Белое съест,черное выплюнет. Свеча.
Приложение 5. Пословицы
Грязная телка одна все стадо поганит. — Ложка дегтя портит бочку мёда
Плюнешь — не воротишь. Слово не воробей- вылетит не поймаешь.
Отрезанный ломоть снова не приставишь. Разбитую чашку не склеишь
Околевшая корова всегда молочная. Что имеем не ценим, потерявши — плачем
Куда переднее колесо покатится, туда и заднее. Дурной пример заразителен.
Хлеба нет, так и корка гложется. На безрыбье и рак рыба.
С двумя лодками враз не управишься. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Приложение 7. Кроссворд
По вертикали:
- Кто был лучшим другом Солом-Торхана?
2.Как назывался наряд украшенный золотыми и серебрянными монетами, который присвоил себе Байдек?
3.Где рыбачил медведь по совету хитрой лисицы из сказки «Лиса»?
4.С помощью какого зверя Байдек выбрался из бочки?
5.Какого зверя водил по деревням второй сын из сказки «Три сына»?
- Что сжёг Байдек в печи?
По горизонтали
- Что хотела совершить лиса вместе с петухом из сказки «Лиса и петух»?
- Кем представился кот медведю из сказки «Кот и медведь»?
- Как называется дерево, на вершине которого прятал мёд медведь из сказки «Кот и медведь»?
- Что хотел повесить к небу третий сын из сказки «Три сына»?
5.Чьим зятем стал Солом-Торхан?
- С кем тягался третий сын из сказки «Три сына»?
Приложение 8. Советы по питанию из книги «Наставления повару»
О еде к месту и ко времени
Как известно, здоровый человек употребляет в пищу разнообразные яства из мяса и овощей. Ему, в общем-то, все равно, что есть, но все же в жарких краях лучше употреблять блюда из овощей, а в холодных – из мяса. Так как наш край относится к региону с умеренным, средним климатом, можно смело употреблять мясо с овощами |
О мере в еде
К сожалению, человеку свойственно чревоугодие: потребляет пищи больше, чем ему нужно для жизни. Его организм не успевает переработать столько еды, из-за этого страдает тело, оно не может быть здоровым. Человек слабеет, а продолжительность жизни сокращается. Одному человеку за один прием достаточно фунта еды. Если кто-нибудь, потребляя привычное количество еды, выпьет больше воды, усвояемость еды упадет. В этом случае необходимо на день или два воздержаться от приема пищи. |
О времени еды
Пищу нужно жевать долго и обстоятельно, дабы облегчить усвоение. Во время жевания пища перемешивается со слюной, то есть чем больше слюны, тем легче будет ее усвоение. Если трапеза сложная и состоит из нескольких блюд, то нужно не менее часа на их потребление. О чтении во время еды Во время потребления пищи следует воздержаться от чтения. Мысль во время трапезы должна быть свободна, а разум – блаженствовать. Во время еды также не следует говорить слова, приносящие печаль, так как печаль не способствует легкому усвоению пищи. |
О промежутках между приемами пищи
Пища должна усвоиться, это известно всем. Обычному здоровому человеку для усвоения пищи нужно 4–5 часов, то есть промежуток между приемами пищи должен быть не менее 4 часов. Также нельзя кушать ночью: ведь в этом случае желудок вынужден делать параллельно две вещи – и спать, и пищу перерабатывать. К тому же, если заснуть с полным желудком, не увидишь приятных снов, будут сниться кошмары. Человек, занятый умственным трудом, должен потреблять очень мало еды, ведь забитый желудок будет мешать работе мысли |
Приложение 9. Рецепты из книги «Наставления повару»
Бульон со свеклой
Взять 1,5 фунта хорошей говядины и положить его в медную посуду для варки бульона (если нет медной посуды, сгодится и чугунок). Залить 3–4-мя фунтами воды, добавить 2 мелко нарезанные свеклы и поставить в печку. Варить до готовности. Потом мясо вынуть, а бульон процедить. В бульон порезать 3 огурца, 0,5 головки репчатого лука. Как только он закипит, снять пенку. Во время обеда в суповых тарелках подать на стол.
1 фунт примерно полкилограмма.
|
Рисовая похлебка
Мясо отварить в воде и порезать ломтиками. Полфунта риса промыть, положить в горшок. Добавить нарезанное мясо, гвоздику, залить бульоном и поставить в печку. Когда рис будет как каша, достать из печки и дать остыть. Затем добавить 3–4 яйца, перемешать. Этот суп подается с соусом: 2 столовые ложки масла перемешать с 2-мя столовыми ложками муки, положить в маленькую сковородку и запечь. Посыпать этой смесью готовое блюдо. |
Лапша постная
Этот суп готовится без мяса. Налить 1 стакан холодной воды в большую миску, добавить немного муки и 2 столовые ложки орехового масла. Замесить тесто, как для лапши. Полученное тесто тонко раскатать и нарезать лапшу. В медную посуду или чугунок налить большое количество воды и отварить в нем немного гороха (гороховый бульон должен быть очень жидкий). Бульон процедить (доведенный до готовности (мягкий) горох оставить в сите) и вскипятить. В кипящий бульон положить лапшу и варить до готовности. Лапша на гороховом бульоне готова. |
Яблочный пирог
Два десятка яблок очистить от кожуры, удалить сердцевину. Из черствого черного хлеба сделать сухари. Сухари тонким слоем посыпать на дно формы, смазанной маслом. На слой сухарей положить слой яблок, посыпать сахаром. И так до заполнения сковороды сделать несколько слоев: слой сухарей, слой яблок. Сверху положить несколько кусочков топленого масла и поставить сковороду в печь. Когда яблоки испекутся, можно достать пирог и поставить на стол. |
Купаты (или домашняя колбаса)
Фунт гречки или полбы залить кипятком и дать разбухнуть. Оставить на полчаса, не варить. Хорошо промыть и подготовить бараньи кишки. Разбухшую крупу размешать с маслом и начинить ею бараньи кишки. Перевязать и положить на смазанную маслом сковороду. Поставить жаркое в печь. |
Компот из изюма
Взять нужное количество изюма без косточек, очистить его от веточек, мусора. Варить в воде, пока изюм не набухнет, затем откинуть на сито. Изюм убрать в сторону. В сироп добавить сахар, довести до кипения, снять с огня и добавить вареный изюм. Можно подавать на стол. Так же можно приготовить чай.
|
Приложение 10. Из Книги «О воспитании»
Наставление первое. Один мудрец так поучал детей: «О милые дети, послушайтесь моего совета — учитесь ремеслу. Имущество и деньги так ненадежны на этом свете. Золото и серебро — лишь опасность для путника; а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же неиссякаемо, как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремесла, учитесь приличиям».
Наставление третье. Было у одного падишаха несколько сыновей. Все они были высокие, статные, хороши собой, лишь один выделялся хилым сложением и крохотным ростом, и отец ненавидел и презирал уродца. Однако этот его сын был умен и прекрасно образован. «О отец,— сказал он однажды,— умный человек маленького роста лучше большого невежды, не правда ль»? Ведь ценность вещей не определяется их размерами. Камни, что используют для отопления бань, велики, но целый воз их можно купить всего за одну монетку. Җемчуг так мал, но каждый его золотник стоит десять золотых». Отец одобрительно засмеялся в ответ…Так вот, сын мой, ум и знания не зависят от роста и внешнего вида человека.
Наставление десятое. Во дворец Нуширвана падишаха собрали на совет мудрецов. Был среди них и Бозаржумхур. Во время споров он хранил молчание. Его спросили: «Почему ты, Бозаржумхур, не принимаешь участия в нашем диспуте?» Мудрец ответил: «Визири— те же лекари: здоровому человеку лекарство не нужно. Я вижу, что вы рассуждаете совершенно верно, и мое вмешательство излишне». О сын мой, Бозаржумхур дал тебе хороший урок: даже мудрецы не встревают в разговор без надобности. Прерывать человека на полуслове — и вовсе плохая привычка. Если хочешь принять участие в разговоре, дождись, когда умолкнут твои собеседники.
Наставление одиннадцатое. Александра Македонского спросили: «Как удалось тебе добиться покорности на Востоке и Западе? Прежние правители не жалели ни войск, ни сокровищ, а не смогли завоевать столько стран». Александр ответил: «Я брал страны, не обижал народ. А прежних правителей поминал только добром». О сын мой, видишь, сколь могуч воспитанный человек? Доброта и кротость берут города; надо быть добрым и снисходительным ко всем, остерегайся говорить дурно даже о своих врагах.
Наставление двадцать восьмое. Вот что рассказал мудрый Сзади: «Ни разу не пожаловался я на превратности жизни. Однажды мне не во что было обуться. Босой пошел я в мечеть Куфы и увидел там безногого калеку. Тут принялся я горячо благодарить аллаха, решив терпеливо сносить свою бедность». Пусть и эта история послужит тебе уроком.
Наставление сорок девятое. Что посеешь, то и пожнешь, о сын мой. Это значит, что за добро тебе воздастся добром, а за зло ты заслужишь лишь страдания и муки.
Наставление пятьдесят первое. О сын мой, человека с дурным и злым нравом следует воспитывать не словами, а добрыми делами. Ты, конечно, и сам это хорошо понимаешь.
Наставление пятьдесят второе. О сын мой, сторонись людей неблагодарных. Сделав добро, никогда не попрекай им, но если добро сделали тебе, не забывай рассказывать об этом повсюду.
Наставление пятьдесят четвертое. О сын мой, тот, кто позорит и унижает соседей, недостоин уважения. Тот, кто стремится обделить родных, никогда не познает радости от своего богатства. Только приветливый и добрый человек заслуживает уважения и почестей,
Приложение 11. «Факты о Ломоносове и Насыри»:
Общее
Он считается выдающимся энциклопедистом. |
Он оставил современникам не только научное, но и творческое наследие. |
Он остался в памяти людей как великий ученый и патриот. |
Ломоносов
Он написал первую русскую грамматику. |
В 19-летнем возрасте он тайком от родителей сбежал из дому, ведь он решился попасть в Москву. |
В связи с тем, что он был трудолюбивым и настойчивым человеком, в 1736 году его отправили в Германию на учебу, как лучшего ученика. |
Он долгое время проработал в Академии наук. |
Московский университет был создан по его инициативе |
Он является изобретателем неорганических элементов, к примеру, фарфора и стекла. |
Он смог создать прибор, благодаря которому можно видеть в темноте |
Рождённый в рыбацкой деревне, в 10-летнем возрасте уже стал выходить в море вместе со взрослыми мужчинами и помогать им по мере сил. |
Насыри
Он любил музыку и играл на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае. Хорошо рисовал и чертил, у него был прекрасный почерк. |
Он первым стал писать на татарском языке |
На правом глазу у него было бельмо, а левый слеп от рождения, так что писать он был вынужден, уткнувшись носом в бумагу. |
Он помогал детям из бедных семей. Он покупал башмаки тем, кто не мог посещать школу из-за отсутствия обуви. |
Он не любил фотографироваться. |
Он начал издавал настольный ежедневный календарь, который содержал не только даты, но и познавательную информацию |
В старости его разбил паралич, тогда он разработал для себя специальные физические упражнения, стал лечиться электротоком, и на некоторое время встал на ноги. |
В книге «Цветы и травы» он подробно описал рецепт бальзама из 76 компонентов, помогающего при 33 болезнях. |
Приложение 12. Библиография
- 1860 — «Краткая татарская грамматика, изложенная в примерах»
- 1860 — «На досуге»
- 1873 — «Арифметика»
- 1880 — «Поверья и приметы казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства»
- 1881 — «Абугалисина»
- 1884 — «Плоды собеседований»
- 1892 — «Книга правил, или Перечень названий правил, представляющий новую науку»
- 1891 — «Книга о воспитании»
- 1892 — «Наука о земледелии…»
- 1892 — «Словарь»
- 1894 — «Луга и цветники»
- 1895 — «Геометрия»
- 1895 — «Образец. Правила морфологии и синтаксиса нашего языка»
- 1895 — «Толковый словарь татарской, арабской и персидской лексики»
- 1896 — «Татарские наречия»
- 1899 — «Большая география»
Приложение 13. Лэпбук «Каюм Насыри – человек -энциклопедия»