Открытие Антарктиды
№ 182
(Урок по окружающему миру для учащихся 4 класса)
Сирина ФАХЕРТДИНОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории гимназии №10 г. Зеленодольска
Цели:
– познакомить с историей открытия Антарктиды;
– способствовать формированию представлений о природных и климатических особенностях Антарктиды.
Планируемые результаты:
предметные:
– научатся называть имена первооткрывателей Антарктиды – Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазареава;
– описывать климатические условия Антарктиды, представителей ее флоры и фауны;
– понимать значение исследования Антарктиды для человечества в целом;
личностные:
– проявление учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу;
– проявление чувства уважения к первооткрывателям Антарктиды, сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Метапредметные:
регулятивные: планируют свою деятельность по изучению природных условий, открытия Антарктиды, животного и растительного мира; составляют рассказ;
познавательные:
– отбирают необходимую информацию о животных, растениях Антарктиды;
– получают новую информацию, используя текст учебника, дополнительный материал;
коммуникативные: формулируют и высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли на уровне небольшого устного рассказа.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Окружающий мир, 2013), физическая карта мира, раздаточный материал (карточки с дополнительным материалом), презентация, проектор.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие учителя. – Ребята, я рада общению с вами. Сегодня на уроке нас ждут интересные задания и открытия новых знаний. | Приветствие учителя. | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и готовность вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения | |
2 | Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | – Прослушайте загадку: Она на самом юге, Но там частенько вьюги. Огромная и белая, Есть там люди смелые, Живут в домах на льдине Соседи их – пингвины. Догадались, о чем идет речь? – А что вы знаете об этом материке? | Ученики формулируют ответы на основе того, что им уже известно | Логический анализ объекта с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание того, что уже пройдено. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
3 | Определение темы и постановка учебной задачи | Принятие детьми темы и целей урока. | Учитель подводит к учеников к формулированию темы и целей к уроку. – Определите тему урока. – Какие задачи поставим на урок? Чему бы вы хотели научиться? Что нового узнать? | Ученики формулируют тему и задачи к уроку. Тема. Открытие Антарктиды. Задачи: – познакомиться с историей открытия Антарктиды; – расширить представления о природных и климатических особенностях материка. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Принимать и сохранять учебную задачу | Планирование учебного сотрудничества, умение высказывать свою точку зрения | Самоопределение, учебная мотивация. |
4 | Построение проекта решения задач | – Для того, чтобы открыть новые знания и решить поставленные задачи, я предлагаю отправиться в путешествие. – Материк этот далеко, добираться нелегко. Мы к загадочной земле поплывем на корабле. – Я буду вашим капитаном, а вы моими помощниками. Выберите боцманов, которые будут следить за порядком в команде. – Чтобы исследование было интересным, давайте вместе составим маршрутную карту. (Выводится на экране.) – Каждая команда будет путешествовать по своему маршруту и свои сообщения докладывать по порядку. На столах находятся маршрутные листы. Инструктаж – Самостоятельно и внимательно изучите текст. – Выделите новую важную информацию и подготовьте ее для сообщения. Выберите докладчика. – Давайте вспомним правила работы в группах. | В каждой команде выбирается ответственный, который организует работу группы. Учащиеся определяют основные направления исследования : 1. Первооткрыватели Антарктиды. 2. Географическое положение 3. Климатические условия. 4. Особенности растительного, животного мира. Учащиеся готовят сообщения в группах: 1-я команда сообщение о первооткрывателях по тексту учебника на стр11 (2, 3 абзац) Остальные команды на основе дополнительного материала (карточки) Ученики формулируют правила работы в группах: Обсуждайте тихо. Уважайте мнение других. | Выделение и формулирование познавательной цели | Умение планировать свою работу. | Планирование учебного сотрудничества. | Умение слушать другого человека. | |
5 | Усвоение новых знаний | Реализация построенного проекта | В процессе самостоятельной работы учитель выполняет роль консультанта. | Самостоятельная работа учащихся. Старший в команде организует работу группы в решении поставленной задачи. | Умение выполнять анализ и синтез информации | Умение планировать, корректировать свою работу. | Умение работать в группе. | Познавательный интерес к новому материалу |
Представления сообщений сопровождается показом слайдов презентации. – Ребята, как вы считаете в Антарктиде живут люди? Почему? – Я предлагаю просмотреть видеоролик, в котором прозвучит более точный ответ на этот вопрос. | По решению учеников один из членов команды представляет сообщение своей группы. Отвечают на вопрос, аргументируя свои ответы. | Умение перерабатывать полученную информацию, взятую из разных источников | На основе результатов решения практических задач делать выводы | Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли | Умение слушать другого человека | |||
6 | Физминутка | Смена деятельности обеспечение эмоциональной разгрузки. | Физминутка «Морская азбука». | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы к продолжению работы. | Снятие мышечного и эмоционального напряжения. | |||
7 | Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | Выявление осмысления изученного материала | – Давайте подведем итог: что вы узнали в ходе нашего путешествия. Проведем «блиц—турнир» , в котором победит самая активная и внимательная команда, набравшая больше всех жетонов. (приложение) | Учащиеся отвечают на вопросы в блиц-турнире. | Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы | Саморегуляция, коррекция полученного результата | Умение работать индивидуально и в группах | Осознание ответственности за общее дело |
8 | Рефлексия учебной деятельности | Самооценка своей деятельности и всего класса. | Учитель подводит итоги работы команд. – Интересно ли вам было исследовать Антарктиду? – Я прошу вас свои впечатления об Антарктиде выразить, составив синквейн. – Зачитайте. – Всем командам объявляю благодарность за отличную работу. | Составляют синквейн в группах | Строить речевые высказывания | Оценивание своей работы и ее результата | Взаимодействие друг с другом | Удовлетворение познавательной деятельностью |
9 | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания, способов выполнения домашнего задания. | Учитель предлагает задание на выбор: 1. Сочинение «Я в Антарктиде» 2. Сообщение «Интересные факты об Антарктиде». 3. Прочитать текст в учебнике и ответить на вопросы. | Записывают задание в зависимости от выбора. | Нравственно-эстетическая ориентация |
Приложение:
1) «Блиц-турнир»
1. Кто первым открыл Антарктиду?
2. В каком году русская экспедиция открыла Антарктиду?
3. В какой природной зоне расположен шестой материк?
4. Части каких океанов примыкают к Антарктиде?
5. Какую площадь занимает Антарктида?
6. Какие растения встречаются на Антарктиде?
7. Назовите самую многочисленную популяцию птиц Антарктиды?
8. Когда на Антарктиде особенно холодно?
9. Живут ли люди на Антарктиде?
10. Кому принадлежит Антарктида?
2) Карточки для групп (маршрутные листы)
Географическое положение Антарктиды. Антарктида – огромный участок суши покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс, так как Антарктида лежит на крайнем юге планеты и поэтому название материка произошло от греческого слова «анти» — против, лежащая против севера. Антарктиду омывают воды Южного океана, в который вливаются воды трех океанов: Тихого, Атлантического и Индийского. Площадь шестого материка занимает около14 млн. кв. км., что почти в 2 раза больше площади Австралии. В Антарктиде нет ни лесов, ни рек, отсутствуют какие – либо географические зоны, кроме одной природной зоны – ледяной. Весь материк покрыт ледниковым щитом. Средняя толщина льда достигает 3-4 км. В нем содержится почти 85 % объема пресных вод на поверхности Земли. Встречаются на Антарктиде и свободные ото льда участки суши . Но таких участков мало. На них то и можно встретить лишайники, мхи, бактерии. |
Климатические условия в Антарктиде. Антарктида – самый холодный материк нашей планеты. Это царство вечного мороза. Почти вся поверхность Антарктиды покрыта сплошным слоем льда, толщина которого достигает почти 5 километров. Поэтому жизнь сосредоточена у берегов материка. Зимой температура воздуха бывает ниже – 700 С. В летние месяцы термометр обычно показывает — 200 С, лишь на побережье температура поднимается до 0 градусов. Особенности климата Антарктиды заключаются в том, что зима там длится с июня по август месяц, это самый холодный период. . А лето здесь наступает в декабре. Самый теплый месяц в Антарктиде – январь. Море у берегов Антарктиды покрыто плавучими льдами. Некоторые из них похожи на огромные ледяные горы. Это айсберги. Высота айсбергов может достигать 100 метров. На материке часто дуют ветры. Бывают ураганы необычайной силы. Дождь здесь является таким же обычным явлением, как и снег, особенно в северных частях полуострова. |
Особенности растительного и животного мира Антарктиды. Растительный мир из-за холода очень беден. В основном это мхи, лишайники, водоросли, которых можно встретить на свободных ото льда участках суши. Лишайники приспособились к ветрам огромной силы, поэтому они крепко держатся за скалы. Соскоблить или отодрать их можно лишь с помощью ножа. Животный мир Антарктиды значительно богаче. На побережье расположены колонии морских птиц: странствующих альбатросов, поморников, буревестников, бакланов. Питаются они в основном рыбой. Размах крыльев альбатроса составляет более 3 метров. Благодаря таким крыльям птица может часами парить над морскими водами. Типичные обитатели Антарктиды – пингвины. Это нелетающие птицы. Зато они отлично плавают и ныряют. Крылья пингвинов превращены в ласты, которые они используют для гребли в воде. На лапах – плавательные перепонки. Питаются пингвины моллюсками, рачками, рыбой. Самый крупный пингвин – императорский, его рост около 1 м 20 см. В прибрежных водах много морских млекопитающих: тюленей, дельфинов, огромных китов. Здесь обитает самый большой на Земле тюлень – южный морской слон. Его масса достигает 4 тонн. |