Вычитание числа 3
№ 181
(Урок математики в I классе)
Чулпан ГИЛЯЗЕВА,
учитель начальной школы-детского сада №3 г. Арска
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала).
Цели урока:
– познакомить с приемами вычитания для случаев вида – 3;
– способствовать математическую речь, умение устанавливать закономерности, внимание, логическое мышление;
– создать условия для ознакомления с приёмами вычитания для случаев
вида – 3.
Задачи урока:
образовательная: познакомить учащихся пользоваться приемами вычитания числа 3;
развивающая: развить математическую речь;
воспитательная: воспитать интерес к изучению математики, самостоятельность, аккуратность в ведении тетради, воспитывать желание преодолевать трудности.
Планируемые результаты:
личностные: формировать мотивации к обучению, заинтересовать в расширении и углублении получаемых математических знаний;
метапредметные: выявлять умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи;
предметные: знать основные логические и алгоритмические мышления.
Ресурсы: УМК «Начальная школа XXI века» Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., математика, 1 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., наглядность, оборудование.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель.
Здравствуйте, ребята.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим друг другу.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем вам! Итак, начинаем.
II. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности
Учитель. Сегодня к нам на урок пришел гость, а кто это? Угадайте отгадав мою загадку.
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёжик)
Учитель. Значит, у нас сегодня в гостях ёжик. Он будет наблюдать за вами, оценивать, как вы работаете на уроке и еще ему нужна ваша помощь. Для этого вы должны решить примеры.
Устный счет. 5+3, 7+2, 4+4, 3+3, 5+5, 9–2, 7–1, 8–6, 10–5, 7–3.
Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием.
– А вы знаете, где живут ёжики? (В лесу)
– Чем они питаются? (Грибами, ягодами)
– На зиму что они запасают? (Грибы, ягоды)
Учитель. Посмотрите на экран. Вот наш ёжик попался на грибную поляну и хочет собрать грибы. А как вы думаете, какие грибы он будет себе собирать? (Съедобные)
– А сколько здесь съедобных грибов? (3)
– А сколько несъедобных грибов? (3)
– А как вы узнали? (Из 6 вычитали 3, и в ответе получилось 3.)
– Мы собрали для ёжика грибы, справились с заданием. Молодцы!
– А теперь сели красиво, спинки держим прямо, откройте тетради, положите под наклоном. Запишем число.
– А сейчас проведем минутку чистописания. Значит, как вы думаете, какую цифру мы будем прописывать? (Прописываем цифру 3.)
– Кто прописал положите ручки на место.
– Давайте вспомним состав числа 3? (3 – это 2 и 1, 3 –это 1 и 2.)
– Молодцы! А кто догадался, какая тема урока сегодня? (Вычитание числа 3.)
– Какую цель мы с вами поставим? (Научиться вычитать 3.)
– С каким числом будем работать? (Числом 3)
– Вывод: как же мы можем вычитать 3?
– Откройте, учебники на стр. 53 и найдите №1. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом задании? (В этом задании просят объяснить, как из числа вычесть 3.)
– Ребята, скажите, ёжики ещё какие фрукты любят? (Яблоки)
– Посмотрите, что вы видите? (Тарелки с яблоками)
– Сколько тарелок видите? (3)
– Посмотрите на первую тарелку. Как получили число 3? (Взяли по одному 3 красных яблока.)
– А как раскладываем цифру 3? (3 – это 1+1+1.)
– Посмотрите на следующий рисунок. Как здесь получили число 3? (Взяли 2 красных яблока и 1 зелёное, 3 – это 2+1.)
– Посмотрите на третьей рисунок. Как здесь получили число 3? (Взяли 1 красное и 2 зелёных яблока, 3 – это 1 +2.)
III. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)
1. Определение последовательности действий на уроке, т.е. вовлечь учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации.
Учитель. Посмотрите на экран. На экране представлен числовой ряд. Вам нужно его обсудить в парах. Как выполняли вычисления? (Работа в парах.)
– Кто объяснит, как из 7–3 в первом случае? (Нужно от 7 сделать влево 3 шага и получим 4. 3 мы представим в виде суммы трех слагаемых. Значит, из 7 мы вычитаем 1, получится 6, потом вычитаем вторую 1, получится 5, потом третью 1, получится 4.)
– Во втором случае как? (Нужно от 7 сделать влево 2 шага, потом ещё 1 шаг и получим 4. 3 мы представим в виде суммы трех слагаемых. Значит, из 7 мы вычитаем 2 , получится 5, потом вычитаем 1 и получится 4.)
– А в третьем случае? (Нужно от 7 сделать влево 1 шаг, потом ещё 2 шага и получим 4. 3 мы представим в виде суммы трех слагаемых. Значит, из 7 мы вычитаем 1 , получится 6, потом вычитаем 2, получится 4.)
– Молодцы, мы справились с этим заданием.
2. Поиск решения (открытие нового знания)
Учитель. Откройте учебники на стр. 53 и найдите №2.
– Прочитаем задание. Запишем пример: 11–…=10. Ребята, обратите внимание, когда мы вычитаем, у нас число становится больше или меньше? (Меньше)
– Значит, из 11 какое число нужно вычесть, чтоб получился 10. (1)
– Правильно, из 11 вычитаем 1 и получится 10.
– Хорошо. Сели прямо. Пропускаем одну клеточку вниз и записываем этот пример к себе в тетрадь.
– Посмотрите на 2-й пример (12–…=10) и попробуйте решить самостоятельно. Кто догадается, поднимите руку. (Из 12 вычитаем 2 и получится 10.)
– Молодцы, записываем этот пример в тетрадь.
III. Первичное закрепление
Учитель. Откройте стр.54 и найдите №3.Что нас просят сделать в этом номере? (Выполняем вычитание.)
– Ставим №3. Этот номер выполняем самостоятельно.
Если вы закончили, вы должны красиво сесть, чтобы я видела, что вы завершили работу.
Проверка по эталону
Учитель. После проверки по эталону, мы должны пояснить решение выделенных примеров. А теперь мы с вами должны пояснить выделенные примеры.
11–3=… (Сначала нужно вычесть 1 (довести до 10), потом 2.)
12 – 3=… (Сначала нужно вычесть 2 (довести до10), потом 1.)
Учитель. Ребята, вижу, что вы устали, а теперь вместе отдохнем.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
IV. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений).
Учитель. Стр. 54, запишем №4. Решим задачу. Прочитаем, что нужно сделать. (Чтобы ее решить, нужно нам дополнить ее.)
– Посмотрите на картинку. Кого вы видите на картинке? (Зайчат и лису.)
– Что говорится о зайчатах? (Их было 7.)
– Что потом случилось? (Появилась лисичка, и 3 зайчика убежали.)
– Какой вопрос задачи? (Сколько зайцев прячется в кустах.)
– На сколько меньше? (На 3)
– Сколько зайчиков убежали? (3)
– Сможем мы ответить на вопрос задачи? (Да)
– Как, каким действием? (Вычитанием)
– Сколько зайцев было? (7)
– Какое действие должны мы выполнить? (Мы из 7 должны вычесть 3 и получится 4.)
– Откроем тетради и запишем решение в тетрадь.
7–3=4 (з.)
Ответ: 4 зайца.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель. Закрыли тетради и открываем Рабочую тетрадь на стр.35 и выполняем № 1.
– Что нужно сделать в этом номере? (Вписать нужные числа.)
– Проверяем первый пример. (3 состоит из 1 и 2.)
– Проверяем второй пример. (3 состоит из 2 и 1.)
– Найдите пример №3.
– Что мы должны сделать в этом номере? (Должны записать ответы примеров.) А эту работу выполните самостоятельно, после того как вы выполните, проверим по эталону.
– Справились с заданием. Ёжик за вами наблюдает и оценивает, как вы работаете на уроке.
VI. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– А как вы работали сегодня на уроке?
– Справлялись с заданиями?
– Как вы думаете, в начале урока мы поставили себе цель и достигли мы этих целей? Научились вычитать число 3?
– Ребята, если у вас все получилось, то поднимите зелёный кружочек. Если у вас были некоторые затруднения, но усвоили тему хорошо, то поднимите желтый кружочек. Если вы не справились с заданиями и ничего не поняли, не усвоили тему, то поднимите красный кружочек.
– Ёжику понравилась ваша работа. (Выделение активных учеников, и ёжик им дарит звёздочки.