Особенности воспитания одаренных малышей в детском саду
№ 181
Татьяна ТУНДАЙКИНА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №280 г. Казани
Современное общество все больше нуждается в неординарных творческих личностях, в их умениях и способностях, так как именно такие люди смогут предоставить новые пути решения задач, выходы из проблемных ситуаций.
Задача, которая ставится перед современным обществом – это воспитать ребенка активного, творческого, который будет готов участвовать в глобальных проблемах человечества.
Не так давно считалось, что все дети равны, задача педагогов состояла лишь в том, чтобы научить их думать и сопереживать. Но опыт показывает, что различия между детьми все же есть. Есть дети, у которых интеллект развит намного выше, чем у их сверстников, у таких детей присутствуют особые способности к творчеству, они любознательны, самостоятельны и очень активны.
По своему многолетнему опыту, могу сказать, что одаренных и талантливых людей объединяют следующие качества:
– высокий интеллект;
– отличная память;
– настойчивость;
– воля;
– стремление к высоким достижениям;
– энергичность.
Необходимо лишь распознать одаренность на ранних сроках, чтобы не растерять заложенный талант.
Сейчас, в наше время, можно наблюдать высокий интерес к проблеме одаренности и таланта, к тому, как выявить одаренность, как обучать и развивать таких детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с одаренными детьми.
Цель исследования: выявить особенности воспитания одаренных малышей в детском саду №280 Советского района г. Казани.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия воспитания и развития одаренных детей.
Гипотеза исследования: обучение одаренных и талантливых детей дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих условий:
– учет индивидуально-личностных особенностей одаренных и талантливых детей;
– знание педагогом видов одаренности и таланта, специфики работы с одаренными и талантливыми детьми.
Задачи исследования:
– изучить особенности одаренных и талантливых детей дошкольного возраста;
– раскрыть специфику воспитания одаренных и талантливых детей дошкольного возраста;
– выявить психолого-педагогические условия обучения одаренных и талантливых детей дошкольного возраста.
Теоретической базой исследования являлись идеи и разработки Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Л. А.Венгера, Дж.Рензулли, П.Торренса.
Методы исследования: изучение литературы, описание, наблюдение, анализ.
Наш современный мир очень быстро меняется, в связи с этим меняются и дети: они активные, самостоятельные, проявляют инициативность в творчестве, познании, освоении информационных технологий, в связи с этим растет процент одаренных и талантливых детей. Именно способности одаренных и талантливых детей лежат в основе прогресса человеческой деятельности.
Одаренность – это необычное сочетание способностей человека. Именно эти способности позволяют достичь высоких результатов. Только лишь нужно вовремя заметить эти способности и развить их, что является одной из главных задач педагога, родителя. Также необходимо обеспечить специальные условия для талантливого ребенка для развития способностей, чтобы эти способности не растерялись, а использовались в дальнейшей реализации.
При работе с одаренными и талантливыми детьми обязательно должны учитываться их психологические особенности. Необходимо признать тот факт, что одаренный и талантливый ребенок – это другой ребенок, не похожий на всех остальных, он не похож на остальных не только своими интеллектуальными, творческими качествами, но и личностными.
Одаренные и талантливые дети требуют особого подхода, при работе с ними необходимо обязательно знать организационные аспекты воспитания, методику, учитывать психолого-педагогические условия воспитания и развития, методические рекомендации.
Необходимо создавать особые условия для воспитания, находить индивидуальные подходы к каждому, проводить свои занятия в разнообразных формах, использовать различные методы и приемы, так, чтобы воспитанникам не приходилось скучать на занятиях, растрачивая свои таланты.
В качестве исследования была проведена работа с детьми старшего дошкольного возраста, были использованы следующие методы:
– «Метод эвристических вопросов» (детям были предложены 7 ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как?);
– «Метод придумывания» (позволяет детям создать продукт в результате своих творческих способностей);
– «Метод «если бы…» (позволяет детям составить описание того, чего еще пока нет. Развивает воображение).
Данные методы помогли выявить у нескольких детей признаки ранней одаренности, их ответы отличались креативностью, они стремились отвечать первыми, были настойчивы, могли доказать свою точку зрения.
Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе. Цель взрослых состоит в том, чтобы увидеть и поддержать способности ребенка, дать ему возможность реализовать себя в тех направлениях, которые ему интересны, необходимо содействовать реализации одаренности.
Таким образом, работая над исследованием в области особенностей воспитания одаренных и талантливых детей дошкольного возраста, цель была достигнута, задачи решены.