Чудеса татарской кулинарии

№ 180

(Интегрированное занятие по образовательной области в средней группе)

Гузелия ЗАМАЛЕТДИНОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада «Сказка» г. Буинска

Лилия ХАФИЗОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада «Сказка» г. Буинска

Цель: формирование у детей представления о культуре, традициях, национальной татарского народов через знакомство с национальной кухней.

Задачи:

обучающие: познакомить с названиями различных блюд национальной кухни, обогащать словарный запас детей. На примере лепки из соленого теста ознакомить детей с национальной татарской кухни. Учить работать с соленым тестом;

развивающие: развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие. Развивать мелкую моторику детей. Развивать зрительно-двигательную координацию, перцептивно-моторное умение и навыки;

воспитательные: воспитывать навыки культуры общения: воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение действовать совместно.

Виды деятельности: наблюдение, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Предварительная работа: беседа о культуре и быте татарского народа; знакомство с татарскими народными играми.

Оборудование: стол, самовар, национальные блюда, соленое тесто, дощечки, салфетки, красочные рисунки с национальными блюдами.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель.

Колокольчик озорной, ты друзей в кругу построй.

Соберись, ребята, в круг. Слева друг и справа друг!

Крепко за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.

Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь, улыбнитесь!

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

Воспитатель. Поздороваемся с гостями: Здравствуйте!

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. А еще как мы можем здороваться?

Дети. Исәнмесез.

Воспитатель. На каком языке мы поздоровались?

Дети. На русском и татарском языках.

Ребёнок.

Мы живем в Татарстане,

Очень любим край родной,

Он хорош зимой и летом,

А особенно весной.

II. Создание мотива

(Группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это такое?

Дети. Конверт.

Воспитатель. Странный какой-то конверт-письмо, на нем что-то написано. Давайте прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу пригласить вас на выставку татарских национальных блюд. Приготовила для вас сюрприз, блюда татарской народной кухни, а именно выпечку».

Воспитатель. Как вы думаете, на чем можно добраться до выставки?

Дети. На автобусе, машине…

Воспитатель. Выставка находится в нашем городе. Как называется наш город?

Дети. Город Буинск.

Воспитатель. Да, наш город называется Буинск. По нашему городу мы можем прогуляться. Сегодня я вам предлагаю пойти пешком под веселую песню. (Күңелле сәяхәт» җыры (А.Минһаҗев сүзләре, Ә.Һадиева көе). Движения по тексту.)

III. Основная часть

Воспитатель. Вот мы с вами дошли. Но чтобы зайти есть одно условие. Мы должны назвать национальное блюдо татарского народа. Это и будет пропускным билетом. (Дети говорят и проходят через арку – треугольник – өчпочмак, кыстыбый, чак-чак – чәкчәк, губадия – гөбәдия, хворост – кош теле, бәлеш.)

Воспитатель. Ребята, в Татарстане живут очень много национальностей: татары, русские, чуваши и другие. У каждого народа есть свои праздники, обычаи и каждый народ  готовит свои национальные блюда. (Звучит легкая татарская мелодия. Дети с любопытством все рассматривают.)

Воспитатель. Правда, всё аппетитно!?

Воспитатель. Давайте мы познакомимся с татарской национальной кухней. Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю. Например, чак-чак характерен лишь для татарской национальной кухни. Чак-чак является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах. Чак-чак – широко известное в России лакомство, которое готовится из теста с медом.

Белиш – традиционный открытый пирог с утятиной, большим количеством лука и с рисом.

Эчпочмаки – небольшие пирожки-треугольники с картофельно-мясной начинкой. А почему все «эчпочмак» говорят?

Дети. Потому что есть три уголка.

Воспитатель. А что бывает треугольной формы? (Дети  отвечают.)

Воспитатель. Это перемяч. Перемяч – круглые лепешки с начинкой, запекаемые в печке. Чем он отличается от треугольника?

Дети. У треугольника есть три уголки, а перемяч – круглый.

Воспитатель. Что бывает круглой формы? (Дети отвечают.)

Воспитатель. Коймак – жаренные в печке небольшие оладьи из дрожжевого теста.

Воспитатель. «Чайный стол – душа семьи», – говорят татары. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями порой заменяет завтрак, обед или ужин. Давайте ребята мы таже научимся накрывать на стол, поиграем в игру «Без табын әзерлибез».

Без әзерлибез табын (Ходят по кругу)

Китереп бөтен шартын. (Остановились, руки на пояс)

Өчпочмак, бәлеш, коймак – (Треугольник, круг, оладушки)

Нәрсәләр җитми тагын?(Руки вытягивают в круг)

(Дети под текст ходят по кругу. Затем останавливаются и называют татарское блюдо. Ребенок в костюме губадии выходит в середину круга и читают стихотворение.)

Воспитатель. Проходи губадия, добро пожаловать!

(Входит чак-чак. На голове – маска, в руках – блюдо с чак-чаком.)

Чак-чак.

Ходит слух, что занимает почетное место,

На столе наш чак-чак из медового теста.

Будь то свадьба, иль праздник любви

На столе чак-чак всегда большой.

Может чак-чак и настроение поднять,

Так, что девочки перед вами станцевать.

(Танец с чак-чаком. Выходит ребенок в костюме хвороста.)

Хворост.

На столе и хворосту почет

Все знают: он на масле испечен

Известно, что кто в гости ходит,

Не попробовав хвороста, не уходит.

Воспитатель. Проходи .хворост, добро пожаловать!

(Выходит ребенок в костюме перемяча.)

Перемяч.

Хоть состою я из мяса проваренного

Хоть в глубоком масле обжарено

Я очень вкусным могу быть

И мой вкус всем не забыть.

Если речь обо мне заходит,

Мою начинку разной находят.

То мясо – начинка моя,

То яблоками начиняют меня.

Говорят, я с любой начинкой могу сгодиться,

И любое застолье мною гордится.

Воспитатель. Проходи, перемяч, добро пожаловать!

Воспитатель. Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю. Чак-чак характерен лишь для татарской национальной кухни. Чак-чак является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах. Посмотрите, мы можем сами научиться готовить блюдо чак-чак.

IV. Лепка «Чак — чак»

Воспитатель/ Кого мы можем угостить чак-чаком?

Дети. Приготовим для своей мамочки и для папочки и для бабушки и для дедушки для всей семьи, сюрприз.

Воспитатель. Напечём с вами угощение «Чак-чак», а вечером, когда придут за вами ваши родные, вы их порадуете своим сюрпризом. Вот я уже замесило тесто. Посмотрите, как выглядит это угощение «Чак-чак». (Рассматривание угощения на тарелочке.)

Воспитатель. На что похож «Чак-чак»?

Дети. На палочки.

Воспитатель. А еще палочки похожи на «колбаски».А теперь я вам покажу как мы будем из соленого теста лепить «колбаски». Берем тесто, и ложем на ладошку, а другой ладошкой прижмем. Начинаем аккуратно скатывать из теста шар, а затем из шар раскатывать не большую «колбаску». Вот какая «колбаска» получилась у меня. А вы хотите тоже из теста сделать «колбаски».

Дети. Да.

Воспитатель. Садимся на свои места, спинки выпрямили, ножки подружили. Берем тесто, отщипываем кусочек, из него аккуратно скатываем шар.

Теперь из шара раскатываем «колбаску», палочку. Вот какие молодцы, как хорошо все у вас получается.

Воспитатель. Вот сколько палочек получилось, давайте положим их также красиво горочкой на тарелку, и у нас получится татарское  угощение «Чак-чак». (Дети кладут горкой свои палочки.)

Воспитатель. Давайте все вместе повторим «Чак-чак».

Дети (хором и индивидуально). Чак-чак.

Воспитатель. Посмотрите, какое мы сделали угощение для ваших папочек, мамочек, бабушек и дедушек! (Работы детей раскладываются на тарелочке.) А теперь возвращаемся обратно.

V. Итог

Воспитатель. Что мы делали сегодня из теста?

Дети. Угощение, сюрприз.

Воспитатель. Как называется угощение?

Дети. Чак-чак.

Воспитатель. Вот какое замечательное угощение «чак-чак» мы испекли для своей семьи. Получилось много. Всем хватит. Спасибо за старание!