Веселый клоун ищет друзей
№ 179
(Конспект занятия по адаптации детей 3 – 4 лет к ДОУ)
Ирина НОВОХАТСКАЯ,
воспитатель детского сада № 121 г. Казани
Цель: помощь в адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Задачи:
– снятие эмоционального и мышечного напряжения;
– развитие игровых навыков, произвольного поведения;
– развитие мелкой и общей моторики;
– привлечение внимания детей к сверстнику, установления положительных взаимоотношений;
– установление доверительных взаимоотношений с педагогом;
– формирование положительного отношения к ДОУ;
– обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период.
Форма проведения: групповое занятие, в игровой форме, при участии воспитателя и родителей.
Методы работы: словесные, практические, игровые.
Материальная база: аудиозапись с музыкой (Дунаевского из кинофильма «Цирк») «Настоящий друг»; подушечки (для пола) на каждого ребенка; кукла клоун; готовый образец аппликации; бумага белая, бумага цветная гофрированная, фетр, ножницы, клей; цветные карандаши, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия
I. Вводная часть
Создание положительного эмоционального настроя в группе.
(Психолог включает музыку (Дунаевского из кинофильма «Цирк) и приглашает детей и родителей собраться вместе поиграть. Дети сидят на подушечках, мамы располагаются позади ребенка, психолог на уровне детей и родителей. Приветствие.)
Психолог (здоровается, читает стихи и показывает движения, дети повторяют.) Здравствуйте, ребята! Давайте, мы поздороваемся все вместе. Сделаем мы это так!
Здравствуй, солнце золотое! (Руки разводим в сторону как лучи солнца.)
Здравствуй, небо голубое! (Поднимаем руки вверх, прямые.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Раскачиваем ручками из стороны в сторону, присаживаемся на корточки.)
Здравствуй, травка и лужок! (Раскачиваем ручками возле пола.)
Здравствуй, маленький дружок! (Обнимаем сами себя, мамы обнимают ребенка.)
II. Основная часть
Сюрпризный момент (раздается стук в дверь).
Психолог. А что это за звук?
Дети. Это кто-то стучит к нам в дверь, давайте пригласим к нам гостя.
(В группу заходит воспитатель с игрушкой клоуна, и с ними волшебная коробка. Воспитатель держит игрушку клоуна и читает стихотворение.)
Воспитатель.
Очень цирк люблю, друзья.
На арене главный я.
Я – веселый и смешной
Завожу своей игрой.
Шутки острые про всех.
В зале слышен детский смех.
Радость людям приношу,
В цирке клоуном я служу.
Как вы думайте, что принес в коробке клоун?
Дети. Колокольчик.
(Воспитатель убирает с пола подушечки, игра проводится стоя.)
Адаптационная игра “Знакомство”.
Психолог (объясняет и показывает правила игры). А сделаем мы это так: возьмём колокольчик в ручки, назовем свое имя, и позвоним; потом передадим колокольчик другому ребенку. (Мамы помогают своему ребенку в случае необходимости.) Вот так!
Психолог (называет свое имя и имя клоуна, звонит в колокольчик и передает его ребенку. Ребенок звонит, педагог спрашивает). Как тебя зовут? (Ребенок называет свое имя, передает колокольчик следующему ребенку. Продолжается игра. Последний ребенок передает колокольчик психологу. Игра заканчивается.)
Психолог. Вот мы все и познакомились, подружились. Давайте с вами поиграем в игру.
Социальное развитие “Игра с другом”
Дети (встают рядом друг с другом, тесно прижавшись, друг к другу, выполняют следующие действия в соответствии с текстом):
Друзей можно щекотать, щекотать, щекотать.
Друзей можно пощипать, пощипать, пощипать.
Друзей можно обнимать, обнимать, обнимать.
(Игра может повторяется несколько раз.)
Физкультминутка “Веселый клоун ”
Воспитатель. А теперь, давайте дружно встанем и немного отдохнем. (Воспитатель говорит слова и показывает движения, дети повторяют.)
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены:
«Здравствуйте, мои дорогие!
И маленькие, и большие,
И пухленькие, и худые!»
Вправо, влево и вперед,
Поклонился всем, как мог!
Психолог. Хорошо! Понравилось вам физкультминутка? Отдохнули? Друзья, посмотрите, что-то клоун наш загрустил, почему он грустит? Правильно, у клоуна мало друзей, давайте мы с вами сделаем ему друзей, и наш клоун больше никогда не будет грустить.
Аппликация с использованием элементов арт-терапии «Друг для клоуна»
Воспитатель. Приглашаем родителей и детей занять свои места за столами. (На столах уже разложены заготовки и атрибуты. Воспитатель показывает образец, отмечает, из каких деталей выполнен клоун, какой он формы и размера. Родители вместе с детьми повторяют порядок наклеивания деталей. Детали приклеивают на большой лист (А4) с шаблоном клоуна. Так же родителям и детям предлагается самим нарисовать настроение клоуна с помощью карандашей и красок. Во время процесса звучит аудиозапись «Настоящий друг».)
III. Прощание
Воспитатель (подводит итоги занятия). Давайте мы с вами вспомним, во что мы сегодня играли? (Ответы детей.)
– А какие игры вам понравились больше всего? (Ответы детей.)
– Вот и закончилось время наших игр. Давайте вместе попрощаемся.
Ритуал прощания
Психолог.
Много в радуге цветов, а на небе звездочек,
Как в нашей группе мальчиков (Мальчики поднимают руку вверх.)
И красивых девочек (Девочки поднимают руку вверх.)
Дружат в небе звезды, а в радуге цвета
Как и в нашей группе, дружит детвора! (Дети и родители кладут свои руки ладонью на ладонь психологу.)