Театрализованная профессия. Профориентация дошкольника
№ 178
Ирина ТИХОНОВА,
воспитатель детского сада №280 г. Казани
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. В дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияет на поведение детей, на их отношение к взрослым людям, продуктам труда. Поэтому мы должны уделять особое внимание на ознакомление детей с профессиями и их значимостью для общества.
Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует театрализованная деятельность, которая представляет собой органический синтез музыки, танца, риторики, актерского мастерства; сосредотачивает в единое целое средства выразительности отдельных искусств, тем самым создает условие для воспитания целостной одаренной личности. Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрально-игровой деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональному раскрытию, развивает творческую активность, их исполнительские возможности.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из мира творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что актерское творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования
Моя практика, как воспитателя, показывает, что талантливые дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. В нашем дошкольном учреждении проводится много театрализованных мероприятий, где артистами являются одарённые дети.
Одарённых детей выявляю методом наблюдения во всех видах деятельности. Они с лёгкостью перенимают приёмы игры, проявляют творческую активность, отзывчивы, эмоциональны. Этих детей я называю «звёздочками». Они – мои помощники, на которых я могу положиться. Это – мои артисты, которые сияют в театральных постановках нашего дошкольного учреждения.
Основной целью моей работы с одаренными детьми в театрализованной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного развития ребенка – дошкольника, а так же воспитание творческой индивидуальности, развитие интереса и отзывчивости к актерской деятельности. Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку необходимо воплощать в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок может играть любую роль, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.
В процессе занятий театрализованной деятельностью у ребенка развиваются любознательность и стремление к познанию окружающего мира. Так же он усваивает новую информацию, развивает речь, расширяет свой словарный запас, развивает смекалку и изобретательность.
Театр – это то место, где создана атмосфера сказки. Попадая в него ребенок верит в происходящее на сцене, он полностью погружается в театральное действие.
Ребенок растворяется в действие на сцене, искренне сопереживая за героев. Он подражает мимике, движениям актеров, голосовым интонациям. Положительный настрой, который появляется во время спектакля, помогает ребенку усваивать новые поведенческие модели, адекватно оценивать поведение положительных и отрицательных героев.
В процессе театральной игры ребенок с легкостью отделяет хорошее от плохого. Знакомый сюжет перекликается с живой речью, интонацией героя.
Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Занимаясь с детьми театром, стараюсь сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности использую творческие игры и этюды: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, театрализованные игры, инсценирование разнообразных сказок, творческие задания, упражнения по формированию выразительности исполнения, эмоциональному развитию детей.
Работа по театрализованной деятельности, проходит через такие формы, как:
– непосредственно образовательная деятельность;
– экскурсии;
– посещение театральных постановок;
– конкурсы;
– а так же индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
Немало важную роль играют родители, ведь именно они являются и помощниками. Вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами в ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй, что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, волшебства, праздника. Это позволяет нам эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно-эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.