Координатная плоскость

№ 177

(Урок математики в VI классе )

Наиля ФАЙЗУЛЛИНА,

учитель высшей квалификационной категории Большеатнинской средней школы Атнинского  района

Планируемые результаты: учащийся научится строить точку по ее координатам и находить координаты точки, принадлежащей координатной плоскости.

Формируемые  результаты:

предметные:

–  уметь строить точки по заданным координатам;

– определять координаты имеющихся точек, по данным координатам;

– уметь строить фигуры в координатной плоскости;

– определять в какой четверти находятся точки с заданными координатами;

– уметь находить заданную точку в координатной плоскости среди множества других;

личностные:

– формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;

формирование устойчивого интереса к творческой и индивидуальной деятельности;

– учится проявлять самостоятельность в различных видах деятельности;

метапредметные:

– организации учебной деятельности;

– оценивать результаты своей деятельности;

– формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;

– осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

– развитие монологической и диалогической речи;

– умения выражать свои мысли и выслушивать собеседника.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся: парная, фронтальная и индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация,  учебник (Мерзляк А.Г. и др. Математика. 6 кл.), тетради, листы самооценки, карточки с заданиями.

Технологическая карта крока

 

№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный момент Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.– Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки,

Мы не будем тратить время зря,

И приступим дружно все к работе.

Учащиеся  успокаиваются, включаются  в  учебную деятельность и деловой ритм урока. Проверяют наличие раздаточного материала на партах для работы на уроке.
2 Мотивация учебной деятельности учащихся

Заранее на парты приклеить № ряда и № мест обучающихся.

1 ряд

1 ряд

1 ряд

№1

№2

№3

№4

№5

№6

 

2 ряд

2 ряд

2 ряд

№1

№2

№3

№4

№5

№6

 

3 ряд

3 ряд

3 ряд

№1

№2

№3

№4

№5

№6

 

4 ряд

4 ряд

4 ряд

№1

№2

№3

№4

№5

№6

 

5 ряд

5 ряд

5 ряд

№1

№2

№3

№4

№5

№6

– Сегодня у нас необычный урок. Представьте, что вы пришли в дом культуры  и сидите на местах согласно купленным билетам. А на какое мероприятие пришли вы узнаете попозже. А теперь возьмите свои билеты и запишите на нем номер ряда и номер места, на котором вы сидите.

Поднимитесь, пожалуйста, кто сидит на 1 ряду на месте №3, а на 3 ряду на месте №1. Спасибо. А на 4 ряду на месте №2, а на 2 ряду на месте №4.

На доске записать: (1; 3) и (3;1); (4; 2) и (2;4).

 

 

– Скажите, слово «координата» вы слышали только на математике?

 

Для чего?

 

Заранее на парты разложить билеты в кино:

Приложение 1:

рф01

 

 

 

 

 

 

Заполняют свои билеты.

 

 

 

 

 

 

Аналогичная система координат используется и в шахматах. Такого рода «клеточные координаты» обычно используются на военных, морских, геологических картах. Хорошо известные географические координаты: широта и долгота. Чтобы определить местонахождение объекта по карте нужно знать его координаты.

– Общаясь друг с другом, люди часто говорят: «Оставьте свои координаты».

– Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, е-mail.

3 Постановка цели и задач урока – Ребята, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему и цели урока.– Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

– Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем-то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0.

Итак, ребята сегодня на уроке мы обобщим все знания, полученные при изучении раздела «Координатная плоскость». Постараемся посмотреть на себя со стороны и осознать как много мы умеем.

– Написали тему  и дату урока в тетрадях.

Дети объявляют тему урока «Координатная плоскость». 

Формулируют цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на листах самооценки.

4 Актуализация знаний «Конкурс шпаргалок».Участники за определенное время (3 мин., например) должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги, т.е. только подлежащие, которыми познакомились при изучении темы «Координатная плоскость». Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, «запротоколировать» наибольшее количество слов без ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Кто может дополнить список?

– А я могу дополнить слово «Квадрант». Что оно означает? Можно ли его добавить в наш список?

– Квадрант – это четверть круга. Четверти координатной плоскости называют еще квадрантами.

– Оцениваем свою работу. (Работа на листах самооценки.)

1. Плоскость.2. Ось.

3. Абцисса.

4. Ордината.

5. Ось абцисс.

6. Ось ординат.

7. Начало отсчета.

8. Координата.

9. Числа.

10. Положительные числа.

11. Отрицательные числа.

12. Четверть.

13. Знаки.

14. Направление.

15. Х

16. У

17. Точка.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Работа на листах самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Закрепление изученного материала 

 

 

 

 

 

– Внимание на экран. Необходимо расшифровать  слово по  указанным координатам.– Что вам говорит это слово?

– Теперь понятно в какое мероприятие мы с вами пришли?

Слово дается Алмазу Бадикову. (Тау башына салынгандыр безнен авыл).

– Это стихотворение можно связать с темой нашего урока?

Самостоятельная работа учащихся.Получилось слово «Тукай».

– Сегодня день рождения Габдуллы Тукая.

– Мы пришли в мероприятие, посвященное Г.Тукаю.

 

(Алмаз читает стихотворение Г.Тукая и несколько слов о  Г.Тукае.)

Указаны координаты деревни.

Физминутка.

 

 

 

– У каждого на столах  имеются координаты, используя эти координаты найдите свой угол (проверка знания знаков координатных четвертей, квадрантов).– Почему выбрал этот угол?

Работа на листах самооценки.

1-я четверть (+; +)2-я четверть (-; +)

3-я четверть (-; -)

4-я четверть (+; -).

Объяснения учеников.

Закрепление изученного материала Работа по учебнику №1322 на стр. 277На доске работают 4 ученика (по 2 ученика). Каждой точке координатной плоскости соответствует пара чисел – абсцисса и ордината. И каждой паре чисел соответствует точка плоскости, для которой эти числа являются координатами.Повторение координатных четвертей.
«Собрать пазл». – Ребята, если вы правильно выполните задания, то получите рисунок. Вам слово.

Работа на листах самооценки.

 

Выполняют задания.Работа на листах самооценки.

рф02

6 Контроль и самоконтроль – У каждого из вас на парте лежит лист с изображением   координатной   плоскости и лист с заданиями в трёх уровнях сложности, где написаны координаты точек, которые вам нужно построить. Точки нужно строить в той же последовательности в которой они у вас написаны, и соединить их. На выполнение задания 8 мин. Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности контрольного задания и выполняют его.Оценивают друг друга.
7 Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся и рефлексия Игра «Рюкзак». Используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать: «Пропускаю ход».Передавая «Рюкзак» каждый ученик должен положить какое то новшество полученное на уроке.

Оценка деятельности учащихся, работа по листам самооценки.

Выставление оценок.

Игра «Рюкзак». 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка деятельности учащихся, работа по листам самооценки

8 Домашнее задание №1322 на стр.277.– Объявляю конкурс рисунков. На координатной плоскости по координатам нарисовать рисунок. Рисунок, состоящий из 50 и более точек получить «5», из 40 и не менее 31 точки – «4», из 30 и менее точек «3».

 

– И последнее задание. А теперь, ребята, возьмите в руки лист и  постройте закодированную в виде координат точек фигуру.  Скажу вам по секрету –это мой подарок для вас. А вы в конце разукрасьте фигуру в тот цвет, который символизирует ваше настроение на нашем уроке. Урок окончен.

 

Учащиеся отвечают, какие знания они получили, какие задания на координатной плоскости умеют выполнять.Оценивают свою работу на уроке.

рф04