Обучающий потенциал развивающей предметно-пространственной среды логоцентра в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста
Кристина ЕРМОЛАЕВА,
учитель-логопед
детского сада №402
г. Казани
Резида ФАХРУТДИНОВА
Научный руководитель
Успешность коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста зависит от множества факторов: профессионализма специалиста, сформированной взаимосвязи между специалистом и ребенком, включенности родителей и разнообразной предметно-пространственной среды.
Любые нарушения речи целесообразно начинать в дошкольном возрасте, это фаза активного роста и развития ребенка. Дошкольный возраст диктует свои условия для проведения корректирующих занятий. Занятия должны быть многообразны, наполнены содержанием, интересны. Ребенка нужно завлечь, сохранить устойчивость его внимания. На помощь педагогу приходит развивающая предметно-развивающая среда.
Предметно-пространственной среда должна создавать условия для формирования коммуникативных навыков, коррекции и стимуляции речевой деятельности.
Основная задача при формирование предметно-пространственной среды ее максимальное наполнение и многофункциональность, которая бы позволяла использовать в различных групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Многофункциональность, как характеристика предметной среды, должна позволять проводить коррекционные занятия на разные типы речевых нарушений и особенностей развития ребёнка, так как нередко речевые нарушения сопровождаются особенностями психофизического развития.
Логоцентры для эффективного использования можно зонировать. Отдельное место для логопеда для работы над документацией. Удобное рабочее место с зеркалом для возможности ребенком контролировать себя при выполнении упражнений.
Важным элементом для речевого развития имеет проведение логопедического массажа. Зона с кушеткой и специальным инструментом должна вызывать у детей позитивные эмоции. Логопедический массаж способствует снижению, а в большинстве случаев полной коррекции сложных случаев нарушения речи. При включения творческих идей зона массажа может стать для ребенка релаксирующей зоной, позволяющей успокоить эмоциональный подъем.
Логоцентры детских садов наполняются различными методическими пособиями, дидактическими играми, развивающими играми и игрушками. Здесь можно встретить и обычную куклу, машинку, зверят. Все игры должны быть расположены в зоне доступности детей.
Современные реалии и доступность цифровой среды позволяет логопедам наполнить среду электронными играми. В свободном доступе находятся такие игры как «Логопотам», «Миры Ави», «Мой логопед» и т.п. Интересным для детей является включение в занятия игровых упражнений на планшете. Игры на цифровых устройствах, таких как планшет способствуют, наряду с развитием речи, формированию зрительно-моторной координации. Большинство детских садов оснащены интерактивными досками, и при наличии свободного пространства их также размещают в логоцентрах. Сенсорный экран – это множество возможностей для дополнения занятий интерактивными логопедическими играми. А как известно, дети дошкольного возраста восприимчивы ко всему яркому, интересному, необычному.
Нередко логопеды используют свои методические разработки для проведения занятий. Так, например, разработки логопедов Детского сада 402 не раз удостаивались дипломов I степени во всероссийских конкурсах «Элита России». Так, например, игра «Мама и детеныши» разработанная логопедом может быть использована для упражнений звукоподражания, а также расширения словарного запаса.
Важнейшей составной частью логосреды являются игры для развития мелкой моторики. В популярные и не потерявшие свою актуальность игры входят сухие бассейны из различных круп, игры с прищепками, различные шнуровки и т.п. Так, например, можно выполнять различные артикуляционные упражнения и одновременно перебирать горох или машевую крупу.
Грамотно выстроенная предметно-пространственная среда способствует:
– позитивному настрою детей, положительному эмоциональному фону на занятиях;
– раскрытию ребенка как личности, раскрытию его творческих способностей;
– построению максимально эффективному взаимодействию «педагог-ребенок»;
– насыщенным и разнообразным занятиям;
– достижению целей по развитию грамотной и выразительной речи у детей.
Все игры и материалы, размещенные в логоцентрах в силу их вариативности и многофункциональности, могут не только решать вопросы и коррекции речи, но также способствуют общему познавательному развитию дошкольника.
Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная среда логоцентра способствует достижению положительных результатов в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.
