Приемы устранения предэкзаменационного стресса по английскому языку у учащихся 9, 11 классов
Приемы устранения предэкзаменационного стресса по английскому языку у учащихся 9, 11 классов
Галиакбарова Фергана Тимерхановна,
учитель английского и немецкого языков
высшой квалификационной категории
школы №144 города Казани
Понятие стресса впервые было введено в науку канадским исследователем Г. Селье. Г. Селье писал стресс это — «неспецифические реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Уровень стресса, который учащийся будет испытывать на экзамене, зависит от того, как он сам оценивает экзаменационную ситуацию. В зависимости от того воспринимает ли учащийся экзамен как ситуацию опасную, с которой он может не справиться, в которой пострадает его самооценка, или как ситуацию, для разрешения которой у него есть ресурсы, стресс будет выступать для него мобилизующим или дезорганизующим событием [1].
Во время экзамена учащийся испытывает, прежде всего, психологический стресс: информационный и эмоциональный. Информационный стресс связан с недостатком или переизбытком информации. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. В него часто попадают учащиеся, которые обучались в школе не систематически, пропускали занятия. Накануне экзамена они обнаруживают серьезный дефицит учебной информации, который пытаются в короткие сроки восполнить. Недостаток времени на освоение материала, заставляет когнитивные процессы работать в экстремальном режиме. Таким учащимся не хватает времени, чтобы проанализировать, систематизировать и запомнить информацию, поэтому на экзамен они приходят с хаосом в голове и не могут выдать нужный ответ. Их действия отличаются хаотичностью, они находятся в состоянии повышенной тревожностью, могут испытывать физиологический стресс из-за недосыпания, дефицита физической активности, нарушения режима жизни. Такие учащиеся могут дойти до стадии истощения, с последующей невротизацией и возникновением соматических расстройств [2]. Однако информационный стресс могут испытывать и не только недисциплинированные и плохо успевающие учащиеся. Важна информированность не только по содержанию экзамена, но и по самой процедуре.
В процессе подбора методик, наиболее эффективные для снятия экзаменационного стресса являются следующие:
Упражнение 1. Простые утверждения для снятия напряжения
Сейчас я чувствую себя лучше
Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
Я могу управлять своими внутренними ощущениями
Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
Жизнь коротка, чтобы тратить ее на различные беспокойства.
Внутренне я ощущаю, что у меня будет все в порядке.
Упражнение 2 Передышка.
Когда мы расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхание способствует отказу от негативных мыслей. Отложить в сторону все проблемы, которые вызывают беспокойство. В течение 3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Лучше закрыть глаза.
Упражнение 3 . Снятие напряжение в 12 точках.
Снимает напряжение в основных точках тела.
- Плавное вращение глазами 2 раза в одном направлении и 2 раза в другом.
- Зафиксируйте внимание на далеком предмете, затем на ближнем предмете.
- Нахмурьтесь напрягая окологлазные мышцы, а затем расслабьтесь.
- Широко зевните несколько раз.
- Расслабьте шею покачав головой и покружите ей в меру возможностей из стороны в сторону.
- Поднимите плечи и медленно опустите их.
- Расслабьте запястья и медленно поводите ими.
- Сожмите и разожмите кулаки.
- Сделайте 3 глубоких вздоха, затем прогнитесь в позвоночнике вперед и назад, из стороны в сторону.
- Напрягите и расслабьте ягодицы.
- напрягите и расслабьте мышцы лодыжек.
- Согните пальцы ног, что бы ступни изогнулись вверх. Повторить 3 раза.
Снимается раздражение. Делать упражнение основываясь на собственные ощущения при напряжении, не должно быть болезненности и неприятных ощущений.
Упражнение 4. Вопросы к самому себе.
Нейтрализует средства, блокирующие ощущение счастья.
— Это на самом деле такое большое дело?
— Подвергается ли в данный момент риску, что -то по настоящему важное для меня?
-Действительно ли это хуже, чем- то , что было прежде?
— Покажется ли мне это таким важным через 2 недели?
— Стоит ли это того, что бы так переживать?
Упражнение 5. Пусть так и будет.
Применим к любому неприятному событию, а не только напряжению.
- Обратить внимание на то, как вы реагируете на ситуацию, человека, физическое напряжение или на неприятные эмоции, вы сопротивляетесь, обижаетесь, ненавидите или критикуете?
- Выберите неприятную ситуацию и попытайтесь ее выбросить из головы. Не прилагайте усилий, чтобы изменить ее. Сконцентрируйте внимание на чем — то постороннем, и старайтесь игнорировать то, что вызвало у вас раздражение.
Упражнение 6. Отвлечение внимания.
Способ позитивного отвлечения, который блокирует стрессовые мысли и чувства.
Сконцентрировать внимание на нейтральном предмете. Затем озвучить или записать
1.10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете.
- 20 осуществленных вами вчера действий
- 2 минуты перечислять качества, которые вам в себе нравятся.
Затем через несколько минут сконцентрироваться на проблеме.
Я стараюсь лучше понимать себя
Список носить с собой, при подавленном настроении, сосредоточить внимание на своих сильных сторонах.
Список использованной литературы:
- Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников Девиантное поведение.- С-Пб.: Питер, 2010. – 352с.
- Ганс Силье Стресс без дистресса.- Москва: Прогресс, 1982. – 124с.