Приемы устранения предэкзаменационного стресса по английскому языку у учащихся 9, 11 классов

Приемы устранения предэкзаменационного стресса по английскому языку у учащихся 9, 11 классов

 

Галиакбарова Фергана Тимерхановна,

учитель  английского и немецкого языков

высшой квалификационной категории

школы №144 города Казани

 

Понятие стресса впервые было введено в науку канадским исследователем Г. Селье. Г. Селье писал стресс это — «неспецифические реакции организма на внешние и внутренние раздражители.  Уровень стресса, который учащийся будет испытывать на экзамене, зависит от того, как он сам оценивает экзаменационную ситуацию. В зависимости от того воспринимает ли учащийся экзамен как ситуацию опасную, с которой он может не справиться, в которой пострадает его самооценка, или как ситуацию, для разрешения которой у него есть ресурсы, стресс будет выступать для него мобилизующим или дезорганизующим событием [1].

Во время экзамена учащийся испытывает, прежде всего, психологический стресс: информационный и эмоциональный. Информационный стресс связан с недостатком или переизбытком информации. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. В него часто попадают учащиеся, которые обучались в школе не систематически, пропускали занятия. Накануне экзамена они обнаруживают серьезный дефицит учебной информации, который пытаются в короткие сроки восполнить. Недостаток времени на освоение материала, заставляет когнитивные процессы работать в экстремальном режиме. Таким учащимся не хватает времени, чтобы проанализировать, систематизировать и запомнить информацию, поэтому на экзамен они приходят с хаосом в голове и не могут выдать нужный ответ. Их действия отличаются хаотичностью, они находятся в состоянии повышенной тревожностью, могут испытывать физиологический стресс из-за недосыпания, дефицита физической активности, нарушения режима жизни. Такие учащиеся могут дойти до стадии истощения, с последующей невротизацией и возникновением соматических расстройств [2]. Однако информационный стресс могут испытывать и не только недисциплинированные и плохо успевающие учащиеся. Важна информированность не только по содержанию экзамена, но и по самой процедуре.

В процессе подбора методик, наиболее эффективные для снятия экзаменационного стресса являются следующие:

Упражнение 1. Простые утверждения для снятия напряжения

Сейчас я чувствую себя лучше

Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

Я могу управлять своими внутренними ощущениями

Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

Жизнь коротка, чтобы тратить ее на различные беспокойства.

Внутренне я ощущаю, что у меня будет все в порядке.

Упражнение 2 Передышка.

Когда мы расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхание способствует отказу от негативных мыслей. Отложить в сторону все проблемы, которые вызывают беспокойство. В течение 3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Лучше закрыть глаза.

Упражнение 3 . Снятие напряжение в 12 точках.

Снимает напряжение в основных точках тела.

  1. Плавное вращение глазами 2 раза в одном направлении и 2 раза в другом.
  2. Зафиксируйте внимание на далеком предмете, затем на ближнем предмете.
  3. Нахмурьтесь напрягая окологлазные мышцы, а затем расслабьтесь.
  4. Широко зевните несколько раз.
  5. Расслабьте шею покачав головой и покружите ей в меру возможностей из стороны в сторону.
  6. Поднимите плечи и медленно опустите их.
  7. Расслабьте запястья и медленно поводите ими.
  8. Сожмите и разожмите кулаки.
  9. Сделайте 3 глубоких вздоха, затем прогнитесь в позвоночнике вперед и назад, из стороны в сторону.
  10. Напрягите и расслабьте ягодицы.
  11. напрягите и расслабьте мышцы лодыжек.
  12. Согните пальцы ног, что бы ступни изогнулись вверх. Повторить 3 раза.

Снимается раздражение. Делать упражнение основываясь на собственные ощущения при напряжении, не должно быть болезненности и неприятных ощущений.

 

Упражнение 4. Вопросы к самому себе.

Нейтрализует средства, блокирующие ощущение счастья.

— Это на самом деле такое большое дело?

— Подвергается ли в данный момент риску, что -то по настоящему важное для меня?

-Действительно ли это хуже, чем- то , что было прежде?

— Покажется ли мне это таким важным через 2 недели?

— Стоит ли это того, что бы так переживать?

Упражнение 5. Пусть так и будет.

Применим к любому неприятному событию, а не только напряжению.

  1. Обратить внимание на то, как вы реагируете на ситуацию, человека, физическое напряжение или на неприятные эмоции, вы сопротивляетесь, обижаетесь, ненавидите или критикуете?
  2. Выберите неприятную ситуацию и попытайтесь ее выбросить из головы. Не прилагайте усилий, чтобы изменить ее. Сконцентрируйте внимание на чем — то постороннем, и старайтесь игнорировать то, что вызвало у вас раздражение.

Упражнение 6. Отвлечение внимания.

Способ позитивного отвлечения, который блокирует стрессовые мысли и чувства.

Сконцентрировать внимание на нейтральном предмете. Затем озвучить или записать

1.10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете.

  1. 20 осуществленных вами вчера действий
  2. 2 минуты перечислять качества, которые вам в себе нравятся.

Затем через несколько минут сконцентрироваться на проблеме.

Я стараюсь лучше понимать себя

Список носить с собой, при подавленном настроении, сосредоточить внимание на своих сильных сторонах.

 

Список использованной литературы:

  1. Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников Девиантное поведение.- С-Пб.: Питер, 2010. – 352с.
  2. Ганс Силье Стресс без дистресса.- Москва: Прогресс, 1982. – 124с.