Научно-технологическое развитие в детском саду: идеи и подходы для работы с дошкольниками

Земфира ЯКУПОВА

старший воспитатель

Чулпан ГИСМАТУЛЛИНА

воспитатель старшей группы,

 Детский сад №8 г. Казани

 

Научно-технологическое развитие детей дошкольного возраста играет важную роль в формировании их познавательной активности, критического мышления и творческих способностей. В условиях детского сада создается уникальная возможность для интеграции науки и технологий в образовательный процесс, что может значительно обогатить опыт детей. В этой статье мы рассмотрим различные темы и направления, а также предложим идеи по организации работы в этой области.

2024 год объявлен годом науки технологий. В связи с этим каждую неделю воспитатель старшей группы Гисматуллина Чулпан Рифатовна организуют « Минутку науки», где вместе с детьми проводит  опыты и эксперименты.

Темы и направления

  1. Экспериментальная деятельность
  • Опыты с водой: Исследование свойств воды – это увлекательная тема для детей. Они могут проводить эксперименты, такие как наблюдение за плаванием различных предметов или изучение растворимости. Это не только развивает навыки наблюдения, но и знакомит детей с основами физики.
  • Изучение воздуха: Игры с воздушными шарами и создание простых воздушных змеев помогут детям понять, как воздух влияет на объекты. Они могут наблюдать, как легкие предметы поднимаются в воздух, что создаст интерес к физическим явлениям.
  1. Научные игры
  • Создание вулкана: Используя уксус и соду, дети могут наблюдать за химической реакцией, создавая «извержение вулкана». Это простое и безопасное занятие вводит детей в мир химии и демонстрирует, как происходят реакции.
  • Технологические игрушки: Конструкторы, такие как LEGO, могут стать отличным инструментом для создания моделей зданий, машин и других объектов. Это развивает пространственное мышление и креативность.
  1. Окружающий мир
  • Наблюдение за природой: Прогулки на свежем воздухе и сбор природных материалов (листья, шишки) позволяют детям изучать окружающий мир. Ведение «дневника природы» поможет детям фиксировать свои наблюдения и развивать умение анализировать.
  • Выращивание растений: Посадка семян и наблюдение за их ростом – это не только увлекательно, но и образовательный процесс. Дети учатся заботиться о растениях и понимают, что необходимо для их роста.
  1. Технологические проекты
  • Создание простых механизмов: Используя подручные материалы, дети могут создавать механизмы (например, простые машины или лебедки). Это развивает инженерные навыки и понимание основ механики.
  • Изучение профессий: Занятия о различных профессиях, связанных с наукой и технологиями (инженеры, ученые, врачи), помогут детям понять значимость этих профессий в обществе.

Организация работы

  1. Планирование занятий
  • Составьте план на основе интересов детей и доступных материалов. Учтите разнообразные формы работы: индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия.
  1. Интеграция в образовательный процесс
  • Научные эксперименты можно включать в занятия по окружающему миру, математике и искусству. Обсуждение результатов экспериментов с детьми поможет развить их аналитические способности.
  1. Создание исследовательских групп
  • Разделите детей на группы по интересам и дайте им возможность исследовать выбранную тему. Это способствует развитию командной работы и самостоятельности.
  1. Выставка результатов
  • Организуйте выставку работ детей по итогам научной деятельности. Стенд с фотографиями экспериментов, моделями или рисунками станет отличной возможностью для детей поделиться своими знаниями с родителями и другими воспитателями.
  1. Обратная связь
  • Проводите беседы с детьми о том, что они узнали и что им понравилось больше всего. Это поможет укрепить полученные знания и развить критическое мышление.

Заключение

Научно-технологическое развитие в детском саду способствует формированию у детей интереса к науке и технологии, а также развивает их исследовательские навыки. Создание атмосферы любопытства и открытости к новым знаниям позволит детям расширить горизонты понимания окружающего мира. Интеграция науки в образовательный процесс не только обогащает опыт детей, но и закладывает основы для их будущего обучения и профессионального роста.