Брейн-ринг в колледже
(Интеллектуальная игра)
Рушания ИСХАКОВА,
преподаватель Казанского политехнического колледжа
Цели:
– развивать познавательный и позитивный интерес к предметам естествознание и математики;
– определить уровень и глубину знаний по этим предметам.
Задачи:
образовательные:
– закрепление знаний и умений учащихся, полученные на уроках естествознания и математики;
– расширение общего кругозора;
воспитательные: формирование навыков коллективной работы, потребности взаимопомощи;
развивающие:
– развитие логического мышления, внимания, памяти;
– развитие потребности в самостоятельном приобретении новых знаний, активизировав познавательную деятельность;
– развитие стойкого позитивного интереса к предметам.
Оборудование и материалы: раздаточный материал, кроссворд (занимательные вопросы по биологии и математике), компьютер, лабораторное оборудование, песочные часы.
Ход внеклассного мероприятия
Приветствие участников.
Ведущий. Мы рады приветствовать всех участников игры. Сегодня вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках естествознания и математики, но и применить быстроту своего мышления, внимание. Надеюсь, задания, которые вас ждут на каждой станции, раскроют перед вами мир этих предметов несколько с другой стороны. Мы вам желаем успехов и пусть победят сильнейшие.
I раунд. Растительный и животный мир.
1-я команда
- Какой гриб носит название лесного хищника?
- Планета солнечной системы, на которой доказано наличие жизни.
- Какая ягода бывает черной, красной, белой?
- Какое море в древности называли Янтарным?
2-я команда
- Это хвойное светолюбивое дерево. Может расти на песчаных почвах. Его крона всегда поднималась высоко в небо. Что это за дерево?
- У этого растения длинный стебель, круглые плавающие листья и белый нежный цветок. Цветёт с июля по август, украшает поверхность воды.
- Из этого растения делают волокно, из волокна – нитки, из ниток – ткань; из ткани шьют одежду. Что это за дерево?
- Это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Его листья распускаются поздно весной. Что это за дерево?
1-я команда
- Назовите насекомое: «Я работаю в артели у корней лохматой ели. По буграм тащу бревно, больше плотника оно».
- Какие животные живут в земле, питаются насекомыми-вредителями, но, проделывая ходы в почве, повреждают корни растений?
- Это животное обитает в тихих лесных речках с высокими берегами. Питается ветками ивы, осины и березы. Делает под водой хатки.
- Какая птица ударом ноги может убить человека, а клювом бьёт с такой же силой, как лошадь копытом?
- Почему австралийскогоф сумчатого медведя – коалы нет ни в одном зоопарке Европы?
- Этому животному хвост помогает охотиться, его удар опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинами, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.
2-я команда
- Кто такой лесной петух?
- Какая птица может передвигаться по стволу дерева головой вниз?
- В чем главное отличие зрения собаки от зрения человека?
- Подсчитано, что организм человека весом 70 кг содержит 180 г этой «белой смерти» без которой, однако, не обойтись. Что это за вещество?
- Какая птица не умеет летать?
- Почему птицы, попав в глубокий колодец, не могут вылететь из него?
II раунд. Химический кроссворд.
Ребятам необходимо решить кроссворд и прочитать слово по вертикали.
КРОССВОРД «Вещества-указатели»
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7
|
|||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
1 0 |
Вопросы:
- Наука о веществах и их свойствах.
- Вещества, состоящие из двух элементов.
- Показывает число атомов в молекуле.
- Горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.
- Явление, в результате которого из одних веществ образуются другие.
- Элемент 4 группы побочной подгруппы.
- То, из чего состоят тела.
- Признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
- Ученый, предложивший планетарную модель строение атома.
- Элемент, у которого в ядре атома 33 протона.
III раунд. Химическая лаборатория.
В этом раунде ребятам будет предложена лабораторная посуда, надо указать названия химической посуды.
Цилиндр, химический стакан, градусник, термометр, пробирки, штатив, колба, спиртовка, плоскодонная колба.
Вопросы к капитанам (максимальный балл – 10)
- Был проделан следующий опыт: взяли два куска накрахмаленных бинта. На первом бинте ватным тампоном, написали букву А йодной водой. На синем фоне первого бинта появилась белая буква А. Второй бинт был однотонно синим. Почему на первом накрахмаленном бинте появилась белая буква, а на втором бинте нет? На втором бинте ватным тампоном, смоченным водой, написали букву Б. Оба бинта выдержали в тепле около 1 минуты и затем опустили в блюдце.
- Если прикрепить полоску пластыря кольцом вокруг пальца и не снимать его в течении двух дней, то участок кожи, находившийся под пластырем, окажется светлее. Объясните, почему.
- В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от человеческой воли, они выводятся из организма?
- Из чего, согласно Гиппократу, образуются первые зубы человека?
Переходим к IV раунду игры. Команды выбирают вопросы из 3 номинаций (основания, кислоты и соли).
Оксиды | 3 | 4 | 5 |
Основания | 3 | 4 | 5 |
Кислоты | 3 | 4 | 5 |
Соли | 3 | 4 | 5 |
Основание
– 3 балла: как называются растворимые основания?
– 4 балла: как называются и что представляют собой по составу «известковое молоко» и «известковая вода»?
– 5 баллов: каустическая сода — это…
Кислоты
– 3 балла: какая кислота соответствует оксиду (IV)?
– 4 балла: какая кислота соответствует оксиду азота (V).
– 5 баллов: кислота, необходимая для пищеварения.
Соли
– 3 балла: как называются соли угольной кислоты?
– 4 балла: как называются соли азотной и азотистой кислот?
– 5 баллов: химическое название AgNO3
IV раунд. Вопросы по математике.
- Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр. Если это число прочитать, то все слова будут начинаться на одну и ту же букву. Что это за число? (147)
- Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел. (Сто, миллион)
- Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Рене Декарт)
- Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательные свойства прямоугольных треугольников. (Пифагор)
- 5. При помощи пяти единиц составьте число 100, используя любые арифметические действия. (100 = 111–11)
- 6. При помощи любых арифметических действий запишите число 100 с помощью пяти пятерок. (5*5*5–5*5, или (5+5+5+5)*5)
- Предложение, истинность которого нужно доказать. (Теорема)
- Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома)
Подведения итогов игры