План работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности

№213

Гульнара ГИМАЛЕТДИНОВА,

воспитатель детского сада №375 г. Казани

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

– формировать представление о безопасном поведении в быту, социуме, природе;

– формировать представления об опасных ситуациях и способах поведения в них;

– формировать представления о правилах безопасности дорожного движения;

– формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;

– воспитать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.

Цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

 

Старшая группа Подготовительная к школе группа
Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы» Игра «Ядовитые грибы и ягоды»
Чтение сказки Даля «Война грибов с ягодами» Рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения»
Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане»
Беседа «Берегись мороза» Беседа «Обходи скользкие места»
Игра-беседа «Познакомимся с нашими соседями» Беседа «Берегись насекомых»
Беседа «Осторожно, гроза!» Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы»
Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах» Игра «Не зная броду, не суйся в воду»
Занятие «Огонь – друг или враг?» Беседа «Профессия пожарного»
Подвижная игра «Огонь друг и враг» Игра-ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?»
Подвижная игра «Птенчики в беде» Викторина «Юные пожарники»
Игра-соревнование «Сбей мяч» Драматизация «Спичка-невеличка»
Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» Беседа «Незнакомые предметы»
Игра-беседа «Службы пожарной охраны» Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Беседа «Опасные предмета дома» Подвижная игра «На пожаре»
Подвижная игра «При пожаре не забывай: огонь водою заливай» Дидактическая игра «Если возник пожар»
Игра-беседа «Спорт – это здоровье» Досуг «Дорога к доброму здоровью»
Беседа «Осторожно, грипп!» Беседа «Сохрани свое здоровье сам»
Беседа «Витамины укрепляют организм» Игра-беседа «Смотри во все глаза!»

 

Задачи:

– расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

– способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка-дошкольника.

Принципы организации образовательного процесса:

– последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем;

– наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;

– деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

– интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;

– дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

– возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей;

– преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация,  рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, обучающие презентации и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, целевые экскурсии.

Планирование по теме «Опасные ситуации в жизни детей: дома, на воде, в лесу» (старший дошкольный возраст).

 

Сентябрь Занятия «Огонь друг и враг», «Спички не игрушка»

Чтение «Кошкин дом»

Октябрь Чтение «Пожарный» Л.Куклин. «Чтобы не было беды»,

Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»

Рисование «Горит дом!»

Ноябрь Беседа Один дома».

Экстремальная ситуация «Незнакомые люди».

Рассматривание иллюстраций книг К.Белой «Твоя безопасность», «Как вести себя дома и на улице»

Декабрь Беседа «Опасные предметы»

Игра «Классификация опасных предметов»

«Как обеспечить безопасность дошкольника К.Белой

«Будь осторожен с электроприборами»

Просмотр мультфильмов по тематике

Январь Деловая игра «Если кому-то плохо – я могу прийти на помощь» (закрепить навыки у детей оказание первой помощи)
Февраль Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Март Беседы «Осторожно сколькая дорога», «Ледоход в речках»
Апрель Беседа «Если ты в лесу».

Чтение «Костер» В.Распутина, М.Баданов стр.132 «Чтобы не было беды»,С. Михалков «Дядя Степа»

Май Беседы «Поведение детей у воды», «Поведение при грозе, солнца», «Поведение на плавучих средствах»

«Рыбалка», «Купание».

Чтение А.Барто «Гроза», «Чтобы не было беды»

 

Планирование работы по основам безопасности жизнедеятельности с родителями

 

Период Родители
Сентябрь Беседа «Почему нужно доводить ребенка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю?»

Диспут «Надо ли объяснять детям, как вести себя с незнакомыми людьми?»

Октябрь
Ноябрь Беседы «Безопасность в вашем доме. Почему происходят несчастные случаи?», «Что должны знать дети»

Поговорим о соблюдении правил поведения на улице, дома

Декабрь Памятка «Новогодняя азбука безопасности»

Папка-передвижка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Консультация «Как провести выходные дни с ребёнком?»

Январь Анкетирование «Откуда опасность?».

Игровой тренинг «Правила поведения на льду».

Цели: познакомить с запрещающими правилами поведения на льду; развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций

Февраль Консультация «Здоровый образ жизни семьи»

Беседа с представителем медицинского пункта «Оказание первой помощи»

Март Круглые столы, деловая игра

Беседа «Детские страхи»

Цель: рассказать детям, что чаще всего страхи возникают из-за просмотров фильмов-ужасов и что не следует им бояться вымышленных персонажей, так как это фантазия, а не реальные факты

Апрель Беседа «Открытое окно, балкон как источник опасности»

Цели: рассказать детям, что особую опасность в помещениях представляют открытые окна и балконы; напомнить, что без взрослого нельзя выходить на балкон и открывать окно

Май Беседа «Катание на велосипеде».

Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде

Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами?»

Цели: дать понятие того, что не все съедобные грибы, ягоды можно есть; рассказать о непригодных местах для собирания грибов или ягод; продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе