План работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности
№213
Гульнара ГИМАЛЕТДИНОВА,
воспитатель детского сада №375 г. Казани
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
– формировать представление о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
– формировать представления об опасных ситуациях и способах поведения в них;
– формировать представления о правилах безопасности дорожного движения;
– формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;
– воспитать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
Цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы» | Игра «Ядовитые грибы и ягоды» |
Чтение сказки Даля «Война грибов с ягодами» | Рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения» |
Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» | Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане» |
Беседа «Берегись мороза» | Беседа «Обходи скользкие места» |
Игра-беседа «Познакомимся с нашими соседями» | Беседа «Берегись насекомых» |
Беседа «Осторожно, гроза!» | Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы» |
Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах» | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» |
Занятие «Огонь – друг или враг?» | Беседа «Профессия пожарного» |
Подвижная игра «Огонь друг и враг» | Игра-ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» |
Подвижная игра «Птенчики в беде» | Викторина «Юные пожарники» |
Игра-соревнование «Сбей мяч» | Драматизация «Спичка-невеличка» |
Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» | Беседа «Незнакомые предметы» |
Игра-беседа «Службы пожарной охраны» | Дидактическая игра «Разложи по порядку» |
Беседа «Опасные предмета дома» | Подвижная игра «На пожаре» |
Подвижная игра «При пожаре не забывай: огонь водою заливай» | Дидактическая игра «Если возник пожар» |
Игра-беседа «Спорт – это здоровье» | Досуг «Дорога к доброму здоровью» |
Беседа «Осторожно, грипп!» | Беседа «Сохрани свое здоровье сам» |
Беседа «Витамины укрепляют организм» | Игра-беседа «Смотри во все глаза!» |
Задачи:
– расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
– способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка-дошкольника.
Принципы организации образовательного процесса:
– последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем;
– наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
– деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
– интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
– дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
– возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей;
– преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, обучающие презентации и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, целевые экскурсии.
Планирование по теме «Опасные ситуации в жизни детей: дома, на воде, в лесу» (старший дошкольный возраст).
Сентябрь | Занятия «Огонь друг и враг», «Спички не игрушка»
Чтение «Кошкин дом» |
Октябрь | Чтение «Пожарный» Л.Куклин. «Чтобы не было беды»,
Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки» Рисование «Горит дом!» |
Ноябрь | Беседа Один дома».
Экстремальная ситуация «Незнакомые люди». Рассматривание иллюстраций книг К.Белой «Твоя безопасность», «Как вести себя дома и на улице» |
Декабрь | Беседа «Опасные предметы»
Игра «Классификация опасных предметов» «Как обеспечить безопасность дошкольника К.Белой «Будь осторожен с электроприборами» Просмотр мультфильмов по тематике |
Январь | Деловая игра «Если кому-то плохо – я могу прийти на помощь» (закрепить навыки у детей оказание первой помощи) |
Февраль | Сюжетно-ролевая игра «Больница» |
Март | Беседы «Осторожно сколькая дорога», «Ледоход в речках» |
Апрель | Беседа «Если ты в лесу».
Чтение «Костер» В.Распутина, М.Баданов стр.132 «Чтобы не было беды»,С. Михалков «Дядя Степа» |
Май | Беседы «Поведение детей у воды», «Поведение при грозе, солнца», «Поведение на плавучих средствах»
«Рыбалка», «Купание». Чтение А.Барто «Гроза», «Чтобы не было беды» |
Планирование работы по основам безопасности жизнедеятельности с родителями
Период | Родители |
Сентябрь | Беседа «Почему нужно доводить ребенка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю?»
Диспут «Надо ли объяснять детям, как вести себя с незнакомыми людьми?» |
Октябрь | |
Ноябрь | Беседы «Безопасность в вашем доме. Почему происходят несчастные случаи?», «Что должны знать дети»
Поговорим о соблюдении правил поведения на улице, дома |
Декабрь | Памятка «Новогодняя азбука безопасности»
Папка-передвижка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Консультация «Как провести выходные дни с ребёнком?» |
Январь | Анкетирование «Откуда опасность?».
Игровой тренинг «Правила поведения на льду». Цели: познакомить с запрещающими правилами поведения на льду; развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций |
Февраль | Консультация «Здоровый образ жизни семьи»
Беседа с представителем медицинского пункта «Оказание первой помощи» |
Март | Круглые столы, деловая игра
Беседа «Детские страхи» Цель: рассказать детям, что чаще всего страхи возникают из-за просмотров фильмов-ужасов и что не следует им бояться вымышленных персонажей, так как это фантазия, а не реальные факты |
Апрель | Беседа «Открытое окно, балкон как источник опасности»
Цели: рассказать детям, что особую опасность в помещениях представляют открытые окна и балконы; напомнить, что без взрослого нельзя выходить на балкон и открывать окно |
Май | Беседа «Катание на велосипеде».
Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами?» Цели: дать понятие того, что не все съедобные грибы, ягоды можно есть; рассказать о непригодных местах для собирания грибов или ягод; продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе |