Совместная образовательная деятельность педагогов по музыкальному развитию нравственно-патриотического значения «Мы живём в Поволжье»

 № 180

(Музыкальное занятие   для детей старшей группы)

Аклима НУХОВА,

старший воспитатель I квалификационной категории детского сада №230 г. Казани

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья на занятиях по музыкальному развитию.

Задачи:

воспитательные: воспитание нравственно-патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья; толерантного отношения к представителям других национальностей через песенную и танцевальную культуру народов Поволжья;

развивающие: развитие  музыкального слуха, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку, двигательной активности, артистичности, воображения, памяти, мышления;

обучающие: продолжение знакомства  детей с традициями и обычаями, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья.

Предварительная работа Работа с детьми:– серии занятий;– разучивание танцев, песен народов Поволжья;

– народные дидактические игры;

– народные подвижные игры;

– народные сюжетно-ролевые игры;

– беседы;

– выставка народного творчества;

– чтение художественной литературы;

– рассматривание иллюстраций, фотографий;

– посещение онлайн краеведческого музея.

2. Работа с родителями:

– создание интеллект-карты «Поволжье»;

– выставка книг: «Обычаи и праздники народов Поволжья»;

 

Ход занятия

(Слайд 1интеллект-карта (пустая) со стрелками.)

Нухова

(Под музыку дети выходят в зал и встают в ряд вдоль ковра со стороны окна.)

I. Организационный момент

Музыкальное приветствие. Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар!

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

С добрым утром, с ясным днём,

Вот как славно мы поём!»

Музыкалҗный руководитель. Ребята! Встаём в круг. (Звучит музыка, дети вместе с воспитателем становятся в круг.) Ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте, о чём она.

«Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит».

Скажите, как называется самая величественная река нашего края? И, конечно же, это –

Дети. Волга.

Музыкальный руководитель. А как называется край, где мы с вами живём?

Дети. Поволжье.

Музыкальный руководитель. А у меня сегодня для вас сюрприз: вот эта карта. И она волшебная. Но рисунки пропали. Вы мне поможете найти эти рисунки?

Дети. Да!

Игра с голубой лентой

Музыкальный руководитель (берёт ленту и подходит к детям).Сначала проведём небольшую разминку.

Мы с вами поиграем с лентой. Какого цвета ленточка?

Дети. Голубая.

Музыкальный руководитель. Она символизирует реку Волгу.

Ребята! Сейчас мы по кругу протягиваем ленточку, держа её в руках и по очереди называем народы, живущие в Поволжье. (Дети по кругу протягивают ленточку, называя народы Поволжья.) И получилась у нас Река Дружбы. Молодцы, ребята! (Дети называют следующие народы: русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы, мордва, удмурты. Воспитатель хвалит детей и делает заключение.)

Воспитатель. Да, в Поволжье живут люди разных национальностей. Чем же различаются они между собой?

Дети. Родным языком, национальными одеждами, обычаями и традициями, национальной кухней.

Воспитатель. Абсолютно верно, ребята! Вы готовы отправиться в путь?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда садитесь на корабль, и мы с вами отправляемся в путь.

(Слайд 2люди в национальных костюмах народов Поволжья.)

Воспитатель (обращает внимание детей на слайд). Ребята! На экране мы будем видеть путь перемещения.

Посмотрите, у каждого народа костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. (Звучит татарская народная музыка. Входит гостья – воспитатель в татарском национальном костюме.)

Гостья-татарская девушка (воспитатель по обучению татарскому языку в татарском национальном костюме). Исәнмесез, балалар!

Дети. Исәнмесез!

Тел ачкычы, иман биргән сөекле туган телем!

Үз телемдә сәлам юллыйм, әссәламәгаләйкүм!

Воспитатель. Куда мы в гости приехали?

Дети. В Татарстан.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый у неё национальный костюм!

Гостья-татарская девушка. Сейчас, ребята, мы с вами исполним татарскую народную песню «Әнисә». (Исполнение татарской народной песни «Әнисә».)

Гостья-татарская девушка. Молодцы, ребята! Сейчас я хочу подарить вам сувенир от нашей республики. (Татарская гостья дарит сувенир, прощается и под музыку уходит.)

Нухова1

(Звучит русская народная музыка. Входит гостья – воспитатель в русском национальном костюме.)

Гостья-русская девушка (воспитатель в русском народном костюме).

Здравствуй, Солнце! (Руки поднять вверх.)

Здравствуй, Земля! (Руками над головой описать большой круг.)

Здравствуй, планета Земля! (Плавно опустить руки на ковер.)

Здравствуй, наша большая семья! (Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.)

Ребята, посмотрите, какой у меня красивый национальный костюм!

Музыкальный руководитель. Ребята! Напомните мне, пожалуйста, какие есть у нас музыкальные жанры?

Дети. Песня, танец, марш.

Музыкальный руководитель. Правильно! Сейчас я вам сыграю русскую народную песню «Два весёлых гуся» в разных характерах. Вы внимательно слушаете и определяете музыкальный жанр. А русская гостья нам в этом поможет. (Отгадывание музыкального жанра на примере русской народной песни «Два весёлых гуся». Звучит эта песня в песенном, лирическом  характере. Русская гостья марширует.)

Воспитатель. Правильно она нам показывала?

Дети. Нет!

Воспитатель. Что мы делали?

Дети. Пели.

Воспитатель. А русская девушка что делала?

Дети. Маршировала.

Воспитатель. А сейчас слушаем и исполняем дальше. (Звучит маршевый характер песни. Русская гостья танцует.)

Воспитатель. Правильно она нам показывала?

Дети. Нет!

Воспитатель. Что мы делали?

Дети. Маршировали.

Воспитатель. А русская девушка что делала?

Дети. Танцевала.

Воспитатель. А сейчас слушаем и исполняем дальше. (Звучит танцевальный характер песни. Русская гостья спит, как под колыбельную.)

Воспитатель. Правильно она нам показывала?

Дети. Нет!

Дети. Танцевали.

Воспитатель. А русская девушка что делала?

Дети. Спала.

Воспитатель. Вот мы русскую гостью и научили различать музыкальные жанры.

Русская гостья. Вот теперь я поняла, что такое музыкальные жанры. (Русская гостья дарит сувенир, прощается и под музыку уходит.)

 Нухова3

(Звучит башкирская народная музыка. Входит гостья – воспитатель в башкирском национальном костюме.)

Гостья-башкирская девушка (воспитатель в башкирском народном костюме). Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Гостья-башкирская девушка

Я люблю твоих людей, добрый край Башкортостан.

Слава Родине моей, в сердце ты, Башкортостан!

Воспитатель. Куда мы в гости приехали?

Дети. В Башкортостан.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый у неё национальный костюм!

Гостья-башкирская девушка. Ребята! Сейчас я вам станцую башкирский народный танец. А вы внимательно смотрите на движения. (Под музыку танцует.) А сейчас каждый сам придумывает свои движения. (Импровизация танцевальных движений на башкирскую народную музыку.)

Гостья-башкирская девушка. Молодцы, ребята! Сейчас я хочу подарить вам сувенир от нашей республики. (Башкирская гостья дарит сувенир, прощается и под музыку уходит.)

Нухова 4

(Звучит марийская народная музыка. Входит гостья – воспитатель в марийском национальном костюме.)

Гостья – марийская девушка (воспитатель в марийском национальном костюме).

Поля, леса, озёра, реки…

Твоих богатств не перечесть!

Люблю тебя, марийский край,

Навеки и принимаю всё, как есть.

Воспитатель. Куда мы в гости приехали?

Дети. В Марий Эл.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый у неё национальный костюм!

Гостья-марийская девушка. Ребята! Сейчас мы с вами поиграем в марийскую народную игру «А мы просо сеяли». (Марийская музыкальная народная игра «А мы просо сеяли».)

Гостья-марийская девушка. Молодцы, ребята! Сейчас я хочу подарить вам сувенир от нашей республики. (Марийская гостья дарит сувенир, прощается и под музыку уходит.)

Нухова5

(Звучит удмуртская народная музыка. Входит гостья – воспитатель в удмуртском национальном костюме.)

Гостья-удмуртская девушка (воспитатель в удмуртском национальном костюме).

Люблю тебя, Удмуртия моя!

Весь твой народ, как дружная семья.

Твои просторы, как прекрасный сад,

Они чудесной музыкой звучат!

Воспитатель. Куда мы в гости приехали?

Дети. В Удмуртию.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый у неё национальный костюм!

Гостья-удмуртская девушка. Ребята! Сейчас мы с вами станцуем удмуртский хороводный танец. (Исполняется удмуртский хороводный танец.)

Гостья-удмуртская девушка. Молодцы, ребята! Сейчас я хочу подарить вам сувенир от нашей республики. (Удмуртская гостья дарит сувенир, прощается и под музыку уходит.)

Нухова6

(Звучит мордовская народная музыка. Входит гостья – воспитатель в мордовском национальном костюме.)

Гостья-мордовская девушка (воспитатель в мордовском национальном костюме).

Солнце светит ласково в зените,

Отливают золотом поля.

И трудом, и дружбой знаменита

На Руси Мордовии земля.

Воспитатель. Куда мы в гости приехали?

Дети. В Мордовию.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый у неё национальный костюм!

Гостья-мордовская девушка. Ребята! Сейчас мы с вами возьмём предметы-заменители и поиграем на них. Садитесь, пожалуйста, на стульчики. (Эксперименты со звуком при помощи предметов-заменителей на мордовскую народную музыку.)

Воспитатель. А теперь вставайте все в круг, ребята!

Гостья-мордовская девушка. Молодцы, ребята!

Воспитатель. А теперь вставайте все в круг, ребята! (Дети встают в круг.)

Гостья-мордовская девушка. Сейчас я хочу подарить вам сувенир от нашей республики. (Мордовская гостья дарит сувенир, прощается и под музыку уходит.)

Нухова7

(Звучит чувашская народная музыка. Входит гостья – воспитатель в чувашском национальном костюме.)

Гостья-чувашская девушка (воспитатель в чувашском национальном костюме).

Край чувашский хорош,

Лучше края не найдёшь.

Мы танцуем и поём –

Вот как весело живём!

Воспитатель. Куда мы в гости приехали?

Дети. В Чувашию.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый у неё национальный костюм!

Гостья-чувашская девушка. Ребята! Сейчас мы с вами возьмём музыкальные инструменты и поиграем на них. Садитесь, пожалуйста, на стульчики. (Шумовой оркестр на чувашскую народную музыку.)

Гостья-чувашская девушка. Молодцы, ребята!

Воспитатель. А теперь вставайте все в круг, ребята! (Дети встают в круг.)

Гостья-чувашская девушка. Сейчас я хочу подарить вам сувенир от нашей республики. (Чувашская гостья дарит сувенир, прощается и под музыку уходит.)

Нухова 9

Музыкальный руководитель. Вот посмотрите, ребята, какая замечательная карта дружбы народов Поволжья у нас с вами получилась.

 

Ребята! Я хочу у вас спросить: что отличает музыку каждого народа?

Дети. Язык, мелодия, ритм, танцевальные движения.

Музыкальный руководитель. А что объединяет все народы?

Дети. Дружба.

Музыкальный руководитель. Конечно же, дружба! А теперь все вместе:

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народы, все – едины.

Вместе мы непобедимы!

А сейчас мы устроим большой хоровод.

(Дети исполняют песню «Большой хоровод».)

Музыкальный руководитель. А что еще вы хотели бы узнать о наших соседях? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель. На следующем занятии мы с вами разберем все эти вопросы. На этом наше занятие закончилось. До свидания, ребята!