Значение ругулярной физической активности для младших школьников
Наиля ТАЗИЕВА,
учитель начальных классов
гимназии №183 г. Казани
Аннотация:Данная статья посвящена раскрытию важности регулярной физической активности для гармоничного развития детей младшего школьного возраста (6–10 лет). Рассматриваются многочисленные преимущества занятий спортом и активными играми для физического и психического здоровья ребенка. Анализируются современные тенденции к снижению двигательной активности у младших школьников и связанные с этим риски. Предлагаются практические рекомендации по внедрению физических упражнений в повседневную жизнь детей для формирования здоровых привычек. Особое внимание уделяется роли родителей, педагогов и самих детей в приобщении к активному образу жизни. Приводятся конкретные примеры организованной и самостоятельной физической активности для данной возрастной группы.
Ключевые слова: Младшие школьники, физическая активность, здоровый образ жизни, гармоничное развитие, спорт, подвижные игры, физические упражнения, мотивация, родители, педагоги.
Физическая активность играет важнейшую роль в обеспечении здорового образа жизни и гармоничного развития детей. В современном мире, наполненном гаджетами и соблазнами провести время за компьютером или телевизором, особенно важно привить младшим школьникам привычку регулярно двигаться и заниматься спортом.
Цели данной статьи – объяснить, почему так важно уделять внимание физической активности детей младшего школьного возраста. Во-первых, мы рассмотрим многочисленные преимущества для физического и психического здоровья, которые дает регулярная физическая нагрузка. Во-вторых, будут проанализированы современные тенденции к снижению двигательной активности у младших школьников и связанные с этим риски. Наконец, будут предложены конкретные рекомендации по внедрению физических упражнений и подвижных игр в повседневную жизнь детей для формирования у них здоровых привычек с ранних лет.
Физическая активность – это любая мышечная работа, при которой расходуется энергия и происходит повышение обмена веществ. Для детей младшего школьного возраста от 6 до 10 лет физическая активность имеет особое значение, так как является неотъемлемой частью их гармоничного роста и развития [4].
Виды физической активности, подходящие для младших школьников, разнообразны и могут быть как организованными, так и неструктурированными:
- Организованные виды:
− Уроки физкультуры в школе
− Секции и кружки (спортивные, танцевальные, игровые)
− Подвижные игры на свежем воздухе под руководством взрослых
- Неструктурированные виды:
− Активные игры во дворе (прятки, салки, догонялки)
− Катание на велосипеде, самокате, роликах
− Плавание
− Прогулки и походы
− Бег, прыжки, лазание
Рекомендуется сочетать разные виды физических нагрузок для гармоничного развития всех групп мышц и поддержания интереса ребенка. Также важно чередовать периоды активности и отдыха. Оптимальная продолжительность физической активности для младших школьников – 60 минут в день [5].
Прежде всего, она способствует физическому развитию ребенка, укрепляя его мышцы и кости. В период от 6 до 10 лет идет активный рост и формирование всего детского организма. Регулярные физические нагрузки и упражнения помогают выработать правильную осанку, развить гибкость и наращивать силу мышц. Мышечная масса наращивается постепенно и равномерно, что предотвращает появление избыточного веса и связанных с ним проблем, таких как ожирение, нарушение обмена веществ и другие расстройства. Кроме того, тренировка опорно-двигательного аппарата способствует выработке стройной и подтянутой фигуры в будущем [3].
Физические упражнения напрямую влияют на общую физическую выносливость и координацию движений ребенка. Младшие школьники, регулярно занимающиеся спортом и активными играми, отличаются более развитым чувством равновесия, ловкостью и лучшей моторикой по сравнению со сверстниками, ведущими малоподвижный образ жизни. Хорошая координация позволяет легче осваивать новые навыки, связанные с физической активностью.
В психологическом плане активный образ жизни помогает детям лучше справляться с стрессовыми ситуациями и поддерживать позитивный эмоциональный фон. Во время физических упражнений в кровь выбрасываются эндорфины – «гормоны счастья», которые улучшают настроение и самочувствие. Подвижные игры вызывают у детей радостные эмоции, повышают самооценку и мотивируют к здоровому образу жизни [2].
Наконец, занятия спортом благоприятно сказываются и на академических успехах ребенка. Физическая активность усиливает приток крови к головному мозгу, что улучшает концентрацию внимания, память и когнитивные способности. Также активный отдых в виде подвижных игр или зарядки между занятиями в школе повышает работоспособность и продуктивность в учебной деятельности [5].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует следующий уровень физической активности для детей младшего школьного возраста – как минимум 60 минут умеренной или интенсивной физической активности ежедневно. Большая часть этой активности должна быть аэробной (бег, прыжки, активные игры). По меньшей мере 3 раза в неделю рекомендуются упражнения на развитие мышечной силы и укрепление костей.
Примерное расписание физической активности в неделю для младших школьников может выглядеть следующим образом: понедельник – 45 минут урок физкультуры в школе + 30 минут активных игр на улице после школы; вторник – 60 минут танцевального кружка или секции по игровым видам спорта; среда — 30 минут зарядки/подвижных игр утром + 45 минут прогулки или катания на велосипеде/роликах после школы; четверг – 45 минут урок физкультуры в школе + 30 минут упражнений на укрепление мышц и растяжку; пятница – 60 минут плавания или занятий в спортивной секции по выбору ребенка; суббота – 90 –120 минут активного семейного отдыха (поход, велопрогулка, игры на свежем воздухе); воскресенье – 60 минут подвижных игр или самостоятельной активности по желанию ребенка. Важно сочетать разные виды активности, регулярно менять нагрузки и вовлекать ребенка в игры и занятия, которые ему нравятся. Это поможет поддерживать интерес и мотивацию к здоровому образу жизни [1].
Для поддержания рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения уровня физической активности детям младшего школьного возраста предлагается широкий спектр упражнений и игр как дома, так и на свежем воздухе. Начать можно с небольшой утренней зарядки, включающей разнообразные подвижные упражнения на все основные группы мышц — это отличный способ запустить обмен веществ и зарядиться бодростью на весь день. Дома также можно практиковать танцевальные разминки под веселую музыку, совмещая физическую нагрузку с развитием чувства ритма. Для укрепления мышц отлично подойдут базовые силовые упражнения, такие как отжимания, приседания и статические упоры (планка). Не стоит забывать и о растяжке с элементами детской йоги для развития гибкости и формирования правильной осанки. Простые прыжки со скакалкой и игры с мячом как в помещении, так и на улице прекрасно тренируют выносливость, координацию и ловкость [4].
На свежем воздухе открывается еще больше возможностей для активного отдыха. Командные игровые виды спорта, такие как футбол, баскетбол и волейбол, способствуют не только физическому развитию, но и формированию навыков работы в команде. Бег трусцой, легкая атлетика, езда на велосипеде, роликах или самокате укрепляют сердечно-сосудистую систему и тренируют выносливость. Если есть возможность, плавание в бассейне станет отличным всесторонним упражнением для развития всех групп мышц. На улице дети с удовольствием играют в разнообразные подвижные игры – прятки, салки, догонялки и другие, которые развивают ловкость и скорость реакции в атмосфере веселья. Зимой популярностью пользуются катание на коньках и лыжах, спортивные эстафеты и соревнования на свежем воздухе. Не стоит забывать и про активные семейные прогулки и походы выходного дня – они прекрасно укрепляют здоровье и сплачивают родных и близких людей [5].
Организация физической активности младших школьников требует консолидированных усилий учителей физкультуры, родителей и самих детей. В школе дети получают базовые знания о здоровом образе жизни и занимаются на специализированных уроках под руководством профессионалов. Родители создают активную домашнюю среду, личным примером поощряют интерес к спорту и совместно с детьми участвуют в подвижных играх и занятиях. Только комплексный подход способен сформировать у ребенка устойчивую привычку к регулярной физической активности на долгие годы [1].
Учителя физической культуры играют ключевую роль в приобщении младших школьников к здоровому образу жизни и активному досугу. На специализированных уроках они не только обучают основным видам спорта и физических упражнений, но и прививают знания о пользе движения, правильном питании, гигиене и других аспектах поддержания хорошей физической формы. Опытные педагоги умело мотивируют детей, подбирая разнообразные игровые форматы занятий, которые вызывают искреннюю радость от движения. Они вовлекают учеников в спортивные соревнования школьного и межшкольного уровня, способствуя здоровому соперничеству и стремлению к достижениям. Атмосфера, созданная на уроках физкультуры, во многом определяет дальнейшее отношение ребенка к спорту [5].
Однако решающая роль в формировании привычки к активному образу жизни принадлежит родителям. Именно в семье закладываются основные установки и ценности. Создавая дома благоприятную активную среду, регулярно совместно занимаясь физическими упражнениями и подвижными играми с ребенком, родители подают ему правильный пример. Их вовлеченность, заинтересованность, поощрение спортивных увлечений ребенка и похвала его достижений способствуют развитию устойчивой мотивации к здоровому времяпрепровождению. Личная приверженность самих родителей принципам здорового питания, отказа от вредных привычек и регулярных физических нагрузок оказывает самое сильное влияние на формирование полезных привычек у детей [3].
В идеале регулярная физическая активность должна стать естественной потребностью самого ребенка. Радость движения, дух состязательности и желание постоянно совершенствовать свои физические навыки способствуют выработке активного жизненного стиля. Поэтому так важно учитывать интересы и предпочтения каждого конкретного ребенка при выборе спортивных секций, игр и упражнений.
Одним из основных препятствий является лень и отсутствие мотивации у ребенка. Чтобы справиться с этим, необходимо найти виды спорта и активностей, которые действительно интересны и увлекают его. Излишняя привязанность к гаджетам и компьютеру также может отвлекать от физической активности, поэтому нужно устанавливать четкие правила использования цифровых устройств и предлагайте альтернативы в виде подвижных игр и хвалить, когда ребенок выбирает физическую активность вместо развлечений.
Нехватка времени из-за высокой учебной нагрузки нередко становится оправданием для пропуска физкультуры. Именно поэтому взрослым необходимо составить сбалансированное расписание, регулярно выделяя время для активного отдыха и игр на свежем воздухе – использовать физические упражнения как разгрузку от умственного труда. Если рядом с домом нет площадок или необходимого инвентаря, придумывайте активные игры, не требующие специального оборудования.
Негативный опыт, связанный с занятиями спортом, такой как получение травм, подвергание издевательствам со стороны сверстников или систематические проигрыши в соревнованиях, может существенно снизить мотивацию ребенка к физической активности. В этом случае родителям и педагогам рекомендуется помочь восстановить уверенность в собственных силах, акцентируя внимание не на результативности, а на приложенных усилиях. Целесообразно подбирать индивидуальные виды физической активности, исключающие жесткое соперничество, при этом разъясняя ценность движения для поддержания здоровья и гармоничного развития личности.
Зачастую препятствием для регулярных занятий спортом становится отсутствие компании среди сверстников для совместных активных игр. Для преодоления данной проблемы специалисты рекомендуют организовывать спортивные мероприятия с привлечением одноклассников и друзей ребенка. Также эффективной мерой может стать приглашение детей на совместные подвижные игры в домашних условиях [1].
В целом, для формирования устойчивой мотивации к физической активности у детей младшего школьного возраста необходимо находить позитивные стимулы, поддерживать искренний интерес к спорту, а также учитывать индивидуальные способности и предпочтения конкретного ребенка. При грамотном подходе явления лени и нежелания быть физически активным могут быть успешно преодолены.
Регулярная физическая активность играет крайне важную роль в гармоничном развитии детей младшего школьного возраста. Согласно многочисленным исследованиям, занятия спортом и подвижные игры способствуют укреплению костно-мышечной системы, развитию координации движений, выносливости и физической силы. Кроме того, активный образ жизни благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулируя их развитие.
Систематические упражнения также связаны с повышением уровня энергии, улучшением концентрации внимания и успеваемости в учебе. Физически активные дети лучше справляются со стрессом и имеют более стабильное эмоциональное состояние по сравнению со сверстниками, ведущими малоподвижный образ жизни. Групповые виды спорта способствуют развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде [2].
Таким образом, формирование привычки к регулярной физической активности в младшем школьном возрасте имеет крайне важное значение, закладывая фундамент для здорового образа жизни в будущем. Родителям и педагогам следует уделять первостепенное внимание поддержанию интереса ребенка к спорту, подбирая оптимальные виды активности с учетом его индивидуальных предпочтений и возможностей. Только непрерывная приверженность здоровому образу жизни с ранних лет способна обеспечить гармоничное развитие растущего организма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алхасов, Д.С. Методика обучения физической культуре в начальной школе в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / Д.С.Алхасов.–– Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 441 с.
- Виленская, Т.Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.Е.Виленская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 285 с.
- Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / В. И. Максакова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 206 с.
- Никитушкин, В. Г. Оздоровительные технологии в системе физического воспитания : учебное пособие для вузов / В.Г.Никитушкин, Н.Н.Чесноков, Е.Н.Чернышева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 279 с.
- Физическая культура : учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева [и др.] ; под редакцией Е.В.Конеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 609 с.
