Значение правильной осанки для здоровья человека
Ирина ГАДИЕВА,
учитель физической культуры лицея №2 им. академика К.А.Валиева г. Мамадыш
Цель: сформировать у детей осознанную мотивацию правильной осанки.
Универсальные учебные действия:
предметные: знакомство с понятием «осанка», причинами возникновения возможных нарушений осанки, правилами для поддержания правильной осанки;
регулятивные: разучивание комплекса для формирования правильной осанки, формирование правильной осанки, быстроты, ловкости, внимания, координации движений;
личностные:
– формирование культуры двигательной активности учащихся на уроке;
– воспитание потребности в сохранении своего здоровья, чувства коллективизма и доброжелательности, уважения к одноклассникам;
коммуникативные: развитие навыка взаимодействия учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
– понимать значения правильной осанки для здоровья;
– уметь подбирать упражнения для коррекции осанки;
– совершенствовать умения и навыки выполнения гимнастических упражнений в парах.
Метапредметные:
регулятивные: проявление культуры взаимодействия в достижении общих целей при совместной деятельности;
познавательные: развитие умения извлекать информацию из предложенного на уроке и работать с предметами и дидактическим материалом;
коммуникативные: формирование умения активно включаться в совместную деятельность;
личностные: формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении цели.
Ход занятия
(Занятие будет состоять из трех этапов. На первом подготовительном этапе учащимися выполняется построение и приветствие. С помощью наводящих вопросов и наглядных пособий учитель создаёт ситуацию для самоопределения обучающихся.)
- I. Организационный этап
- Мотивация учебной деятельности
Учитель. Ребята, знаете ли вы, от кого произошел человек? (Глядя на рисунок, дети наблюдают за изменениями в становлении человека и формирование его осанки.)
– Ребята, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? Что изменялось при развитии (становлении) человека? Какое значение имеет осанка для человека?
– Как вы думаете, а какова тема нашего занятия сегодня? Попробуйте ее формулировать. Молодцы, тема занятия: «Значение правильной осанки для здоровья человека».
III. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
(Этот этап проходит в краткой беседе учителя и учеников.)
– Как вы понимаете слово «осанка»?
– Какой бывает осанка?
– Как выглядит человек с правильной (неправильной) осанкой?
– А что ведет к нарушению осанки?
– Влияет ли она на здоровье человека?
(Дети ведут рассуждение и демонстрируют свои варианты нарушения осанок.)
Учитель. Итак, осанка может поменяться у человека в течение жизни, но так же человек может родиться с неправильной осанкой. Осанка важна для человека.
– Люди каких профессий должны иметь красивую осанку (муж, жен)? Покажите, как они ходят? (Выдвигают варианты, участвуют в их обсуждении.)
– Попробуйте на протяжении всего урока сохранять правильную осанку.
– А сможем ли мы на уроке проверить вашу осанку? (Показ учителем и выполнение правильности своей осанки учащимися.)
(В основной части урока выполняется комплекс общеразвивающих упражнений для осанки с гимнастическими палками. Учитель организует удобную расстановку учащихся, следит за соблюдением методических указаний и правильностью техники выполнения.
Для перехода с следующему заданию, учитель активизирует внимание детей краткими вопросами.)
– А вы знаете, сколько человек играет в настольный теннис?
– А сколько будет 100:50.
– А сколько ворот необходимо для игры в хоккей?
(Далее ребята работают в группе. Каждое число группы должно равняться числу каждого правильного ответа. Иначе говоря, работа проводится в парах. Замыкающий стоит на месте. Направляющий двигается приставными шагами, образуя круг. Ведется расчет на 1-й-2-й! 2-е номера перестраиваются в две шеренги. Палки убрать в круг, образу лучи солнышка (проявляется фантазия учащихся).
Происходит организация взаимодействия детей и распределения по парам (девочки и мальчики раздельно, желательно по росту). Ученики выполняют предложенные учителем упражнения в парах, внимательно слушая его объяснение.)
Учитель. А теперь пришло время поиграть. Для этого нам понадобятся гимнастические палки.
Игра «Поймай палку» (объяснение правил игры).
Игра «Салки с мячом»
(Учитель в момент проведения игры следит за её прохождением и соблюдением техники безопасности. Акцентируется внимание на правильность выполнения.)
- Заключительный этап
Учитель. Наш урок подходит к своему завершению. Наступает заключительный этап – рефлексия деятельности и подведение итогов. (Создается ситуация, связанная с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Каждый ученик анализирует собственную деятельность (оценивают свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании урока). Ребята отвечают на вопросы, выполняя действия, в зависимости от своего ответа.)
Учитель. Ребята, как вы себя чувствуете сейчас? Если вы полны сил и энергии – попрыгайте на месте 5 раз, если вы устали – присядьте.
– Какое у вас настроение? Если весёлое – помашите руками, поднятыми вверх, грустное – спрячьте руки за спину.
– Что вы испытывали, когда работали в парах? Если вы испытывали трудности – потопайте ногами, было легко – похлопайте в ладоши.
– Итак, что вы сегодня узнали для себя нового? Что же такое осанка? Как можно определить правильную осанку и что же надо делать для этого?
Учитель. Прежде всего укреплять мышцы туловища.
– Следить за правильным положением туловища, когда сидите, ходите, делаете уроки;
– равномерно распределять нагрузку на обе руки;
– спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.
- V. Домашнее задание
- Выполнить упражнения на укрепление мышц туловища.
- Подумайте, что происходит с человеком, как он будет себя чувствовать:
– если целый день катается на лыжах;
– целый день делает уроки.
(Учитель мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания.)