Значение правильной осанки для здоровья человека

 

 Ирина ГАДИЕВА,

учитель физической культуры лицея №2 им. академика К.А.Валиева г. Мамадыш

Цель: сформировать у детей осознанную мотивацию правильной осанки.

Универсальные учебные действия:

предметные: знакомство с понятием «осанка», причинами возникновения возможных нарушений осанки, правилами для поддержания правильной осанки;

регулятивные: разучивание  комплекса для формирования правильной осанки,  формирование правильной осанки, быстроты, ловкости, внимания, координации движений;

личностные:

– формирование культуры двигательной активности учащихся на уроке;

– воспитание потребности в сохранении своего здоровья, чувства коллективизма и доброжелательности, уважения к одноклассникам;

коммуникативные: развитие навыка взаимодействия учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

понимать значения правильной осанки для здоровья;

– уметь подбирать упражнения для коррекции осанки;

– совершенствовать умения и навыки выполнения гимнастических упражнений в парах.

Метапредметные:

регулятивные: проявление культуры взаимодействия  в достижении общих целей при совместной деятельности;

познавательные: развитие умения извлекать информацию из предложенного на уроке и работать с предметами и дидактическим материалом;

коммуникативные: формирование умения активно включаться в совместную деятельность;

личностные: формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении цели.

Ход занятия

(Занятие будет состоять из трех этапов. На первом подготовительном этапе учащимися выполняется построение и приветствие. С помощью наводящих вопросов и наглядных пособий учитель создаёт ситуацию для самоопределения обучающихся.)

  1. I. Организационный этап
  2. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ребята, знаете ли вы, от кого произошел человек? (Глядя на  рисунок, дети наблюдают за изменениями в становлении человека и формирование его осанки.)

– Ребята, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? Что изменялось при развитии (становлении) человека? Какое значение имеет осанка для человека?

– Как вы думаете, а какова  тема нашего занятия сегодня? Попробуйте ее формулировать. Молодцы, тема занятия: «Значение правильной осанки для здоровья человека».

III. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(Этот этап проходит в краткой беседе учителя и учеников.)

– Как вы понимаете слово «осанка»?

– Какой бывает осанка?

– Как выглядит человек с правильной (неправильной) осанкой?

– А что ведет к нарушению осанки?

– Влияет ли она на здоровье человека?

(Дети ведут рассуждение и демонстрируют свои варианты нарушения осанок.)

Учитель. Итак, осанка может поменяться у человека в течение жизни, но так же человек может родиться с неправильной осанкой. Осанка важна для человека.

– Люди каких профессий должны иметь красивую осанку (муж, жен)? Покажите, как они ходят? (Выдвигают варианты, участвуют в их обсуждении.)

– Попробуйте на протяжении всего урока сохранять правильную осанку.

– А сможем ли мы на уроке проверить вашу осанку? (Показ учителем и выполнение правильности своей осанки учащимися.)

(В основной части урока выполняется комплекс общеразвивающих упражнений для осанки с гимнастическими палками. Учитель организует удобную расстановку учащихся, следит за соблюдением методических указаний и правильностью техники выполнения.

Для перехода с следующему заданию, учитель активизирует внимание детей краткими вопросами.)

– А вы знаете, сколько человек играет в настольный теннис?

– А сколько будет 100:50.

– А сколько  ворот необходимо для игры в хоккей?

(Далее ребята работают в группе. Каждое число группы должно равняться числу каждого правильного ответа. Иначе говоря, работа проводится  в парах. Замыкающий стоит на месте. Направляющий двигается приставными шагами,  образуя круг. Ведется расчет на 1-й-2-й! 2-е номера перестраиваются в две шеренги. Палки убрать в круг, образу лучи солнышка (проявляется фантазия учащихся).

Происходит организация взаимодействия детей и распределения по парам (девочки и мальчики раздельно, желательно по росту). Ученики выполняют предложенные учителем упражнения в парах, внимательно слушая его объяснение.)

Учитель. А теперь пришло время поиграть. Для этого нам понадобятся гимнастические палки.

Игра «Поймай палку» (объяснение правил игры).

Игра «Салки с мячом»

(Учитель в момент проведения игры  следит за её прохождением и соблюдением техники безопасности. Акцентируется внимание на правильность выполнения.)

  1. Заключительный этап

Учитель. Наш урок подходит к своему завершению. Наступает заключительный этап – рефлексия деятельности и подведение итогов. (Создается ситуация, связанная  с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Каждый ученик анализирует собственную  деятельность (оценивают свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании урока). Ребята отвечают на вопросы, выполняя действия, в зависимости от своего ответа.)

Учитель. Ребята, как вы себя чувствуете сейчас? Если вы полны сил и энергии – попрыгайте на месте 5 раз, если вы устали – присядьте.

– Какое у вас настроение? Если весёлое – помашите руками, поднятыми вверх, грустное – спрячьте руки за спину.

– Что вы испытывали, когда работали в парах? Если вы испытывали трудности – потопайте ногами, было легко – похлопайте в ладоши.

– Итак, что вы сегодня узнали для себя нового? Что же такое осанка? Как можно определить правильную осанку и что же надо делать для этого?

Учитель. Прежде всего укреплять мышцы туловища.

– Следить за правильным положением туловища, когда сидите, ходите, делаете уроки;

– равномерно распределять нагрузку на обе руки;

– спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.

  1. V. Домашнее задание
  2. Выполнить упражнения на укрепление мышц туловища.
  3. Подумайте, что происходит с человеком, как он будет себя чувствовать:

– если целый день катается на лыжах;

– целый день делает уроки.

(Учитель мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания.)