Зимушка-зима
№ 111
(Интегрированное занятие в средней группе)
Айсылу ИСХАКОВА, Динара ХАЙРУЛЛИНА,
воспитатели детского сада № 4 «Светлячок» г. Азнакаево
Цель: уточнить знания детей о зимних явлениях природы и расширение знаний детей о свойствах снега и льда.
Задачи:
образовательные:
– учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;
– активизировать словарный запас детей: снегопад, прозрачный, гладкий;
– учить находить сходства и различия свойств снега и свойств льда;
– закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе;
развивающие:
– развивать мышление, умение производить простейшие умозаключения;
– способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки;
воспитательные: формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Обеспечение занятия:
для воспитателя: элемент костюма Зимы, коробка, записка, аудиозапись со звуками вьюги и метели, релаксирующая музыка для физминутки, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов из простыни, елочки, пенечки на каждого ребенка, подборка художественной литературы по теме, емкости со снегом, льдом, водой для опытов; большая снежинка.
Для детей: снежинки для детей (по количеству), снежинки на ниточках для дыхательной гимнастики (по количеству детей).
Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за снегом, рассматривание льда, игры со снегом, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, заучивание стихов, наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, изготовление снежинок.
План совместной деятельности:
1. Мотивация детей на встречу с зимой и посещение ее зимней мастерской.
2. Закрепление и обобщение знаний детей о зиме через беседу.
Ход занятия
I. Организационный этап
Воспитатель. Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся! (Ответы детей: здравствуйте.)
Воспитатель. Я когда шла в детский сад, нашла вот такую красивую коробочку. Кто хочет посмотреть, что же в нем есть? (Открываем, а там костюм зимы.) Наверное, он мне подойдет. Хотите, чтобы я превратилась в зимушку-зиму? Здесь еще что-то есть. Какие красивые снежинки, а это, ребята, наверно вам, (одеваю и произношу слова: «Вокруг себя обернись и в зимушку превратись», дети одевают медальончики на шею). Ой, здесь еще какая-то записка. Ребята, отгадайте загадку, и узнаете, о каком времени года идет речь:
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы.
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом белоснежным серебром. (Ответы детей: зима.)
Воспитатель. Да, верно, зима. А хотели бы вы побывать в гостях в моей зимней мастерской? (Ответы детей: да.).
Путь ко мне будет не лёгким. Будьте готовы к препятствиям. А теперь давайте собираться в дорогу и для этого нам с вами необходимо надеть теплые вещи.
Тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку»
(С помощью имитации,)
– надеваем теплые штаны, носки, (Дети делают легкое поглаживание ног)
– надеваем кофты, (Поглаживание рук, живота)
– надеваем валенки, (Поглаживание ног от пальцев до колена)
– надеваем шапки, (Поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязок)
– застегиваем пуговицы на пуховиках, (Точечные движения от шеи до живота)
– завязываем шарфы, (Имитация завязывания)
Воспитатель. Что, готовы?
Дети. Да!
Воспитатель. Тогда отправляемся! Повертелись – покружились, у зимы в гостях очутились. (Дети под музыкальное сопровождение кружатся вокруг себя вместе с Зимой с закрытыми глазами.)
II. Основная часть
Зима. Вот мы и очутились у меня в гостях. Посмотрите, сколько снега намело, сугробы кругом. Чтобы добраться до моей зимней мастерской, необходимо перешагивать через сугробы.
Динамическая пауза «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
На пенёчки мы пойдём,
Посидим и отдохнём.
(Дети садятся на пенечки, расположенные полукругом.)
Зима. Пока вы отдыхаете, скажите, какие приметы зимы вы знаете?
Дети. Снегопад, дует холодный ветер, иней, метель, звери меняют шубки.
Зима. Какая погода бывает зимой?
Дети. Холодная.
Зима. Скажите, ребята, чем вы любите заниматься в это чудесное, сказочное время года?
Дети. Играть в снежки, кататься на санках, лыжах, лепить снеговика.
Зима. Какие же вы молодцы! Все знаете про зиму. Ребята, у меня есть множество снежинок, хотите поиграть с ними? (В это время Зима каждому дает по снежинке, привязанной на ниточке.)
Зима. Посмотрите, на снежинки, какие они?
Дети. Белые, легкие, красивые, лучистые.
Зима. Действительно, снежинки белые, легкие. Давайте, сейчас с ними поиграем.
Игра «Сдуй снежинку»
Чтобы нам снежинку сдуть,
Нужно глубоко вдохнуть. (Дети выполняют упражнения на дыхание.)
III. Практическая часть
Зима. Ребята, давайте, пройдем в мою зимнюю мастерскую. (Дети проходят к столу, на котором лежит: ёмкости со снегом, льдом и водой.)
Зима. Что вы видите в моей зимней мастерской? (Ответы детей.)
(Воспитатель достаёт ёмкость со снегом, открывает и показывает детям.)
Воспитатель. Что это? (Предлагает рассмотреть, понюхать, потрогать. Дети обследуют и говорят это похоже на снег.)
Воспитатель. А какой бывает снег?
Дети. Он холодный, белый, рассыпчатый, липкий.
Воспитатель. А из чего состоит снег?
Дети. Снег состоит из отдельных снежинок, похожих на шестиконечные звёздочки.
Воспитатель. Давайте, возьмём лупы и рассмотрим. (Из снежинок, из крупинок.)
Воспитатель. Снежинка – это снежная звёздочка, у которой всегда есть лучики. Они все разные и очень красивые.
Воспитатель. А что будет, если поймать снежинку ладошкой?
Дети. Капелька воды.
Воспитатель. Почему?
Дети. Так как от тепла ладошки снег тает и превращается в воду.
Воспитатель. Как называется явление, когда много-много снежинок кружатся в воздухе и падают на землю?
Дети. Снегопад.
Воспитатель. Давайте, мы с вами поиграем.
Фиминутка (под музыкальное сопровождение).
На полянку, на лужок (руки вверху и плавными движениями)
Тихо падает снежок. (опускаются вниз)
Улеглись снежинки, (одновременно дети приседают)
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, (дети поднимают руки вверх)
Закружился наш снежок, (плавными движениями раскачивают)
Кружатся снежинки, (их из стороны в сторону, а затем)
Белые пушинки. (кружатся)
Воспитатель. Ребята, а что происходит со снегом в тёплой комнате?
Дети. Он тает и превращается в воду.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, перед вами стаканчики. Снег растаял и превратился в воду. Возьмите, ребята, трубочку, опустите в стакан с водой и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети. Выходят пузырьки.
Воспитатель. Вот видите, ребята, это значит: воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Пузырьки поднимаются наверх, потому что воздух легче, чем вода. Ребята, молодцы! Трубочки убрали в сторонку. Теперь скажите мне, что будет, если эту воду поставить в холодильник? Превратится она в снег?
Дети. Нет, она превратится в лёд.
(Воспитатель достаёт вторую ёмкость, в которой лежат кубики льда.)
Воспитатель. Вот, ребята, вода на морозе замёрзла и превратилась в лёд. Давайте, обследуем и посмотрим, какой лёд?
Дети (определяют свойства льда). Лёд холодный, прозрачный, твёрдый, гладкий, тает на ладошке.
Воспитатель. Как вы думаете, такой твёрдый кусочек будет плавать в воде или упадёт на дно и утонет?
(Проводят опыт: дети опускают кусочки льда в ёмкость с водой и наблюдают.)
Вывод. Лёд сразу не тает, а плавает на поверхности и медленно тает.
Воспитатель. На что похож лёд?
Дети. На стекло, на леденцы.
Воспитатель. Чем отличается лёд от снега?
Дети. Лёд прозрачный, а снег белый. Лёд твёрдый, а снег мягкий.
Воспитатель. Итак, ребята, давайте сравним с вами свойства снега и льда. Чем отличается снег ото льда? Снег какой?
Дети. Он белый, рассыпчатый, липкий, не прозрачный.
Воспитатель. Лед какой?
Дети. Он прозрачный, твёрдый, гладкий.
— Что общего у снега и льда? (Холодные, тают в ладошке и получается вода.)
— Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали.
— Молодцы! Вы, хорошо справились с работой.
— А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Вот снежинка, она поможет найти дорогу. Для этого нужно сказать “волшебные” слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».
(Дети берут снежинку, говорят волшебные слова. Звучит музыка. Пока дети под музыку возвращаются в детский сад, Зима снимает костюм и превращается в воспитателя).
Воспитатель: Вот мы вернулись в детский сад. Давайте снимим наши теплые вещи.
IV. Итог занятия
Воспитатель. Вам понравилось наше путешествие?
Дети. Да.
Воспитатели. Вам нравится зима? А почему?
Дети. Можно играть в снежки кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика.
Воспитатель. Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Воспитатель. Вот зимушка-зима оставила вам угощения! (Раздает угощения.)