Задачи музыкального воспитания детей

Алиса ЛАПТЕВА,

преподаватель по специальности флейта детской школы искусств №6   г. Казани

Понимание важности эмоциональной отзывчивости в жизни человека обязывает целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста. Весомое значение в этом процессе играет искусство. Посредством вызываемых в человеке чувств радости, гордости, торжества, любви, ненависти и так далее: всей гаммы сложных чувств и эмоций искусство может оказать существенное воздействие на поведение человека в обществе, на совершенствование его физиологических и психических функций.

Музыку среди других видов искусства выделяет, прежде всего ее сила непосредственного эмоционального воздействия, связанная с ее способностью не просто представлять ситуацию чувства, а как бы «изнутри» воспроизвести его, непосредственно, богато и разнообразно передавать переживания человека, движение его чувств, эмоционально-психического состояния, их смены и взаимные переходы.

Музыка образно моделирует явления действительности, процессы человеческой психики, ход мыслей, движения чувств (Л.Мазель). Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она имеет возможность передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, все богатство чувств и их оттенков, существующих в нашей жизни. Музыка, воздействуя на человека, вызывает благородные и возвышенные чувства, позволяет человеку переживать мощные эмоциональные напряжения, без которых жизнь человека была бы «неполной». Роль музыки в жизни общества определяется различными возможностями ее воздействия на людей.

В музыкально-педагогической литературе среди различных функций музыки (прикладная, развлекательная, лечебная, познавательная, рекламная, коммуникативная и так далее) выделяют как наиболее главную воспитательную функцию. Музыка формирует отношение человека к окружающему миру, а также к самому себе, его оценку действительности, взгляды, вкусы, идеалы.

Ведущими задачами отечественного музыкального воспитания дошкольников являются такие, как развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности исходя из возможностей и индивидуальности каждого ребёнка, также  формирование начал музыкальной культуры.

Все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность.

Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности. Музыкальный слух необходим для грамотного восприятия, сочинения, исполнения музыки и чистого интонирования при пении. Чувство ритма необходимо  для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше, с детства. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык и память; для восприятия фольклора и художественной литературы; для формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств и мира природы. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно.