Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

№ 213

Татьяна КУРБАТИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №230 г. Казани

Задачи:

– познакомить детей с разнообразием фольклора народов Поволжья (декоративно-прикладное творчество);

– включить детей в творческий процесс, связанный с демонстрацией и комментарием традиций народов Поволжья;

– привить детям чувства уважения и толерантности к традициям народов Поволжья (татарской, русской).

Ключевые слова: изобразительная деятельность, продуктивная деятельность, культура, традиции, воображение.

Нам посчастливилось родиться и жить в многонациональной республике, в городе,  насчитывающим тысячелетнюю историю, где судьбы татарского и русского, а также других народов и отдельных людей тесно переплетены между собой.

Спросите нас: «Откуда вы?»,

«Мы с Волги, из Казани…»

Эти строки татарского поэта Сибгата Хакима знают и любят с детских лет многие казанцы.

«Здесь жили и работали бок о бок татары, и славяне, и мариййцы», – пишет старшеклассница одной из школ г. Казани в стихотворении «Казань».

Жители нашей республики имеют огромное культурное наследие, которое жизненно важно передать подрастающему поколению. Если детей не приобщить к культуре  родного народа — нарушится преемственность поколений, что приведёт к нравственному опустошению и деградации, ребёнок не станет гармоничной личностью. Вот почему воспитательно-образовательная работа с детьми должна включать в себя этно-педагогический подход. Он помогает воспитывать детей в лучших культурных традициях своего народа. Развиваясь, дети будут осваивать культуру живущих рядом народов, а далее изучать мировую культуру, частичкой которой являемся мы сами: наши обычаи, традиции, духовные и материальные ценности. Если сегодня мы не воспитаем в наших детях любовь и уважение к культуре родного края, то став взрослыми, они не смогут привить эти чувства своим детям.

Изучение культуры родного края – одно из важнейших путей развития патриотизма, национального самосознания: основа воспитания межнациональных чувств уже в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство — тот период, когда возможно настоящее искреннее погружение в истоки культуры родного края. Дети разных национальностей, посещая дошкольные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность, с помощью грамотного педагога, элементы национальной культуры.

Так как основное время дети-дошкольники проводят с воспитателем, именно он может и должен ввести их в удивительный мир устного народного творчества, народно-прикладного искусства, познакомить с бытом, традициями и праздниками родного народа, его ремеслом и промыслами.

Учитывая то, что ребёнок большую часть дня проводит в дошкольном учреждении, а современные квартиры далеко не всегда включают в свой интерьер предметы народных промыслов, всё больше отдавая дань моде, естественно, необходимо создать соответствующую обстановку в групповой комнате детского сада.

Придя в детский сад, ребёнок попадает в другой — сказочный мир. Малыша встречают куклы в татарских костюмах или в русских сарафанах, на стенах красуются панно с городецкой или хохломской росписью, панно-аппликации с татарскими  орнаментами, предметы мебели, расписная посуда: предметы быта, сама обстановка, выполненная в едином стиле, создают атмосферу старины, погружаясь в которую, ребёнок ощущает близость к корням родного края.

Из истории

Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров.

Развиты были ремесла и промыслы – рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С XVIII века сложились металлургия и металлообработка.

В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были нарушены пути передачи традиций из поколения в поколение. Поэтому важно, чтобы современная система образования была насыщена культурно-национальной самобытностью, и смогла воспитывать высокодуховную, толерантную личность.

Регион Поволжья — это уникальная возможность поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Образование его маленьких граждан должно проводиться как этнокультурная деятельность, которая учитывает все богатство и разнообразие национальных культур. Воспитывая в ребенке любовь и уважение к своей Родине, к культуре, обычаям и традициям своего народа, мы воспитываем в нем уважительное и доброжелательное отношение к другим народам.

Детский коллектив – это уникальный мир взаимодействия культур, где каждый является представителем своего народа, традиций. Дети группы должны иметь представления об особенностях и многообразии этнической культуры народов своего региона. Важно научить их эмоционально положительно, толерантно относиться к традициям и культуре других наций. Но ребенок способен любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своих предков.

Так появилась идея разработать проект: «Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья (татарской, русской)».

Цель: способствовать эстетическому воспитанию у старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья.

Были поставлены следующие задачи:

– содействовать созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе;

– способствовать усвоению детьми знаний о традициях и обычаях, промыслах, художественного творчества, особенностях национальных костюмов народов Поволжья;

– вовлекать детей в художественно-творческую деятельность;

– способствовать развитию детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь;

– побуждать создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

– обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

– способствовать воспитанию у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю;

– способствовать формированию эмоционально-положительного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья.

Далее изучалась методическая, научно-популярная и художественная литература, подбирался дидактический материал с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, которая пополнилась следующим материалом: альбомами «Традиционный национальный костюм, национальный орнамент, национальная вышивка народов Поволжья», «Дымковская игрушка», «Как нарисовать дымковскую игрушку», «Дымковская роспись», «Городецкая роспись», «Хохлома», «Семеновская матрёшка», «Русская изба», «Народные промыслы»;  книги «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», картотека «Игры народов Поволжья», дидактические игры «Чей сувенир?», «Составь узор», «Узнай узор», «Народные узоры», «Оденем куклу на праздник» (элементы народного костюма), «Собери матрешку»,  «Смешай краску», «Назови полученный цвет.

С детьми были проведены следующие беседы «Были ли вы в музее», «Маша варежку надела», «Что такое народная игрушка?», «Традиции россиян», «Праздники народов Поволжья», «Матрешки – народные игрушки», «Городец – город мастеров».

Педагоги нашего детского сада в доступной форме знакомят детей с прикладным искусством, как русского, так татарского и других народов. Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное. На занятиях по ознакомлению с народно-прикладным искусством мы учим детей различать виды декоративно-прикладного искусства разных народов, видеть средства художественной выразительности и особенности стилей различных художников; воспитываем любовь и уважение к родному народу, развиваем эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Формирование у детей знаний о народном творчестве, умений и навыков воспроизведения традиционных орнаментальных композиций вводим с учетом общих дидактических принципов: постепенности, последовательности, от простого к сложному.

В нашей работе соблюдается преемственность в работе с разновозрастными группами. Особенно любимы детьми, занятия по изодеятельности: в декоративной лепке, аппликации, рисовании. Они могут отразить свои знания совершенствовать умения и навыки, проявлять творчество. Этому способствуют и самостоятельная художественная деятельность дошкольников и занятия по ручному труду. Большую пользу приносят задания, предполагающие коллективную, совместную работу детей по выполнению рисунка, аппликации или лепки в стиле национального орнамента, росписи. Такими общими заботами мы украшаем интерьер детского сада, изготавливаем элементы национальных костюмов к праздникам и развлечениям.

Детские творческие работы используются в качестве подарков к праздникам для родителей и детей; для оформления игр, выставок, праздничных мероприятий, а также в качестве призов на соревнованиях с элементами народных подвижных игр. Это нужно для того, чтобы дети видели целесообразность, полезность своей деятельности, испытывали чувство удовольствия и радости от своего творческого труда. Кроме того дети смотрят на окружающий мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте родного народа. Работа по приобщению к культуре родного народа должна красной нитью пронизывать все виды деятельности детей, в частности, и занятия.

Благодаря созданию детьми атрибутов к играм: лотков для ярмарки; шапки скоморохов; расписанные народными узорами гребешки, кокошники; вылепленные из соленого теста и раскрашенные пряники и коржи; игрушки, смастеренные детьми из ниток и бумаги, побудили к развитию сюжета игр «Ярмарка», «Путешествие в сёла прикладного искусства», «К нам гости пришли», «Магазин-лавка народных игрушек». Обогащению сюжета помогали просмотренные презентации и короткие фильмы о мастерах-ремесленниках, разыгрывание сценок «Фома и Ерема», «Купец и Лотошник», «Коляда», «Масленица», чтение русских народных сказок, разучивание старинных закличек и русских народных игр «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «У медведя во бору», «Самовар кипит», «Ручеек», «Бездомный заяц», «Петушиный бой» и др.

Результатами НОД явились выставки рисунков, аппликаций, народные игрушки из соленого теста и пластилина.

Благодаря изучению культуры и традиций народов Поволжья (татарской, русской) в группе были созданы условия для эстетического развития детей. У детей появилось чувство гордости за свой народ, желание развивать его культуру и поддерживать его традиции, умение видеть красоту в окружающем мире, воображение.

В современном обществе родители очень заняты, большинство не находят времени и возможности дать детям элементарные знания о культуре и традиции даже своего народа, не говоря уже о многообразии этнической культуры народов своего региона. Поэтому работа в этом направлении проводилась и с родителями. С их помощью в группе была создана выставка «Художественные промыслы народов Поволжья». Для родителей проводился мастер-класс «Этот яркий Городец», на котором им были даны представления и рекомендации «Как правильно создать условия дома для занятий по декоративному рисованию», показан необходимый материал.

Итогом проекта стал фольклорный праздник «Народные посиделки» с выставками детских работ.

В заключении хотела бы отметить, что все вышеперечисленные средства по приобщению детей к культуре родного края, должны быть тесно переплетены между собой, являясь друг другу дополнением. Этим мы закладываем фундамент для создания гармоничной личности ребёнка – будущего гражданина, патриота своей страны.

«Ибо, то, что мы знаем с детства, знаем всю жизнь…» М.Цветаева.

Литература

  1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М., 1986.
  2. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В.Виноградова, Л.А.Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
  4. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М., 1991.
  6. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.