Экспериментальная лаборатория «Познавайка»
№ 205
(Образовательная деятельность познавательно-исследовательского развития детей подготовительной группы)
Светлана ОЛЕНИНА,
воспитатель детского сада №20 «Сказка» г. Елабуга
Темы | Экспериментальная лаборатория радости, творчества и познания «Познавайка» |
Интегрируемые образовательные области | Познавательно-речевое развитие
Конструктивная и логическая деятельность Социально-коммуникативное развитие |
Вид | Опытно-экспериментальная совместная образовательная деятельность |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники | Опытно-исследовательская деятельность
Экспериментальные опыты в лаборатории «Наураша» Решение логических задач Конструктивная деятельность |
Цель | Путем познавательно – опытной деятельности сформировать понятие «соединения», как основополагающего действия в системе существования окружающего мира |
Задачи
|
Развить познавательные и логические функции посредством экспериментирований и опытной деятельности
Сформировать мотивационные качества ребенка к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям Воспитать логическую последовательность действий с умственным познанием новых понятий |
Методические приемы | Создание ситуаций логических проблем и экспериментальной деятельности |
Оборудование и материалы
|
Экспериментальный набор «MEKRUPHY» Новые аспекты дошкольной педагогики «Детский сад 1»
Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии» Полидрон каркасы «Призмы и пирамиды» Магнитный конструктор «Сила притяжения» Пазлы «Земля во Вселенной» Перья, лупы, вода в стаканчиках, трубочки пластиковые для экспериментирования |
Подготовительная работа | Создание мультимедийного видеомультфильма «Развитие понятий звуковысотного ряда музыки у детей дошкольного возраста»:
– разработка дидактического материала; – изучение приемов исследования с водой и песком; – изучение приемов конструирования с LEGO. |
Словарная работа | Закрепление понятий: соединение, электричество, лаборатория, геометрические фигуры |
Структура | Знакомство, формирование понятия «соединение»
Экспериментирование для познания понятия «соединение» Закрепление понятия «Соединение» в процессе собирания пазловой картины «Земля во вселенной» Конструирование ЛЕГО наборами Экспериментирование с пером птицы Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша» – раздел Электричество . ИКТ – игра с цифровым опытом Опытно-исследовательская деятельность «Плот и автомобиль» |
Посадка детей, размещение | Введение в занятие – дети располагаются в центре зала: знакомство и формирование понятия «соединение» через экспериментирование
Переход для соединения пазлов в единую картину «Земля во вселенной» Деятельность в «Центре конструирования» с магнитными конструкторами и полидронами Деятельность в лаборатории: рассматривание пера под лупой и проведение эксперимента «Впитывает ли перо воду» Дети располагаются в Цифровой лаборатории «Наураша», ИКТ-игра с цифровым опытом Дети переходят в опытно-исследовательскую лабораторию: конструируют плот |
№ | Виды деятельности | Ход познавательно-исследовательской образовательной деятельности |
1 | Знакомство, формирование понятия «соединение» | – Здравствуйте, мои дорогие друзья. Всё в мире состоит из маленьких частиц. Вот и у меня частица чего-то необыкновенного.
– Как вы думаете что это? Дети. Солнце, планета, пазл, конструктор. |
2 | Закрепление понятия «Соединение» в процессе собирания пазловой картины «Земля во вселенной»
|
– А что такое пазлы? (Логическая игра.) А при помощи чего создается картина? (Соединения пазлов в едином сюжет.)
– Давайте попробуем при помощи соединения получить картину. (Дети собирают картину планеты Земля в галактике.) – Что изображено на картине? (Планета Земля – это частица нашей Вселенной.) – Какие частицы существуют еще во Вселенной? (Планеты. звезды, кометы, Солнце, Марс, Нептун…) – Для того, чтобы наша Вселенная не была пуста, предлагаю изготовить конструкторские шедевры. |
3 | Конструирование ЛЕГО Позидроны | – А где мы еще можем встретить понятие «соединение»? (Подвести к конструированию ЛЕГО.)
– Правильно в конструировании – это ЛЕГО конструкторы. – Предлагаю вам перейти в Центр конструирования и включиться в процесс создания моделей путем соединения различными способами. Образцы находятся перед вами, занимаем рабочие места и приступаем к созданию шедевров. – Из каких геометрических фигур состоят ваши ЛЕГО конструкторы? – Предлагаю ваши конструкторские шедевры сделать частицами Вселенной. Как ожила наша Вселенная? |
4 | Экспериментирование с пером птицы | – Детали и частицы соединяются не только в конструкторских наборах, но и в природе.
– Вы знаете, почему водоплавающие птицы (утки, гуси, лебеди) не тонут? (Предположения детей.) – А вот, чтобы уточнится в ваших предположениях проведем опыт. Приглашаю в лабораторию. (На столах: перья, лупы, вода с стаканчиках, трубочки пластиковые.) – Предлагаю рассмотреть перо водоплавающей птицы под лупой, что видим? (Мельчайшие нити соединены между собой как в «замочек».) – Из чего состоит перо? – Как нити соединены между собой? – Что они образуют при соединении? – Какое перо на ощупь? (Ответы детей.) – И эти соединения дают очень плотную, такую гладкую, скользящую поверхность. Как можно проверить – впитывает оно воду или нет? (Ответы детей.) – Проводим опыт – при помощи трубочки набираем воды, опустив ее в стаканчик с водой и закрыв пальчиком верхнее отверстие. И выливаем струйку на перо. Что наблюдаем? (Вода сказывается с поверхности.) – Делаем вывод. Такое увиденное нами соединение взято за основу при создании принципа замочка «молния». Автор этого изобретения – инженер Джадсон. А вам ни что ни напоминает слово «молния»? (Ответы детей.) – Это разряд электричества в природе, а где электричество в нашей повседневной жизни? (Ответы детей.) – Предлагаю перейти в цифровую лабораторию «Наураша» |
5 | Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша» — раздел Электричество
ИКТ – игра с цифровым опытом. |
– Занимайте рабочие места в лаборатории по выбранному герою в полукруг.
Цифровой опыт «Электричество» – А что необходимо, чтобы электричество попало в наши дома, детские сады? (Провода) – Конечно – провода тоже необходимо соединить между собой в большие длинные цепочки. Они бывают красного и черного цвета. – Это динамо-машина – механическая машина, для выработки электричества. При движении ручкой, соединенные детали внутри машины, вырабатывают электричество. (Показ педагогом.) – Нам опять необходимо понятие соединения. Но только теперь мы будем соединять провода, по которым выработанное электричество в Динамо-машине будет фиксироваться в цифровой лаборатории «Наураша». Приступаем. (Приглашаются дети для выполнения соединения.) 1. Ответственный за датчик «Божья коровка» 2. Ответственный за соединение среднего провода 3. Ответственные за соединение Динамо-машины – Приступаем к соединению! – Красный подсоединяем к красному, а черный к черному и к датчику «Божья коровка». – Теперь в таком же порядке присоединяем к динамо – машине. – Наши провода соединены. – Вы – настоящие юные инженера, занимайте свои рабочие места. Приглашаем следующих лаборантов. (Приглашаются следующие дети.) – Внимание на ведущего лаборанта «Наураша». (Диалог героя) 1. Выбери одну из лабораторий и начни наши весёлые исследования 2. В этой лаборатории я исследую электричество, заходи, будь осторожен, не трогай руками провода. 3. Электричество получается от движения игры друг с другом крошечных заряженных частиц – электронов. Они такие маленькие, что их не увидишь даже под микроскопом. 4. Внимание, конкурс! Кто создаст больше электричества с помощью моторчика. Нужно делать так, берешься за вал, и кружишь, как можно быстрее, только по очереди, первый начинай. (Дети путем вращения динамо-машины вырабатывают электричество, которое фиксируется лабораторией «Наураша».) – Вот какие мы умелые ручки – смогли выработать и при помощи соединения переправить электричество до получателя. А что движется при помощи электричества? (Подводим к понятию автомобиля) – В наше время по дорогам двигаются электромобили. Хорошо если есть дороги, а если повстречается река. Как пересечь автомобилю реку? (Подводим к сооружению плота) – А как строится плот? Что для этого необходимо? (Пластиковые бутылки, бревно, доска….) – А чтобы получить плот их надо? (Соединить) – Приглашаю вас в конструкторское бюро. |
6 | Опытно исследовательская деятельность «Плот и автомобиль» | (Соединение частей плота)
– Берем коробочки с конструкторским материалом. Перед нами река, и есть автомобиль, которому необходимо переправится на другой берег. И как настоящие конструкторы размышляем и конструируем плот для перевозки автомобиля через реку. Приступаем к работе. – Экспериментальные плоты готовы. Для первого эксперимента приглашаю девочек. Проводим эксперимент – выдержит ли ваш плот этот автомобиль? – Что наблюдаем? – Вывод. Тяжелые тела можно перевозить по воде с помощью вспомогательных средств, которые имеют прочные соединения. – Предлагаю образовать соединение между нами. |
7 | Подведение итога | – Вот и закончилось наше знакомство с понятием соединение. Что вам запомнилось, что вас заинтересовало, что удивило и порадовало? Экспериментируйте, творите, познавайте, юные исследователи. |