Экологическое воспитание на уроках литературы и географии

№ 198

Лилия ЗЕРГИРОВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории татарской гимназии №1 им. Г.Тукая г. Казани

Земфира АХМАДЕЕВА,

учитель географии высшей квалификационной категории татарской гимназии №1 им. Г.Тукая г. Казани

Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Исходя из того что проблемы окружающей среды (экологические проблемы) в современном мире приобрели глобальный масштаб, основой дальнейшего полноценного развития человечества должно стать содружество человека и природы. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, с ее законами и принципами.

Таким образом, задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Цель экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности- донести до детей осознание того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы.

Экологическое образование носит междисциплинарный характер и входит в содержание многих предметов: биологии, географии,  химии, физики. Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Целью многих художественных текстов является желание писателей и поэтов вызвать в читателе отклик на самые насущные проблемы человеческой жизни.

«Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и уродуется – человеком», – писал Ю.М.Нагибин. В небольшом  рассказе «Зимний дуб» он сумел просто и доступно рассказать и о взаимоотношении человека с природой, и об истинных и мнимых ценностях, и  о значимости душевного равновесия внутри каждого человека.

«Лесная капель» М.М.Пришвина наполнено любовью к природе, человеку, родине, книга учит любить и беречь родную природу, свой край, родину.

Экологическое воспитание носит непрерывный характер. Оно предполагает поэтапное расширение пространства экологической культуры личности, усложнение содержания. Старший школьный возраст – ключевая ступень экологического воспитания. В этот период жизни закладываются основы личностной культуры, происходит осознание значения природы для общества и человека, обеспечивается включение учащихся в практическую экологическую деятельность. Только в старшем школьном возрасте при целенаправленной работе можно сформировать систему научных экологических знаний, ответственное отношение к природной среде.

Главный герой романа Б.Л.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин беспредельно любит природу, всё то, что его окружает и не смеет нарушить гармонию природы. Роман Б.Васильева утверждает непобедимость добра, необходимость сострадания и любви ко всему живому на земле.

Экологические проблемы напрямую связаны с проблемами сохранения жизненного пространства для человека, со сбережением чистоты воды, земли, воздуха. Только человек, умеющий и желающий заботиться о природе, о земле, сохраняет себя как человека, как гражданина. Важно показать на уроках литературы, что экологические и нравственные проблемы тесно взаимосвязаны. Особую роль в школьной программе занимает произведение В.П.Астафьева «Царь-рыба». Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности. В произведении Ч. Айтматова «Плаха»

показывается отношение людей к природе, глубокое негодование к людям,  безнравственно относящимся ко всему живому. «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а об ее спасении», – сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» раскрывается неравнодушное отношение к родной природе. Экологическая тема нашла отражение не только в прозе и публицистике, но и в поэзии Р.Рождественского и Е.Евтушенко.

Природа для писателей не среда обитания, а источник доброты и красоты. Остановить технический прогресс невозможно да и не нужно, но очень важно  изменить отношение каждого человека к природе, а руководством к действию может послужить образ жизни Маленького принца из философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Таким образом, литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

География же относится к числу учебных предметов, располагающих чрезвычайно большими возможностями для всестороннего воспитания и формирования экологической культуры школьников. Являясь наукой о законах развития и существования природных комплексов и взаимодействия  компонентов природы, география может помочь в решении многих важных задач. Из науки, отвечающей на вопросы «Что?» и «Где?», она стала наукой, отвечающей на вопросы «Почему?», «Как не испортить?», «Как исправить?». Обучение географии направлено на формирование у школьников понимания целостности природы Земли, единства её процессов, естественной связи с ней человека, а также того, что любая деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованы с её законами.  География – предмет, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном на основании краеведческого подхода.

Содержание школьного курса географии способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности.  Учащиеся должны не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути решения. Задачи экологического воспитания можно решать на каждом уроке географии. В начальном курсе физической географии, в 5 классе, при изучении темы «Литосфера» уделяем внимание проблеме исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов. Учащиеся с удовольствием сочиняют экологические сказки. В 6 классе изучение темы «Воды суши» даёт большую возможность рассмотреть экологические проблемы рек. Так как наш город Казань расположен на левом берегу реки Волги, знакомимся с экологическими проблемами  реки, определяем основные факторы загрязнения волжского бассейна, ищем пути решения экологических проблем. В 7 классе при изучении природы океанов рассматриваем вопрос о деятельности человека в океане, выделяем проблемы, связанные с морским транспортом, центрами добычи природных ресурсов, определяем роль международного сотрудничества в деле охраны природы Мирового океана. При изучении темы «Природа и человек» в 8 классе учащиеся составляют прогноз развития экологической ситуации в нашей республике на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека. Учащиеся выполняют проектную работу о видовом разнообразии особо охраняемых территорий России, Татарстана и их особенностях. Изучая тему «Гидросфера и человек», обсуждаем проблемы, связанные с водными ресурсами. При изучении темы «Климат» учащиеся анализируют источники загрязнения атмосферы в Казани, предлагают меры по уменьшению объёмов загрязнения. Выполняют творческую работу – изготавливают рекламный плакат, призывающий охранять атмосферу от загрязнения. Не менее значимыми для воспитания экологической культуры являются игры экологического содержания, внеклассные мероприятия, использование краеведческого материала на уроках.

Неизвестный китайский поэт сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека». Каждый школьный предмет, каждая из форм организации учебного процесса стимулируют разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что портрет выпускника – гражданина России, будет содержать и экологические аспекты:

– любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

– владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

– осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. Поэтому нам очень важно продолжить работу по экологическому воспитанию школьников как на уроках, так и во внеурочное время.

Литература

  1. Домогацких Е.М., Н.И.Алексеевский. География. Физическая география России. – М.: Русское слово, 2018.
  2. Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – С. 32 – 37.
  3. Михайлова Н.М. Экологическое воспитание школьников: проблема и

пути ее решения. – М.: Просвещение, 1999 – С. 251.

  1. Мушарапова И.Ф. Экологическое воспитание на уроках географии.
  2. Пятина Д.А. Экологическое воспитание на уроках географии [электронный ресурс]//http://pedrazvitie.ru/raboty_osnovnoe_obshhee_new/index?n=58929
  3. Хрипунова О.В. Формирование экологической культуры на уроках географии [электронный ресурс] //http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/050103_010.pdf
  4. Шепелева, А.И. Экологические проблемы в системе содержания общего образования /URL:http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats3/b16.htm