Эффективные методы обучения функциональной грамотности на уроках английского языка

 

Танзиля ГАФАРОВА,

учитель английского языка высшей квалификационной категории лицея № 23 г. Казани

Рамиля ЗАКИРОВА,

учитель английского языка I квалификационной категории лицея № 23 г. Казани

Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, т.е. для ее понимания, сжатия, преобразования и для передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность относится к набору практических навыков, необходимых для чтения, письма и выполнения математических операций в реальных жизненных целях, чтобы люди могли эффективно функционировать в своем сообществе.

Формирование функциональной грамотности — сложный процесс, требующий от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, независимую, творчески мыслящую личность.

Технология CTTRW (thinking through reading and writing) на уроказ английского языка позволяет решать следующие задачи:

учебная мотивация: повышение интереса к процессу обучения и активное восприятие учебного материала;

культура письма: формирование навыков написания текстов в различных жанрах;

информационная грамотность: развитие способности к самостоятельному анализу и оценке информации любой сложности;

социальная компетентность: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания.

Основная идея этой технологии заключается в создании атмосферы чтения, в которой учащиеся активно работают с преподавателем, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

Без функционального чтения формирование критического мышления невозможно. Поэтому необходимо научиться читать под определенным углом. На помощь учителю приходит один из приемов –INSERT technology. Название приема Инсерт или «пометки на полях» происходит от английского слова «insert» (вставлять/вставка) и расшифровывается следующим образом:

I – interactive – интерактивный

N – noting – делая пометки

S – system – система

 E – effective – эффективное

R – reading – чтение

T – thinking – размышление

Эта методика является инструментом, который позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста задания.

Этот метод предназначен для чтения с заметками:

Учащимся дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Во время чтения учащиеся ставят значки на полях:

«? » – непонятно,

«+» – согласен

«– » – вызывает сомнения

«V» – я знаю эту информацию

Чему это нас учит?

– Распределение материала на главную и второстепенную части речи;

– оценка информации;

– ориентироваться в учебных текстах и других источниках информации;

– самостоятельно работать с информацией;

– делать выводы.

Как я могу использовать это на своем уроке?

  1. В начале урока, чтобы мотивировать учеников.
  2. На этапе осмысления информации.
  3. На стадии размышления. Создание таблицы на основе текста.

Таким образом, «INSERT” – это техника развития критического мышления. Мы используем для формирования такого универсального учебного действия, как умение систематизировать и анализировать информацию.

Методика «Толстые и тонкие вопросы»

«Толстые и тонкие вопросы» – это способ организации взаимного опроса учащихся по тексту.

На тонкий вопрос можно ответить одним словом; он не объясняет, как, что или почему. Это короткий ответ, который четко сформулирован и содержит все факты. Пример: Какая сегодня дата?

Сложный вопрос – это вопрос, который требует большего, чем одно- или двухсловный ответ. На этот вопрос дается ответ с использованием множества предложений; ответы на вопросы «как», «почему», «что». Это умозаключение, вопрос для размышления и поиска. Она имеет дело с общей картиной и большими концепциями. Толстые ответы являются запутанными, сложными и открытыми.

Example: Why do you think the three Bears did not lock their door?

Пример: Как вы думаете, почему три медведя не заперли свою дверь?

Как я могу использовать это на своем уроке?

Метод направлен на реализацию сразу трех целей, которые ставятся на любом уроке:

– учит ребенка применять новые знания на практике и соотносить их с уже полученными;

– развивает умение формулировать вопросы; отвечать на них полностью и кратко, строить сложные высказывания;

– прививает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Plus, Minus & Interesting (PMI)

PMI – это метод мозгового штурма для сбора отзывов об идее, концепции или когда команда ретроспективно рассматривает недавно выполненный комплекс работ. После представления идеи группе предлагается написать индивидуальные заметки о том, что они сочли положительным (плюс), отрицательным (минус) и что, по их мнению, не было ни хорошим, ни плохим, но интересным. Отзывы делятся и распределяются по трем категориям, а затем обсуждаются группой.

Существует несколько родственных техник, которые используют разные категории для стимулирования критического мышления, такие как техника 6 шляп De Bono’s 6 Hats Technique; Plus-Delta; Start, Stop, Continue; and 4Ls (Liked, Learned, Lacked, Longed For.

В графе «Р» – «плюс» записывается все, что вы знаете из текста; все, что вам понравилось на уроке; информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, или, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей

В графу «М» – «минус» записывается все, чего вы раньше не знали и узнали только из информации текста; все, что мне не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Возможно, на уроке была информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «I» – «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых они узнали на уроке, из текста, что еще они хотели бы знать об этой проблеме, вопросы к учителю.

Методы кластеризации (Clustering methods) .Помогают сгруппировать точки данных в кластеры, используя различные методы, используемые для выбора подходящего результата для задачи, эти методы кластеризации помогают сгруппировать точки данных в похожие категории, и каждая из этих подкатегорий дополнительно разделена на подкатегории, чтобы облегчить изучение выходных данных запросов.

Этот метод кластеризации помогает группировать ценные данные в кластеры и получать соответствующие результаты на основе различных методов. Например, при поиске информации результаты запроса группируются в небольшие кластеры, и каждый кластер содержит нерелевантные результаты. С помощью методов кластеризации они группируются в аналогичные категории, и каждая категория подразделяется на подкатегории, чтобы помочь в изучении выходных данных запросов.

Синквейн (Cinquain)

Синквейн – методический прием, представляющий собой сборник стихов из 5 строк. Более того, написание каждого из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, имеется краткое резюме, обобщающее учебный материал. Синквейн — это одна из технологий критического мышления, которая активизирует умственную деятельность учащихся посредством чтения и письма. Создание синквейна – это свободное творчество, которое требует от студента найти и выделить наиболее важные элементы в изучаемом предмете, проанализировать их, сделать выводы и кратко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Правила построения синквейнов

Первая строка стихотворения – это его тема. Оно представлено всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, которые раскрывают основную тему, описывая ее. Это должны быть прилагательные. Допускается употребление причастий.

Третья строка, с использованием глаголов или причастий, описывает действия, связанные со словом, которое является предметом синквейна. Третья строка содержит три слова.

Четвертая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, с помощью которой компонент выражает свое отношение к теме. В данном случае это может быть либо предложение, сделанное студентом самостоятельно, либо крылатое выражение, пословица, цитата, афоризм, обязательно в контексте предмета.

Пятая строка – это всего лишь одно слово, которое является кратким изложением. Чаще всего это просто синоним темы стихотворения.

Тема, выбранная для составления синквейна, должна быть близка и интересна учащимся. Наилучших результатов можно достичь, если есть место для эмоциональности, чувственности.

Дети не всегда сразу вовлекаются в работу. Трудности могут быть связаны с необходимостью анализа, пониманием темы, нехваткой словарного запаса, непониманием определенных терминов, боязнью ошибок. Чтобы помочь детям, необходимо задавать наводящие вопросы, расширять их кругозор, поощрять любые устремления учащихся и отвечать на возникающие вопросы.

Основная задача учителя, использующего метод урока, — продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, позволить учащимся понять и запомнить материал предмета.

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий и методик способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление,  приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.