Времена года
Ландыш ГАВРИЛОВА,
воспитатель
детского сада №39
г.Казани
Программное содержание: (конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе)
– обобщить знания детей о временах года, их последовательности;
– дать представление о том, что год состоит из 12 месяцев;
– учить видеть характерные особенности разных времен года;
– учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;
– учить развивать мелкую моторику и подготовку руки к письму, закреплять умение правильно держать карандаш.
Методические приемы:
– наглядные: показ видео;
– словесные: вопросы, высказывание детей, рассказывание, художественное слово, беседа, выводы;
– игровые: игры «Времена года», «Круглый год».
Предварительная работа: чтение стихов о временах года, чтение рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания», сказки В.И.Даля «Старик–годовик», рассматривание иллюстраций по картинам русских художников, изображающих природу в разное время года.
Оборудование и материал: колокольчик, видео–сюжет «Времена года», материал «Времена года», «Круглый год», бумага, простые карандаши, цветные карандаши: красный, зеленый, желтый, ковер, столы, стулья.
Национально-региональный компонент: названия времен года на татарском языке.
Лексик доза: кыш, яз, жэй, коз.
Целевые ориентиры: проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связами, самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы, обладать начальными знаниями о природном мире, эмоционально отзываться на красоту окружающего мира.
Воспитатель звонит в колокольчик.
– Ребята, я звоню в колокольчик и приглашаю вас присесть на ковер в полукруг.
Дети собираются на коврик и садятся в полукруг. Воспитатель садится лицом к детям.
Воспитатель в образе матушки–природы приветствует детей.
– Здравствуйте, ребята! (дети приветствуют Матушку-природу ) Я Матушка–природа и приглашаю вас отправиться в путешествие по разным временам года и вспомнить, что мы о них знаем.
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса.
А лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды.
Дают урожай поля и сады. Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(Воспитатель предлагает детям посмотреть видеоролик, включает на проекторе видеоролик о временах года с музыкой П.И. Чайковского и иллюстрациями картин великих русских художников, изображающих природу в разные времена года.)
– Предлагаю вам начать наше путешествие и отправится в сказку.
– Ребята, как вы назовете нашу сказку, о чем она? (ответы детей)
Вы придумали замечательные, красочные названия. Я тоже придумала название: «Времена года», вам нравится? Так и назовем нашу сказку и сейчас поговорим о ней. Ребята, а сколько времен года вы знаете? А какое время года вам больше всего нравится?
– Ребята, у меня есть для вас очень интересная игра. Посмотрите. (Воспитатель расстилает четырехцветный круг и достает коробочку с картинками, соответствующими временами года. )
– Ребята, как вы думаете, почему в этом кругу всего четыре цвета? (ответы детей: потому что всего 4 времени года)
– Ребята, предлагаю вам брать из этой шкатулки по одной картинке, называть этот предмет и положить ее в ту часть, в которую она подходит. (Дети берут по одной карточке, называют предмет и подкладывают в соответсвующий сектор).
Воспитатель задает вопросы детям:
– Сколько всего времен года?
– Какие времена года, вы, ребята, знаете?
– Какое время года бывает после зимы?
– Что бывает раньше, лето или осень?
– Какое время года было до весны, а после весны?
Ребята предлагаю вам немного отдохнуть. Вставайте.
Физкультминутка.
Блещут лужи
На тропинках –
Осень топает
В ботинках. (шагаем)
Туча дождик
Унесла – (машем руками над головой)
Ходит в туфельках
Весна. (ступаем на носочках)
Лето ходит
Босиком
Или в босоножках. (выставляем поочередно ноги на пятки)
А зима,
Скрипя снежком, –
В тепленьких
Сапожках. (прыгаем на месте)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Круглый год» и раздает всем детям по одному сектору–месяцу.
– Ребята, а теперь поиграем еще в одну игру, которая называется «Круглый год». Вот вам по одной части. Эти месяцы. Предлагаю вам составить круг из частей. Целый круг – это целый год. Год состоит из месяцев. Какое сейчас время года? (осень)
– Осень у нас желтая. У кого желтые части? Давайте соединим их. Это сентябрь, октябрь, ноябрь. (Дети с желтыми секторами соединяют их вместе.)
После осени следует зима. Какого она цвета? (зима белая) Давайте найдем зимние месяцы, сколько их? (всего три зимних месяца: декабрь, январь, февраль)
Аналогично находим весенние и летние месяцы и составляем целый круг.
– Ребята, мы с вами составили целый год. Он состоит из месяцев. Сколько же месяцев в году? (ответ детей)
– Ребята, а давайте мы с вами сами нарисуем времена года. Занимайте места за столами.
Дети садятся за столы.
– Ребята, перед вами лежат геометрические фигуры. Как они называются? (ответ детей)
Предлагаю вам взять сначала вкладыш круг и простой карандаш. (Воспитатель показывает вкладыш круг.) Положите его на лист бумаги и обведите. Потом возьмите рамку с кругом.
(Воспитатель показывает рамку)
Дети выполняют предложенные действия.
– Посмотрите, у меня тоже получился круг. У нас 4 времени года. На сколько частей мы должны разделить круг? (ответ детей: на четыре части)
– Повторяйте за мной. Сначала делим круг линией на две половины. Потом проводим еще одну линию и наш круг поделен на четыре части. У вас на столах есть цветные карандаши. Раскрасьте все части круга как времена года. Одна часть зима. Какого цвета зима? (ответ детей: белая)
– Нужно ли эту часть раскрашивать? (ответ детей). Правильно, мы ее оставим не закрашенной. Итак, зима белая.
– Какое время года наступит после зимы? (ответ детей)
– Какого цвета весна? (ответ детей: зеленая)
– Какое время следует за весной? Какого оно цвета? (Лето. Красное)
– Что нас ждет после лета? (осень)
– Какой цвет мы используем для осени? (желтый)
– Посмотрите, теперь у каждого есть круглый год и четыре времени года.
– Ребята, в какие времена года мы с вами путешествовали? (зима, весна, лето и осень)
– А как они называются на татарском языке? (кыш, яз, жэй, коз)
– В какие игры играли? («Времена года», «Круглый год»)
– Что было интересно? (ответы детей)
– Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Мне было очень интересно с вами. А теперь я хочу попрощаться с вами.
Дети прощаются с Матушкой-природой.