Воспитание национальной памяти у младших школьников

№56

Ирина МУХАМЕТШИНА,

Учитель I квалификационной категории Нижнебишевской средней школы  Заинского района  

Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Знание культурных корней своего народа небходимо потому, что оно позволяет по настоящему уважать и ценить общечеловеческие  нормы. Знакомство с народным творчеством убеждает, что татарский народ издавно жил  с высокой правдой и красотой в душе. Отдельные элементы народного искусства, фольклора входят в программу начальных классов.

В фольклоре отражается целостная культура народа, которая всегда многогранна: это весь быт, традиционные занятия и ремесла, народные игры, праздники с их обрядами.   Сегодня важно сохранить живое наследие народа, сделать его частью современной жизни, предметом подробного изучения. Учебные программы, как ИЗО, технология, окружающий  мир, литературное чтение предоставляют для этого возможности.

В программе по технологии  не выделены темы по изучению татарского народного искусства, но практически любая тема может быть дана как часть общей  программы. При этом важно построить уроки таким образом, чтобы у детей сложилась  определенная система знаний о народном искусстве, а также во взаимосвязи  с этими знаниями вырабатывались приемы ремесла. Но самое главное, обеспечить на уроках непосредственный эмоциональный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров. Такой контакт может достигнуть при условии включения в урок образцов предметов народного творчества. Вступительная беседа на уроках должна быть содержательным и эмоциональным стержнем урока, его смысловой основой. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся необходимую базу впечатлений, знаний. Ведущую роль в этих беседах выполняют образцы изделий. Хорошо, если у учителя имеется разные образцы. В моем «багаже» имеется вышитые тамбуром, гладью, стебельчатым швом полотенце, скатерти, занавески. Ручные паласы,  покрывало я всегда использую как наглядный материал. Но теперь по сайтам можно найти образцы  работ, которыми можно руководствоваться в своей практической деятельности.

Из содержания беседы к таким урокам  учащиеся должны получать  представление о культурно-историческом значении народных художественных ремесел, о художественных достоинствах и своеобразии изделий, об особенностях символики орнамента, о связи народной художественной культуры с современностью. Следует обратить внимание детей на то, что народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение передается целое мировоззрение народа, его духовная культура. Например, в орнаментах татар использовались только растительные орнаменты в виде стебля,  листьев, георгины, ромашки, колокольчики и т.д.  Большинство символов, традиционно используемых в изделиях народных художников, имеют очень древнее  происхождение. Рассматривая образцы, учащиеся ощущают дыхание времени, видят уважительное отношение мастера к культуре своего народа. Дети убеждаются, что мотивы  украшений  на изделиях имеют магический смысл, отражают тесную связь человека с окружающим миром. Ребенку полезно узнать  значение всех этих образцов-символов, чтобы ощутить высокую духовность своего народа и понять, что настоящий мастер не только был ремесленником, а  был обладателем знаний и культуры.

  Каждый урок  по разным предметам дает лишь маленькую информацию о народной культуре, но постепенно из маленьких крупиц складывается целостная картина национальных корней. Попытаюсь объяснить  возможности  отдельных уроков технологии, искусства  в приобщении младших школьников к национальной культуре. Во II классе на уроке лепки знакомятся с объемными формами  лепки – народными игрушками. Создаются  фигурки птиц, фигуры татарских девиц с коромыслами в национальных одеждах.  На уроках  рисуем матрешек в русской и татарской одежде. А еще можно в одежде крещенных татар. Сравниваем одежду. Вот это сравнение очень нравится детям. По технологии сделали аппликацию матрешек с разными национальными одеждами. С большим интересом выполняли плетение  волос и национальных головных уборов. По теме «Внутреннее убранство дома» из газобетона сделали печь. Из фанеры смастерили кровать (саке), стол, скамейку. Продолжали проектную работу. Из остатков блокхауза «построили» деревенский домик. У детей появился азарт быстрей обустроить дом. Все эти готовые элементы поставили в «комнате». На окна повесили вышитые занавески и т.д.  Эти виды деятельности по теме «Виды швов». По окружающему миру есть тема  «Занятия наших предков». По этой теме дети изготовили кукол в национальных одеждах. Дети  трудились вместе с родителями. При практическом выполнении изделия складывался четкий, живой образ девушки в национальной одежде.

Бумажные птицы – это образ счастья. Изготовливая  этих птиц дети узнали, что эти птицы защищают людей от дурных людей и несчастий. Простых кукол из соломы, мочалок, из ниток, из лоскуток ткани дети делают с таким интересом. Большое место уделяется фантазии детей.

 В наши дни такие ручные изделия очень популярны. Дети любят подарить их родителям, родным. В классе  мы организовали выставку таких изделий. Наблюдая за своим трудом у младших школьников  появляется чувство гордости и за себя, потому что у него получилось изделие. И за свой народ, потому что они умели творить.