Волшебный мир цветов

№53

Диляра ХАБИБРАХМАНОВА

Цель: расширить представление детей об окружающем мире.

Задачи:

– уточнить и систематизировать знания детей о растениях; учить узнавать цветы по времени их роста и цветения, отличая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений;

– обогащать словарь путем введения слов семя, росток, побег, заповедник;

– формировать творческое мышление детей; воспитывать интерес к жизни растений, осознанное отношение к природе и ее богатству.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, документкамера, мультимедийная презентация, живая роза, пищевой краситель; картинки: семя, росток, побег, стебли, цветы, настоящие ростки и побеги гороха; Красная книга, краски и растворы для рисования на воде.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг и давайте вместе поздороваемся.

– Здравствуй, правая рука,

– Здравствуй, левая рука.

– Здравствуй, друг,

– Здравствуй, друг.

– Здравствуй, здравствуй, дружный круг!

Воспитатель (находит на полу цветок). Ой, ребята, посмотрите, что это?

Дети. Это – цветок.

Воспитатель. Правильно, это – цветок. Какого он цвета? А, может, вы знаете название этого цветка?

Дети. Это – роза, она белая.

Воспитатель. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы спасти цветок?

Дети. Нужно поставить его в вазу с водой.

Воспитатель. А я предлагаю вам сегодня посадить цветок не в простую, а в окрашенную воду. Согласны? В конце занятия посмотрим, что произойдет с цветочком. А теперь садитесь поудобнее, и пока наш цветок пьет воду, я вам расскажу сказку.

Но слушать придется очень внимательно и стараться запомнить, какие цветочки вы увидели, и в какое время года они цветут.

Воспитатель. Но сначала давайте вспомним, какие времена года вы знаете?

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Рассказ воспитателя о споре времен года с использование слайд-шоу. Сказка Б.Вовк «Чьи цветы лучше».

Воспитатель. Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами.

– Мои цветы самые красивые, – говорит Весна.

– Нет, – возражает ей Лето. – Цветы у тебя и, правда, красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики, цветут ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

– Мои цветы не хуже, – так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели гусиные лапки, астры…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут кактусы, орхидеи…

– Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, – хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года: у кого цветы самые лучшие.

А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые?

Дети. Все цветы красивые. Каждый цветок хорош по-своему.

Воспитатель. А сколько всего цветов вы увидели на экране?

Дети. 8 цветов.

Воспитатель. А теперь разделитесь на группы и расскажите соседу о тех цветах, которые вам понравились и о том, когда они цветут.

Алина, какие цветы тебе больше понравились, покажи на доске?

Тимур, а какие цветы понравились твоему соседу, покажи на доске?

Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. Мы все хорошо потрудились, а теперь пора отдохнуть.

Физкультминут «Цветочек».

Воспитатель. Ребята, а теперь подойдите ко мне и возьмите понравившийся вам кружок (зеленый или красный). Разделились на подгруппы. Перед вами лежат картинки. Постройте их так, как считаете правильным.

Дети выстраивают картинки в порядке роста растения: зерно, росток, побег, стебли, цветок. У одной подгруппы получается комнатный цветок, у другой полевой цветок.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, чем отличаются ваши цветочки?

Ответы детей.

Воспитатель. А я вам сегодня принесла настоящие ростки и побеги. Посмотрите. Давайте проговорим их названия вместе.

Словарная работа: семя, росток, побег, стебель, цветок.

Воспитатель. Молодцы! Вот мы познакомились и со строением цветка. Видите, рост цветка – это сложный процесс. Они, как и люди, появляются на свет, растут, меняются. А некоторые люди их так легко срывают. Как вы думаете, можно ли рвать цветы? Почему?

Дети. Срывать нельзя. Они нужны для красоты, они очищают воздух. Они радуют нас, наполняют все вокруг приятным ароматом.

Воспитатель. Правильно. К тому же, есть такие цветы, которых на нашей планете осталось очень мало. Такие цветы занесены в Красную книгу. А растения и животные, занесенные в эту книгу, оберегаются в специальных местах – заповедниках. Такой заповедник есть и у нас в Татарстане. Это – Волжско-Камский природный заповедник.

Воспитатель. Ребята, а если кому-нибудь очень захотелось подарить цветы, что мы можем сделать? Из чего мы можем сделать цветочки?

Дети. Из пластилина, из бумаги, при помощи красок.

Воспитатель. Правильно! Ребята, а я вам предлагаю сегодня нарисовать цветы волшебными красками, такими вы еще никогда не рисовали. При помощи этих красок рисуют не на бумаге, а на воде. Но сначала повторим правила безопасности.

Дети. Работаем аккуратно, чисто, краски на вкус и запах не пробуем.

Творческая работа – рисование на воде методом «Эбру». Воспитатель сначала показывают алгоритм работы. Затем дети рисуют самостоятельно.

Воспитатель. Ребята, какие красивые цветочки вы нарисовали, да вы –настоящие волшебники. А теперь давайте приведем в порядок наше рабочее место и пойдем смотреть, что же случилось с нашей розой.

Воспитатель. Ой, посмотрите, что с ней стало? Почему?

Дети. Она начала краснеть, выпила окрашенную воду.

Воспитатель. Вот мы и убедились, что цветочки пьют воду, что они питаются через стебли. Значит, они живые. Поэтому любите цветы, ухаживайте за ними.

Нам пришло время прощаться. Ребята, если вы ничего нового не узнали, и вам не понравилось занятие, покружитесь возле себя, а если вы узнали много нового, и вам понравилось в царстве цветов – похлопайте. Ребята, спасибо вам большое, вы мне тоже очень понравились.