Военно- патриотическое воспитание подрастающего поколения

№ 142

(К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Гульназ МИРСАЯПОВА,

библиотекарь средней школы №17 г. Альметьевска

Инсия ГАБДУЛХАКОВА,

учитель начальных классов средней школы №25 г. Альметьевска

В 2020 году наш народ отмечает 75-летие со Дня Победы над фашизмом. Следовательно, становятся актуальными внеклассные мероприятия, посвященные этой дате. Современные дети живут в мирное время и сведения о войне получают из учебников истории, из интернета. Они не слышат воя сирен, не видят разрушенных бомбами домов и не знают, что такое «нетопленное жилище» и «скудный военный паек». О том, каким трудом достался  советскому народу этот мир, дети узнают о взрослых. Тут возникает глубокий философский вопрос: а нужно ли детям знать о войне, может гуманнее не поднимать эту тему и больше раскрывать возможные перспективы мирного времени?

Чтобы не обесценивать подвиг советского народа и воспитать у школьников уважительное отношение к истории своей страны, возникает необходимость в систематизации их знаний о Великой Отечественной войне в целом. В этой связи важно грамотно донести суть истинного благородства и героизма советских солдат, ценой собственных жизней отстоявших независимость нашей страны. Возникает настоятельная необходимость приобщить детей и молодежь в целом к истокам героизма отцов и дедов, укрепить живую связь времен и поколений. Включение учащихся в разнообразную военно-патриотическую деятельность – наиболее действенный метод, позволяющий превратить знания, полученные на уроках, в норму поведения, в личные убеждения каждого ученика.

Большой воспитательный эффект дают встречи с ветеранами труда. Участников Великой Отечественной войны осталось немного и планировать с ними мероприятия не представляется возможным. О чем же смогут рассказать пожилые люди, если сами не прошли войну? О своем трудном детстве. Возможно, на учащихся  это подействует очень сильно, так как они узнают, что значит жить впроголодь, без бытовых удобств; что значит работать во благо страны, невзирая на юный возраст. Живые встречи всегда оставляют неизгладимый след в детской душе, ввиду эмоциональной заряженности. Они почувствуют, как стойко можно преодолевать трудности, как можно радоваться каждому дню под мирным небом.

Работая с современным поколением, педагогу приходится задумываться о том, как сегодня смотреть на события тех давно минувших лет, что самое главное должны понять для себя школьники, рассуждая о том времени. Педагогам необходимо помочь своим ученикам раскрыть все самое ценное и высоконравственное, что было на этой войне. Важно, чтобы учащиеся ощущали чувство великой признательности тем немногим ветеранам войны и тыла, которые остались в живых и через 75 лет после Победы. В раскрытии данной темы важно обратить внимание и на такую сторону патриотического развития, как приобщение детей к знанию о жизни своих родственников, которые вместе со всеми другими людьми делили лишения военного времени- кто на фронте, кто в тяжелом труде за станком или на поле. Участие в «Бессмертном полку» надо рассматривать как лучшую из форм воспитания уважения нынешних молодых людей к событиям незабываемых военных лет.

Практика показывает, что дети далеко не всегда знают жизненный путь своих близких людей, прежде всего прадедушек и прабабушек, плохо представляют себе их участие в Великой Отечественной войне. Поэтому в рамках внеклассной работы можно организовать совместные с родителями  проектные работы по собиранию материалов об участниках войны в пределах своей семьи, а также составлению семейного древа в целом. Это не только сплачивает класс и дисциплинирует ребят, но и устанавливает тесную связь с их родителями. Идея такого взаимодействия состоит в правильном, объективном преподнесении значения одного из самых важных праздников для нашей страны- 75-летия со Дня Победы

Расширить кругозор учащихся, выявить их интересы и способности, усилить патриотическое воспитание помогают уроки литературы, где изучаются произведения о Великой Отечественной войне. Они дают благодатнейший материал для воспитания гражданина, патриота. Велика в этом деле роль художественного слова. На уроках обществознания и истории есть смысл поговорить о главном: что дети включают в огромное понятие «Родина»? Как они осознали себя гражданами ее? Как почувствовали себя ответственными за совершенные действия? В целом, основные знания об этой войне дети получают в школе, на уроках. В связи с этим, и особенно учитывая масштабность проводимых мероприятий ко Дню Победы, возникает необходимость выходить за рамки учебного времени. В связи с этим популярными становятся внеурочные театрализованные мероприятия. Действия могут разворачиваться как в стенах школы, так и за ее пределами. Многие школьники являются как зрителями, так и участниками, проявляющими творческие способности. Такие моменты, как массовое исполнение песен, минута молчания и т.д. требуют активного участия всех зрителей, в них содержатся огромные воспитательные возможности.

Несмотря на все богатство традиций, сложившихся в школьном опыте по организации мероприятий к Великой Победе, следует внести в содержание подсистемы военно-патриотического воспитания и другие виды деятельности. в данном случае следует обратить внимание на новые подходы в формировании ценностных представлений учащихся об образе современника- защитника Родины. Совместная работа с общественными организациями позволяет налаживать отношения с участниками современных боевых действий. Встречи с бывшими солдатами помогает учащимся реально осуществлять преемственность поколений, развивает интерес у мальчиков  к изучению военного дела в целом, пробуждает чувство гордости за свою Отчизну. Здесь уместны будут совместные просмотры фильмов, фотоальбомов и стендов. Заслуживает одобрения и распространения деятельность школ, где эти встречи становятся постоянными. Это помогает сплочению детского коллектива, воспитывает уважение к своей школе и любовь к своему краю. Посещение музеев патриотической направленности, возложение цветов к мемориальным доскам, памятникам и обелискам- еще один вид  доступных мероприятий со школьниками. При проведении бесед в таких местах у школьников все возрастает интерес школьников к народному подвигу, совершенному в годы Великой отечественной войны.

В наш век развития компьютерных технологий и социальных интернет-сетей у детей возникает насущная потребность в живом общении друг с другом. Поэтому важно не только провести  массовые мероприятия на тему войны, но еще научить ребят делиться  мыслями и чувствами от увиденного и услышанного. Школьники начинают это понимать, и со временем прочувствованное ими воплощается в собственном творчестве – стихах, рассказах, рисунках. Так незримо возникает духовная связь с прошедшим, помогая творить настоящее и будущее. Многие ребята в своих школьных сочинениях рассказывают о потрясении, о глубоких переживаниях, связанных с представлениями о войне. Становится понятно, что ученики растут, мужают, что в их жизнь входят новые чувства, что духовный мир их делается содержательнее, полнее.

Наши дети наследуют славу отцов и дедов. Но не как «красивые страницы» истории, а как самое ценное достояние жизненного опыта, приобретенного самой дорогой ценой. Поэтому важно, чтобы наша молодежь, подростки учились бы на их примере быть мужественными и стойкими, быть настоящими патриотами. Солдатские доблести – воля, выдержка, смекалка, умение преодолевать трудности – нужны не только в бою. Пример выполнения солдатского долга миллионами советских людей в годы войны – это образец выполнения своего гражданского долга для тех, кто сегодня строит современную жизнь.