Вода и её свойства

№ 193

(НОД в старшей группе)

Раиля ГАЗИМОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории Балтасинского детского сада № 2 Балтасинского района

Цели:

расширение знаний детей о воде, представлений о ее некоторых свойствах (цвет воды, запах, без вкуса, текучая).

научить детей самостоятельному поиску знаний, делать выводы, высказывать свое мнение, развитие разговорных, доказательных навыков;

воспитание интереса к проведению опытов, бережного отношения к воде, водоемам, соблюдение правил безопасности.

Образовательная область: познание.

Разновидность деятельности: исследование.

Словарная работа: опыт, научная, лабораторная.

Заранее проделанная работа: рассмотрение рисунков, слушание звуков воды (звука капли с крыши, из крана, дождя, реки, родника, моря).

Оборудование: каждому ребенку стакан воды, молока, сока, салфетки, деньги, белые халаты, изображение солнца; у воспитателя слайд и рисунки(моря, родника, дождя, капли) звук воды.

Методические приемы: вопросы использование слайдов, поведение опыта, аудиозапись (со звуками воды).

Ход занятия

Воспитатель. Смотрите, дети, к нам в детский сад пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, пожелаем доброго дня.

Дети. Здравствуйте, добрый день!

Воспитатель. Скажите, дети, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Воспитатель. Да, правильно: весна.

Ребята, сегодня я вам принесла рисунки улыбающегося солнца. Кто правильно перечислит признаки весны, тому я с радостью, подарю рисунок улыбающегося солнца. (Прослушиваются ответы всех детей, к их одежде прикрепляется солнце.) Рисунки солнца пусть нам дарит свет, тепло, радуют наши сердца.

Ребята, я вам сегодня принесла «Таинственные звуки». Хотите услышать?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. Таинственность этих звуков в том, что их можно услышать только закрыв глаза. Давайте закроем глаза. (Дети закрывают глаза. Слышится звук капели.)

Воспитатель. Дети, вы какой звук слышали?

Дети. Капели.

Воспитатель. Правильно ли вы ответили? Давайте посмотрим на экран. (На экране изображение и звук капающей с крыши капли. Дети проверяют свои ответы.)

Воспитатель. Ребята, откуда капает капель?

Дети. С крыши, ледяных сосулек, крана и др.

Воспитатель. Справились, дети. Закроем глаза и послушаем следующий звук. (Слушают звуки дождя, родника, моря. Сверяют ответы, как и в первом случае с рисунками на экране.)

Воспитатель. Что нужно, чтобы капала капель, шел дождь, текли моря, океаны?

Дети. Капли воды, вода.

Воспитатель. Дети, а для чего людям необходима вода? (Ответы детей.)

Воспитатель. Что было бы, если бы не было воды? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, ребята, вы много знаете о воде, но можно узнать еще больше. Нам в этом помогут опыты, исследования.А вы любите делать опыты?

Дети. Да.

Воспитатель. Я вас сегодня приглашаю в свою лабораторию опытов. Мы будем с вами научными работниками. Добро пожаловать! (Дети одевают белые халаты.)

Воспитатель. Сегодня мы с вами проведем различные опыты, познакомимся поближе с водой, поговорим о её различных свойствах. Вы готовы проделать опыты?

Дети. Да.

1-й опыт (У первого стола.)

Воспитатель. Возьмите стакан с водой и вылейте воду в другой стакан. Слейте осторожно. Что делает вода? (Течет.) Почему? (Потому что жидкая.)

Воспитатель. Что было бы, если бы вода не была жидкая? (Ответы детей.) Да, правильно. Вода не смогла бы течь в реках, родниках из крана. Так как вода жидкая, её называют жидкостью.

Воспитатель. Что вы узнали о воде из этого опыта?

Дети. Вода жидкая, течет.

Воспитатель. Правильно, вода жидкая, она течет.

2-й опыт (У второго стола.)

Воспитатель. Вот два стакана: в одном – вода, во втором – молоко. Сейчас положим в оба стакана деньги. И посмотрим на стаканы. Что вы можете сказать?

Дети. Деньги видны из стакана с водой, а из стакана с молоком нет.

Воспитатель. Почему, как вы думаете?

Дети. У молока есть цвет: оно белого цвета, поэтому деньги не видны, а вода бесцветная, прозрачная, потому деньги видны.

Воспитатель. Значит, этот опыт нам показал, что у воды нет цвета. Вода какая?

Дети. Вода бесцветная.

3-й опыт (У третьего стола.)

Воспитатель. Ребята, сейчас перейдем к вкусному опыту. Как вы думаете, что положено в стаканы?

Дети. Молоко, вода, сок.

Воспитатель. Дети, как узнали?

Дети. Рассматривая их цвета.

Воспитатель. Дети, нельзя узнать жидкость только по цвету. Можно обмануться. Сейчас, если вы правильно сказали, попробуем медленно из стакана, чувствуя вкус, выпить воду, сок, молоко. Что вы можете сказать о воде, молоке, соке? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, из этого опыта мы узнали, что у воды нет вкуса.

4-й опыт (Проводится у четвертого стола.)

Воспитатель. Когда ваши мамы пекут вкусный пирог, то пирогов вкусный запах распространяется по всему дому. Также такие же запахи у цветов, духи. Сейчас понюхаем воду, чем она пахнет?

Дети. Нет никакого запаха.

Воспитатель. Дети, нам пора возвращаться в свою группу Снимаем халаты, выходим из лаборатории. Дети, где мы с вами побывали? Какие опыты проделали с водой, другими жидкостями? Что узнали про воду? (Ответы детей.)

(На металлофоне звучит звук капли, к детям приходит вырезанная из картона капель.)

Воспитатель. Смотрите, дети, какая красивая, веселая капель к нам пришла она хочет проверить сегодня ваши знания.

Давайте с ней поиграем в одну игру. Встали в круг, отвечая на вопросы, передаем капель друг-другу.

– Для чего людям нужна вода? (Пить, умываться, купаться, поливать цветы, мыть посуду, готовить еду, стирать и др.) Значит вода нужна людям, чтобы жить. Если бы вода кончилась, люди не могли бы жить.

– Зачем нужна вода природе? Представим себе, если бы не шли дожди, что бы делала природа-мать? (Ответы детей.)

Воспитатель. Дети, вы хорошо играли с капелью, правильно ответили на вопросы, Значит, вода очень нужна людям, природе. Если не было бы воды, не было бы и жизни. Как вы думаете, как мы должны относиться к воде?

Дети. Беречь, не пачкать, тратить попусту, не загрязнять водоемы, убирать около них территорию.

Воспитатель. Ребята, капель не пришла с пустыми руками, принесла игру. Какую вы думаете? (Детям, исходя из темы, разделяются рисунки-карточки, где нарисованы экологические ситуации, они выражают свое мнение, покрасив черными и желтыми, цветами кружочки снизу.)

Воспитатель. Дети, давайте вспомним, пусть и капель нас послушает; Где мы с вами побывали? Какие опыты проделали с водой и другими жидкостями. Что узнали о воде? Какой опыт вам очень понравился? Проведение какого опыта вызвало затруднения? (Ответы детей.)

Воспитатель. Вы и дома сможете проделать эти опыты, Вместе с родителями попробуйте дома положить в воду соль, сахарный песок и понаблюдайте, какие увидите  изменения? Расскажете и нам, когда придете в детский сад. Спасибо за сегодняшнее сотрудничество.