Внедрение и применение цифровых технологий в системе дополнительного образования

Внедрение и применение цифровых технологий

в системе дополнительного образования

(на примере работы в исполнительских классах ДМШ)

 

Ольга АВДОШИНА,

преподаватель

по классу фортепиано

ДМШ № 30 г. Казани

 

Образование в сфере культуры и искусства является национальным достоянием нашей страны. Важнейшую роль в формировании культурного потенциала играют учебные заведения культуры и искусства. Как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном обществе, рассматриваются школы искусств, художественные и музыкальные школы дополнительного образования, которые входят в систему непрерывного многоуровневого художественно-музыкального образования: школа, училище, ВУЗ.

Качество образования в этих школах является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства. Изменения, внесённые новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» определили новый аспект в основной деятельности детских музыкальных школ – реализацию дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ на основе Федеральных государственных требований.

Деятельность детской музыкальной школы дополнительного образования, таким образом, нацелена на реализацию этих программ, а также на отбор наиболее талантливых детей, что в свою очередь предполагает повышение качества преподавания в школах.

В своей работе в сфере дополнительного образования преподаватели опираются на накопленный, систематизированный и богатый опыт лучших музыкантов-исполнителей и педагогов. В настоящее время музыкально-исполнительская педагогика обрела свою теорию и встала на научную основу. Она стремится к расширению опыта, находясь в постоянном поиске наиболее результативных путей воспитания каждого ученика, к созданию условий для становления его индивидуальной творческой личности. Для успешной музыкально-педагогической деятельности педагог должен иметь приоритетные профессиональные и психологические качества: высокая музыкальная духовная культура, компетентность, музыкально-педагогичная интуиция, эмпатия, любовь к детям и потребность увлечь их.

Сегодня функции музыкальной педагогики значительно расширились. Задачей педагога исполнительских дисциплин является не только обучение игре на инструменте,  но включает в себя музыкальное воспитание, музыкальное образование, музыкальное развитие и всестороннее развитие личности обучающегося. Однако необратимые процессы разрушения эффективной системы музыкально-педагогической подготовки, сложившиеся в XIX–XX вв., актуализируют поиски новых путей переосмысления достижений в обучении музыкальному исполнительскому мастерству.

При обучении игре на традиционных музыкальных инструментах определяются и отслуживаются, прежде всего, качественные показатели – это «рост» обучающегося в соответствии с программными требованиями по классу, а также насколько расширились его исполнительские возможности в техническом, музыкальном и интеллектуальном плане.

Школа дополнительного образования неустанно создаёт благоприятные и максимально разнообразные условия для обучения, выполняя главный «заказ» родителей: научить ребёнка играть на инструменте, увлечь его музыкой, активизировать в процессе обучения и развить его  мышление.

За два-три часа в неделю, отведённые для занятий в исполнительском классе, ребёнок учится исполнять не только сольную программу, но и аккомпанировать, импровизировать, сочинять, подбирать по слуху и играть в ансамбле. Дополняя друг друга, эти виды деятельности становятся прекрасным стимулом и мотивацией к занятиям.

Но учебный процесс не стоит на месте: создаются новые методы, решения, идеи. В настоящее время нововведения становятся нормой современного образования: это использование компьютерных и цифровых технологий.

Музыкальная культура вступила в новую фазу своего развития. Цифровые технологии по сравнению с нотной письменностью и аналоговой звукозаписью открыла принципиально новые возможности работы со звуком, создали возможность не только хранения и воспроизведения музыки, но и возможность получать нужное звучание по любому из его параметров – высоте, тембру, динамике и пространственной локализации.

Цифровой инструментарий, как и электроакустический канал беспредельно расширил круг слушателей и любителей электронного музицирования. Казалось бы, что интеграция цифровых технологий в музыкальном обучении нацелено на получение запрограммированного результата. И это в какой-то мере так.

Однако в сфере музыкального образования идея технологического подхода остаётся не до конца реализованной и пока не получает достаточного применения и развития, так как некоторые педагоги-практики скептически относятся к применению цифровых фортепиано, синтезаторов. Это можно объяснить спецификой музыкальной исполнительской педагогики, где огромная роль принадлежит воспитанию творческой индивидуальности и которая в основном оперирует художественными образами и переживаниями, а также неприятием искусственного звука  цифрового фортепиано, и тем более синтезатора. Это и понятно. Однако, автор уверен, что идеальным вариантом в период обучения ребёнка в школе было бы использование и механического, и цифрового фортепиано как дополнительного.

В музыкально-исполнительской практике, изучая и осваивая цифровые инструменты, педагогам необходимо определить для себя специфику всех вариантов и предоставляемых компьютерной техникой предметных сфер интонирования, искать пути взаимодействия их между собой и внедрять их в учебной процесс в ДМШ. Усилия педагогов при обучении ребёнка часто направлены на освоение и изучение инструмента, а творчество детей часто остаётся в стороне. Эта некоторая незначительность детского продуктивного творчества объясняется ещё и тем, что преподаватели фортепиано, скрипки, флейты и других инструментов часто выступают преимущественно проводниками классических музыкальных произведений. К тому же многие дети, приходя в ДМШ из разных социальных слоёв со сложившимися музыкальными пристрастиями, больше тяготеют к популярной эстрадной песенной культуре, рок-музыке, а нередко к низкопробной «попсе».

Поэтому педагогу в работе приходится учитывать спонтанно сложившийся музыкальной опыт своих воспитанников и обладать терпимостью к значимым для учеников явлениям. Ведь именно «эту» музыку хотят играть наши дети.

Разумным компромиссом между сложившимся интонационно-слуховым опытом детей и задачей обучения на инструменте, направленным на формирование их музыкальной культуры, может явиться цифровой синтезатор с его функциями аккомпанемента. На уроке ребёнок подбирает понравившуюся мелодию, но, обнаружив, что сочинение его изначально носит неполноценный характер из-за невозможности прибавить к нему многоэлементную фактуру,  адекватную полноценному звучанию, может потерять интерес к этой форме деятельности. И чтобы этого не произошло, педагог преподносит ему совершенный, полноценный аккомпанемент, иногда заменяющий целый оркестр. На уроке можно наблюдать, как загораются глаза ребёнка, так как творческий продукт его становится интересен и мотивирует к дальнейшему творчеству.

В памяти цифровых фортепиано и синтезаторов запрограммировано огромное количество автоаккомпанементов, которые можно использовать с популярными песенками из мультфильмов и на примере подачи их с классическими, танцевальными, стилистически ритмизованными или плавными аккомпанементами. Все эти неограниченные возможности цифровых инструментов мы и должны предлагать учащимся. Такая работа принесёт несомненную пользу для развития музыкального мышления и целостного восприятия музыкальных сочинений.

Параллельно с освоением акустического фортепиано, требующим затрат времени на большую работу в области звука, техники, кантилены, учащийся начинает осваивать и управлять автоаккомпанементом непосредственно на уроке. Это не требует от ребёнка большой сноровки, но моментально заставляет работать гармонический слух и учит ориентироваться в основных аккордах тональности, удерживать ритм и управлять им. От подобных форм проведения урока учащийся с удовольствием занимается домашним музицированием без участия педагога. Таким образом, воспитательное значение работы, связанной с цифровыми инструментами, имеет большое значение в области саморазвития учащихся.

Применение цифровых технологий в учебном процессе связано с расширением предметной сферы творчества учащихся: наряду с задачами исполнительского интонирования сюда входит и создание новых тембров, звуков, гармонии, а также установка правильного динамического баланса голосов всей фактуры. Это творческая работа расширяет свои границы и охватывает все виды деятельности учащегося: композиторскую, звукорежиссёрскую и редакторскую. Таким образом, обучение на электронном инструменте параллельно с традиционным становится более глубоким и многогранным. Кроме того, яркость, качество и точность звука цифрового фортепиано пробуждает творческую фантазию и желание музицировать, а возможность регулировать динамику звука позволяет заниматься ребёнку дома в любое время суток, не создавая шума для окружающих (можно музицировать в наушниках).

Наконец, музыкально-ориентированная работа с аудио-информацией даёт возможность ученику познакомиться с исполнительским искусством музыкантов прошлого и настоящего, а также отечественных и зарубежных интерпретаторов. Трудно выполнимая задача – сравнивать художественные трактовки нескольких музыкантов – сегодня становится логичным и доступным приёмом.

Электронно-образовательные ресурсы как инновационные педагогические технологии позволяют совершенствовать педагогический процесс, способствуют формированию культуры ребёнка. При этом личность педагога остаётся эталоном профессионализма и целевым ориентиром. А цифровые технологии являются базовым инструментарием, которые в руках опытного педагога позволяют достигнуть ещё большего эффективного результата.