Устное народное творчество как средство стимуляции речевой активности детей младшего дошкольного возраста

№ 121

Наталья МОКУШЕВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 107 г.Казани

Анна ЕРЕМЕЕВА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада № 107 г.Казани

Раннее детство является фундаментом общего развития ребёнка. Именно в  это время закладываются основы здоровья, интеллекта. Главную ступень в интеллектуальном развитии ребёнка занимает овладение речью, так как именно через речь ребёнок познаёт мир, и именно с помощью речи у него развиваются все психические процессы; память, внимание, воображение и мышление. Чтобы ребёнок сумел в будущем преодолеть трудности, необходимо позаботиться о полноценном формировании речи с раннего детства.

Любого родителя волнует вопрос: когда же у ребёнка появится речь, чтобы мама и папа смогли полноценно разговаривать с ним. Говорить нужно постоянно, обо всем, что нас окружает, все, что видим.

Одним из действенных средств воспитания в младшем дошкольном возрасте является устное народное творчество – бесценный дар фольклора. С самого рождения фольклор входит в нашу жизнь. Мы слышим его в мелодичных колыбельных, сказках-потешках, пословицах и поговорках, загадках. Это богатый дидактический материал, на котором можно воспитать ребёнка как цельную личность, нужно только правильно воспользоваться опытом наших предков. Успехи развития ребёнка в языке за сравнительно короткий период жизни до школы поразительны.

Ребёнок усваивает родной язык, подражая живому разговорному языку. Сокровища русского языка открываются перед ним в произведениях устного народного творчества. Они многогранны и несут в себе огромный воспитательный смысл. Черты характера, мышления народа отражаются и исторически сохраняются в этих произведениях. Использование фольклора в общении с ребёнком сделает его жизнь более насыщенной в эмоциональном и эстетическом плане.

С помощью фольклорных форм можно общаться с ребёнком без назидания и морали. Педагоги в своих играх, на занятиях активно используют понятные и доступные для ребёнка произведения УНТ. Именно они способствуют воспитанию доброжелательности, дружелюбия, отзывчивости к своим ровесникам и окружающим людям. Разнообразные формы фольклора вызывают у ребёнка эмоциональный всплеск потребности контактировать со взрослым, повторять за ним те движения и звуки, которые он ещё не может выполнить или сказать самостоятельно. Особенно привлекают детей стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью музыкальностью.

Взрослый должен владеть приёмами народного творчества и общаясь с ребёнок, умело вплетать их в повседневную жизнь. В любой ситуативной игре уместно использовать народное творчество, например, при кормлении, умывании, укладывании спать. Проговаривая потешку, лучше всего её обыграть, например, при умывании малыша можно использовать потешку «Водичка, водичка, умой моё личико». Ребёнок легко запоминает стишок и сам может воспроизвести его в игре с куклами. Ребёнок с радостью произносит потешку, в которой слышит своё имя. В адаптационный период можно использовать потешки «Кто у нас хороший?», «Ладушки-ладушки!». Ребёнок вспоминает, как с ним играли мама и бабушка, начинали прислушиваться и перестаёт плакать. В адаптационный период можно использовать потешки «Кто у нас хороший?», «Ладушки-ладушки!». Ребёнок вспоминает, как с ним играли мама и бабушка, начинали прислушиваться и переставали плакать. Совмещая вместе потешку и движение, можно получить замечательную игру. Это и пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуют развитию речи «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Сорока-белобока кашу варила» и хороводные игры «Колпачок», «Пузырь», «Хитрая лиса». Все дети в игре хотят исполнять главные роли. Для их справедливого распределения на помощь приходят считалки «Тили-тили», «Шёл котик по лавочке».

Также внимание детей привлекают задорные зазывные заклички. Они развивают, обогащают речь ребёнка, окрашивая её яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко, солнышко», «Дождик-дождик, веселей».

Фольклор влияет на духовное развитие ребёнка, на его фантазию, учит определённым нравственным нормам. Блестящим примером такого влияния могут служить сказки. Исчерпывающую оценку их дал Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувствo симпатии, простая доступная форма изложения. Много новых слов, образных выражений ребёнок узнаёт из сказок, его речь обогащается эмоциональной поэтической лексикой. Все сказки чему то учат. Неслучайно в русских народных сказках много повторений, именно они являются мощным инструментом в развитии речи ребёнка. Чтение сказки по ролям развивает воображение малыша, помогает ему в пересказе.

Очень важно в дошкольном возрасте развивать дикцию у ребёнка. Эта потребность может быть удовлетворена предложением детям скороговорок. Именно в фольклоре люди находили специальные упражнения, которые помогают детям исправить дикцию. Есть очень много таких стишков, которые построены в форме диалога, причём диалог идёт эмоциональным, с каким то закреплением в виде радости в конце «Ваня-Ванечка», «По кочкам-по кочкам» и др. Когда ребёнок научился произносить слова, он начинает ими играть, т.е. сложные слова повторять подряд «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», Кукушка кукушонку купила капюшон». Скороговорки, поговорки не только вырабатывают дикцию, но и развивают память, мышление и выразительность речи. А так же пословицы, поговорки учат народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений, их можно подобрать почти к любой ситуации. Ребёнок применяя в своей речи поговорки и пословицы может научиться понятно формулировать собственные мысли и чувства, научиться окрашивать свою речь, развивать умения творчески употреблять слова, образно описать предметы, давая им яркую характеристику.

Музыкальная часть фольклора представлена колыбельными песнями, закличками, припевками. Эти песни дают много развивающей информации, чувство защиты, тепло. С помощью колыбельной песни устанавливается тесная связь между ребёнком и родителем на долгие годы. Если заглянуть в глубь веков, то можно увидеть, что многие тексты предсказывали будущее ребёнка. Для мальчиков, например, пели каким он станет богатырём, воином. Некоторые заклички и припевки можно петь в хороводных играх «Карусели», «Мы, теперь пойдём…», «Каравай». Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание ребёнка. Несмотря на маленький объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый ключ воспитательных и образовательных возможностей. Колыбельные песни передаются из поколения в поколение и несут в себе народную мудрость.

Ещё одной из малых форм словесного образной народной речи, в которой в сжатой форме даются характерные признаки предметов и явлений, является загадка. Доступная для понимания ребёнка загадка – полезное упражнение для его ума. Такая работа ума посильна только старшим дошкольникам, малыши не увидят в загадке ничего загадочного. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств и признаков.

Малыш, рождаясь, не знает языка, но уже через несколько месяцев он начинает реагировать на слова и интонации взрослых. Постепенно он овладевает умением выговаривать определённые звукосочетания. Со временем возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается его умение понимать речь окружающих. Произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы, ребёнок овладевает способностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Умение говорить напрямую зависит от умения слышать и слушать. Чтобы ребёнок хорошо говорил, воспитатель должен помочь ему в освоении языка, речи. Источником в этом развитии и будет фольклор в его многообразии.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Фольклор действительно не заменим в воспитании и развитии детей, он развивает детскую речь, влияет на духовное развитие человека, на его фантазию приобщая ребёнка к народной культуре.