Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов
(Урок русского языка в IV классе)
Венера ШАКИРОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №1 им.Ризы Фахретдина г.Альметьевска
Цель урока. Уточнить знания учащихся о функциях мягкого знака; знакомить с особенностью окончания глаголов в форме 2-го лица единственного числа. Формировать умение писать Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
личностные: демонстрируют личностные качества в процессе общения: осмысливают культурную значимость орфографически верной письменной речи;
метапредметные:
регулятивные: научатся работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
познавательные: научатся ориентироваться в своей системе знаний, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;
коммуникативные: научатся строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога, выражать свои мысли с полнотой и точностью;
предметные: научатся обосновывать написание слов с новой орфограммой, различать функции употребления мягкого знака в словах.
Ход урока
I. Создание психологического комфорта
Учитель. У нас урок русского языка.
Как вы отдохнули? Поделитесь с партнёрами по плечу, с партнёрами по лицу: что интересного происходило во время каникул? (Живая беседа учащихся в группах.) ТАЙМД ПЕА ШЕА
Учитель. Из каких частей речи построили свою речь? РЕЛЛИ РОБИН
(Два участника обмениваются короткими ответами.)
II. Актуализация знаний
Учитель. Что мы знаем о глаголе?
1. Составьте вопрос о глаголе для партнёра по плечу. Ответьте на вопросы в паре. Обсудите ответы, проговорите по кругу. Расставьте свои ответы так, чтоб получился план пересказа о глаголе.
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН
2. Оживите картину. (На доске и на столах карточки с текстом.)
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Деревья. Дождь. (Слова для справок: наступить, качаться, шуметь, лить, холодный, уснуть, погасить). (Дети читают текст, знакомятся словами для справок, ставят их по смыслу в предложения, образуя нужные формы слов.)
Наступила ночь. Уснула маленькая деревушка. Погасли огни. Шумит ветер. Качаются деревья. Льёт холодный дождь.
(Письмо текста в тетради и на доске.)
III. Обобщение и систематизация знаний
1. Проспрягайте глагол лить. (Выполняют работу.)
я лью мы льём
ты льёшь вы льёте
он льёт они льют (Читают выполненную работу.)
Учитель. Какую функцию выполняет мягкий знак в слове лить и формах глагола при спряжении? Что еще знаете про мягкий знак?
Сообщения учащихся. Мягкий знак выполняет ещё и грамматическую функцию. Ь после шипящих – показатель рода у существительных.
2. А сейчас поиграем. Игра называется «Найди свой причал». (Причал – причалить; значит пристать)
(Для каждого участника на столе есть «лодка».)
Учитель. Возьмите карточку с рисунком «лодки», напишите слово, в котором пишется Ь; прочтите, обдумайте к какому причалу вам идти. Подумайте, куда вам причалить. КОНЭРС
У нас 3 причала:
1) Ь – обозначает мягкость согласных;
2) Ь – разделительный;
3) Ь – выполняет грамматическую функцию.
(Все участники игры подошли к своим «причалам», обсуждают свой выбор в паре, один из группы отвечает.
Ь – в конце слова и в середине между двумя согласными обозначает мягкость согласного звука;
Ь – после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я – разделительный
Ь – после шипящих в конце имён существительных – показатель женского рода существительных – выполняет грамматическую роль.)
Учитель. Молодцы! Все лодки причалили правильно.
IV. Работа над новым материалом
Учитель. На доске написаны слова, прочитайте.
Идешь, видишь, принесёшь, запомнишь
– Что вы можете сказать об этих глаголах ? (Обсуждают в группах.)
– Что особенного в их написании? (Отвечают.)
– К какому причалу пристанет лодка с этими словами?
Работа с книгой.
1. Упр.130 (стр.62). Читают по кругу, обсуждают, задают друг другу вопросы.
2. Упр.129. Чтение пословиц, объяснение, почему так говорят; письмо в тетради, подчеркивание Ь.
3. Самостоятельная работа (упр.131).
V. Рефлексия учебной деятельности
(Звучит музыка, дети двигаются по классу, танцуют. Останавливаю музыку, дети встают парами, задаю вопросы.) МИКС ПЭА ШЭА
– Что нового узнали на уроке?
– В чём особенность написания окончаний глаголов настоящего и будущего времени во 2-ом лице единственном числе?
– Какую роль выполняет Ь в глаголах после шипящих?
VI. Самооценка
– Как вы считаете, усвоили вы новую тему? Выставление оценок.
VII. Домашнее задание
Выполнять упр. 132, 133.