Учебно-методическое пособие «Чудо дерево»
Фарида ПЕТРОВА,
педагог высшей квалификационной категории детского сада №128 г. Казани
Эльвира САДЫКОВА,
педагог I квалификационной категории детского сада №128 г. Казани
Фарида АБЗАЛОВА, Ольга КОЛЕСНИКОВА,
воспитатели I квалификационной категории детского сада №128 г. Казани
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Дидактическое пособие «Чудо-дерево» изготовлено для детей 3 – 4 года. В средней и старших группах также можно успешно использовать это пособие, решая другие задачи, соответствующие возрасту детей
Дидактическое пособие «Чудо-дерево» применима во всех областях образовательной деятельности детей 3 – 4 года и помогает достигать многих целей и решать воспитательно-образовательные задачи:
Социализация
– Развитие игровой деятельности: формировать умение проявлять интерес к игровым действия сверстников.
– Развивать умение играть вместе со сверстниками.
– Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.
– Обогащать чувственный опыт детей, сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
– Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?»,«Что лишнее?» и т.п.), на развитие моторики рук (прикрепление предметов к дереву, к грядке с помощью липучки).
– Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.
Познание
– Сенсорное развитие: продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей.
– Помогать обследовать предметы, выделяя цвет, величину, форму.
– Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (например: листочек красный, листочек зеленый, листочек желтый).
– Формировать умение называть свойства предметов (морковка длинная, вкусная; яблоко зеленое, сладкое и т.п.).
– Формирование элементарных математических представлений: привлекать детей к формированию групп однородных предметов.
– Формировать умение различать количество предметов: много-один (один-много).
– Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: учить детей называть цвет, сравнивать предметы (яблоко красное, яблоко зеленое, яблоко желтое), подбирать предметы по тождеству (найди такой же листочек).
– Учить детей различать по внешнему виду овощи (морковь, огурец, картофель, капуста, свекла) и фрукты (яблоко, груша).
– Формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе: осенью листья становятся желтыми и красными, созревают овощи и фрукты.
– Зимой на деревьях нет листочков, падает снег, можно лепить снеговиков, рассматривать снежинки.
– Весной на деревьях зеленые листья, на травке цветут цветочки.
Коммуникация
– Предлагать отдельные предметы (листочки, снежинки и др.) для самостоятельного рассматривания в качестве наглядного материала.
– Рассказывать детям о них, побуждать детей к общению друг с другом.
– Активизировать словарь детей.
– Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету (возьми огуречик, прикрепи к дереву снежинку, посади на грядку морковку, сними с дерева красные листочки и т.п.), называть их местоположение (снеговики стоят рядом, груша высоко, картошка низко).
– Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия овощей, фруктов; глаголами, обозначающими действия (найди, прикрепи, сними); прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру (снежинка холодная)
Художественное творчество
– Развивать эстетическое восприятие.
– Рассматривать с детьми изображенное дерево, обращать их внимание на то, какое оно красивое, яркое, аккуратно сделано и нарисовано
Методическое пособие «Чудо-дерево»: основа сделано из фанеры, композиция сшита из ткани. Мелкие предметы прикрепляются к дереву с помощью липучки.
Игры и задания с использованием пособия «Чудо-дерево»
– Покажи ствол дерева.
– Покажи веточки дерева.
– Назови предмет.
– Назови предметы одним словом (геометрические фигуры).
– Найди большой и маленький круг.
– Найди геометрические фигуры красного цвета.
– Назови фрукты желтого цвета.
– Где растут фрукты?
– Где растут овощи?
– Прикрепи на дерево осенние листья.
– Назови цвет.
– Чего не стало?
– Покажи ствол дерева.
Само по себе «чудо-дерево» выглядит очень эстетично и является украшением группы.