Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Алия ЗАЛИЛОВА,

учитель английского языка лицея №2 им. академика К.А.Валиева г. Мамадыш

Моя педагогическая деятельность направлена на формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности. Это – цель моей работы. Поэтому я осуществляю преподавание английского языка через составляющие: креативность, глубокое знание предмета, коммуникативность, толерантность, критичность мышления и, конечно, адаптацию в социуме. И в этом мне помогает использование технологии критического мышления.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопроcы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения:

– способность оценивать cитуацию с различных точек зрения и воспринимать информацию с разных позиций;

– критически анализировать свою деятельность.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технологические этапы

1-я фаза – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой неизвестной информации, определение направления в изучении темы).

На этом этапе я обычно предлагаю учащимся рисунок или фото, либо высказывание, по которым они определяют тему урока. Затем учащиеся актуализируют свой опыт, систематизируя имеющиеся у них знания. Здесь целесообразно применять так называемую «мозговую атаку». Учащиеся могут работать и в малых группах, выдвигают свои идеи. Итог их совместной деятельности ребята изображают в виде кластеров, где центральный элемент – изучаемая тема, а остальные элементы – идеи, связанные с этой темой, т.е. уже известная ученикам информация.

Представители групп зарисовывают на доске кластеры и объясняют их. Затем кластеры объединяются в один рисунок. «Мозговая атака» и кластеры способствуют формированию интереса к теме. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на конкретные вопросы до стремления расширить знания по теме в целом.

2-я фаза – «Реализация смысла» (получение новой информации, cоотнесение старых знаний с новыми).

На этом этапе я предлагаю учащимся текст, в котором они найдут новую информацию. Я заметила, что в процессе чтения (особенно больших, информативных текстов, на средней ступени обучения) интерес учащихся быстро ослабевает, а информация запоминается с трудом. В технологии критического мышления важно не запомнить информацию, а уметь проанализировать её, отметить в ней что-то полезное для cебя. Поэтому при чтении я использую различные таблицы. В процессе чтения учащиеся заполняют их, систематизируя и распределяя новую информацию. В зависимости от текста таблица может выглядеть так:

I knew it before… I have learnt that…

3-я фаза – «Рефлексия» (суммирование и систематизация новой информации).

На этом этапе учащиеся делятся тем, как они заполнили таблицу, обсуждают, сравнивают, оценивают, как они могут применить эти знания в жизни.

Результатом этой работы может быть написание короткого эссе, мини-сочинения на предложенную тему учителем, или учащиеся могут найти дополнительную информацию по теме, причём именно ту, что заинтересовала их больше всего, но которая не была достаточно широко освещена в прочитанном тексте.

Выбор методов, форм и приёмов работы учителя по организации образовательно-воспитательного процесса на уроках английского языка

На уроках английского языка целесообразно использовать следующие приёмы:

  1. «Мудрые совы».

Прочитать текст и выбрать из текста все новые слова, найти перевод, записать в алфавитном порядке, можно их классифицировать: вредное-полезное, живое-неживое, съедобное-несъедобное, в быту-в природе и т.д.

  1. 2. Чтение с пометками.

Задание: прочитать текст и сделать пометки карандашом:

+ Знаю.

– Не знаю.

! Меня удивило.

? Я не понял.

  1. «Главная жизненная мудрость».

Из текста выбрать фразу, отражающую главную мысль (the main idea).

  1. Поучительный вывод.

Какой вывод вы сделали для себя, прочитав текст или что из того, что прочитали, вам пригодится.

  1. 5. «Слово за словом».

Игра как в города, только не по последней букве, a по слову в предложении (не выходя из основной темы).

  1. 6. Использование приёма синквейн. Это особый тип стихотворения, состоящий из 5-и строк. За годы работы в школе я поняла, что способность резюмировать, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Этот приём позволяет учащимся развивать умение описывать предмет или явление в кратких выражениях и рефлексировать. Слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти cтрок. Знакомство учащихся с синквейнами начинаю с объяснения, как пишутся такие стихи.

1-я строка – название синквейна (например, тема – food).

2-я строка – два прилагательных (tasty, excellent).

3-я строка – три глагола (to eat, to prepare, to cook).

4-я строка – фраза на тему синквейн (I want to eat very much!).

5-я строка – существительное (dinner).

Затем привожу несколько примеров. После этого разбиваю класс на группы и предлагаю учащимся несколько синквейнов. Наиболее эффективно составление синквейнов при работе в парах внутри группы. Называю тему нашего синквейна. Каждому ученику даётся 5 – 7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он поворачивается к соседу, и из 2-х синквейнов они составляют один, с которым будут оба согласны. Я считаю, что этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы одноклассники слушали друг друга и извлекали из произведений, составленных товарищами, идеи, которые они могут сопоставить и увязать со своими.

Технологию развития критического мышления также можно успешно использовать и на уроках домашнего чтения, либо в конце большого раздела учебника для закрепления темы.

Цель своей работы вижу в том, чтобы мои ученики умели оценивать себя и своё место в мире, понимали других людей, а так же закономерности мира, в котором они живут.