Технология развития критического мышления на уроках английского языка
Алия ЗАЛИЛОВА,
учитель английского языка лицея №2 им. академика К.А.Валиева г. Мамадыш
Моя педагогическая деятельность направлена на формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности. Это – цель моей работы. Поэтому я осуществляю преподавание английского языка через составляющие: креативность, глубокое знание предмета, коммуникативность, толерантность, критичность мышления и, конечно, адаптацию в социуме. И в этом мне помогает использование технологии критического мышления.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопроcы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения:
– способность оценивать cитуацию с различных точек зрения и воспринимать информацию с разных позиций;
– критически анализировать свою деятельность.
Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технологические этапы
1-я фаза – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой неизвестной информации, определение направления в изучении темы).
На этом этапе я обычно предлагаю учащимся рисунок или фото, либо высказывание, по которым они определяют тему урока. Затем учащиеся актуализируют свой опыт, систематизируя имеющиеся у них знания. Здесь целесообразно применять так называемую «мозговую атаку». Учащиеся могут работать и в малых группах, выдвигают свои идеи. Итог их совместной деятельности ребята изображают в виде кластеров, где центральный элемент – изучаемая тема, а остальные элементы – идеи, связанные с этой темой, т.е. уже известная ученикам информация.
Представители групп зарисовывают на доске кластеры и объясняют их. Затем кластеры объединяются в один рисунок. «Мозговая атака» и кластеры способствуют формированию интереса к теме. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на конкретные вопросы до стремления расширить знания по теме в целом.
2-я фаза – «Реализация смысла» (получение новой информации, cоотнесение старых знаний с новыми).
На этом этапе я предлагаю учащимся текст, в котором они найдут новую информацию. Я заметила, что в процессе чтения (особенно больших, информативных текстов, на средней ступени обучения) интерес учащихся быстро ослабевает, а информация запоминается с трудом. В технологии критического мышления важно не запомнить информацию, а уметь проанализировать её, отметить в ней что-то полезное для cебя. Поэтому при чтении я использую различные таблицы. В процессе чтения учащиеся заполняют их, систематизируя и распределяя новую информацию. В зависимости от текста таблица может выглядеть так:
I knew it before… I have learnt that…
3-я фаза – «Рефлексия» (суммирование и систематизация новой информации).
На этом этапе учащиеся делятся тем, как они заполнили таблицу, обсуждают, сравнивают, оценивают, как они могут применить эти знания в жизни.
Результатом этой работы может быть написание короткого эссе, мини-сочинения на предложенную тему учителем, или учащиеся могут найти дополнительную информацию по теме, причём именно ту, что заинтересовала их больше всего, но которая не была достаточно широко освещена в прочитанном тексте.
Выбор методов, форм и приёмов работы учителя по организации образовательно-воспитательного процесса на уроках английского языка
На уроках английского языка целесообразно использовать следующие приёмы:
- «Мудрые совы».
Прочитать текст и выбрать из текста все новые слова, найти перевод, записать в алфавитном порядке, можно их классифицировать: вредное-полезное, живое-неживое, съедобное-несъедобное, в быту-в природе и т.д.
- 2. Чтение с пометками.
Задание: прочитать текст и сделать пометки карандашом:
+ Знаю.
– Не знаю.
! Меня удивило.
? Я не понял.
- «Главная жизненная мудрость».
Из текста выбрать фразу, отражающую главную мысль (the main idea).
- Поучительный вывод.
Какой вывод вы сделали для себя, прочитав текст или что из того, что прочитали, вам пригодится.
- 5. «Слово за словом».
Игра как в города, только не по последней букве, a по слову в предложении (не выходя из основной темы).
- 6. Использование приёма синквейн. Это особый тип стихотворения, состоящий из 5-и строк. За годы работы в школе я поняла, что способность резюмировать, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Этот приём позволяет учащимся развивать умение описывать предмет или явление в кратких выражениях и рефлексировать. Слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти cтрок. Знакомство учащихся с синквейнами начинаю с объяснения, как пишутся такие стихи.
1-я строка – название синквейна (например, тема – food).
2-я строка – два прилагательных (tasty, excellent).
3-я строка – три глагола (to eat, to prepare, to cook).
4-я строка – фраза на тему синквейн (I want to eat very much!).
5-я строка – существительное (dinner).
Затем привожу несколько примеров. После этого разбиваю класс на группы и предлагаю учащимся несколько синквейнов. Наиболее эффективно составление синквейнов при работе в парах внутри группы. Называю тему нашего синквейна. Каждому ученику даётся 5 – 7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он поворачивается к соседу, и из 2-х синквейнов они составляют один, с которым будут оба согласны. Я считаю, что этот методический приём вписывается в концепцию взаимодействия и сотрудничества в образовательном процессе, расширяя арсенал парных и групповых форм деятельности. Кроме того, он требует, чтобы одноклассники слушали друг друга и извлекали из произведений, составленных товарищами, идеи, которые они могут сопоставить и увязать со своими.
Технологию развития критического мышления также можно успешно использовать и на уроках домашнего чтения, либо в конце большого раздела учебника для закрепления темы.
Цель своей работы вижу в том, чтобы мои ученики умели оценивать себя и своё место в мире, понимали других людей, а так же закономерности мира, в котором они живут.