Театр в школе: Эхо военных лет – к 80 –летию Великой Победы
(Сценарий мастер—класса)
Алсу ЗИГАНШИНА,
педагог-организатор
Тюлячинской
средней школы РТ
Цель: Показать педагогам возможности театрального искусства в школе для эмоционального и глубокого осмысления темы Великой Отечественной войны, развития патриотизма и уважения к истории.
Целевая аудитория: педагоги-организаторы.
Продолжительность: 25 минут
Материалы: • Презентация с теоретической частью, фотографиями военных лет.
Небольшой реквизит: пилотки, платки, письма-треугольники, свечи. • Аудиозаписи песен военных лет (тихая фоновая музыка, песни для разучивания).
- Видеофрагменты (желательно, школьных) театральных постановок на военную тематику, отрывков из известных фильмов.
Декорация: дерево, ширма.
План мастер—класса:
- Приветствие и погружение в тему (1 мин)
2.Теоретическая часть: Почему тема войны важна для современных школьников? (2 мин)
- Практическая часть 1: Эмоции и память – актерские техники для передачи чувств (3 мин)
- Практическая часть. От текста к сцене – создание небольшого театрального этюда (15 минут)
- Подведение итогов, вопросы и ответы (5 мин)
Подробный сценарий:
- Приветствие и погружение в тему ( 1 мин)
– Здравствуйте, уважаемые члены жюри, дорогие мои коллеги. Я буду говорить на двух государственных языках, так как я работаю с татароязычними детьми. Если будут проскальзывать татарские выражения, думаю все поймут. Сегодня на мастер–классе по актерскому мастерству поговорим о важном – о памяти, о войне, о Победе. Вместе с вами окунемся в атмосферу военных лет. В юбилейный год Великой Победы тема сохранения исторической памяти особенно актуальна. Как донести до современных школьников всю трагедию и героизм тех лет? Как пробудить в них чувство уважения к подвигу предков?
– Сейчас я попрошу каждого из вас поделиться одной ассоциацией, которая возникает у вас при словах «Великая Отечественная война».» (Собираю ответы участников, создаю атмосферу сопричастности).
- Теоретическая часть: Почему тема войны важна для современных школьников? (2 минуты)
– «Почему так важно говорить с детьми о войне? Ведь это тяжелая и болезненная тема. Но, к сожалению, забывать ее нельзя.
- Включаю презентацию
Слайд 1: Название «Театр в школе: Эхо военных лет – к 80–летию Великой Победы»
Слайд 2: Сохранение исторической памяти: «Театр помогает передать правду о войне, сохранить память о героях и жертвах, не допустить искажения истории.»
Слайд 3: Формирование патриотизма: «Театр воспитывает чувство любви к Родине, гордости за свой народ, готовность защищать свою страну.»
Слайд 4: Воспитание нравственных ценностей: «Театр помогает детям осознать ценность мира, добра, сострадания, справедливости, человечности.»
Слайд 5: Развитие эмоционального интеллекта: «Театр позволяет детям прочувствовать трагедию войны, понять чувства людей, переживших ее, развить эмпатию и сострадание.»
Слайд 6: Альтернатива сухим фактам: «Театр делает изучение истории более живым и эмоциональным, помогает детям лучше усваивать информацию.»
– Театр – это уникальный инструмент, который позволяет говорить о войне не только с помощью фактов и цифр, но и с помощью образов, эмоций, чувств. Это помогает детям пропустить историю через себя, сделать ее личной и значимой.»
– Итак, перейдем к практической части нашего мастер класса. Представим себе, что мы артисты. И перед тем, как выйти на сцену и сыграть какую–то, хоть небольшую роль, мы должны наладить контакт между собой. Для этого начнем разминку, заодно и познакомимся друг с другом поближе.
- Практическая часть 1: Эмоции и память – актерские техники для передачи чувств (3 мин)
РАЗМИНКА
–Дорогие мои артисты, я вас так называю, потому что мы педагог–организаторы по сути артисты, при работе с детьми какие только роли не выполняем. Мы расходимся с вами по залу, просто заполняем пространство и ходим. При движении смотрим друг другу глаза, зрительно почувствуем партнера и здороваемся. Пожелаем хорошего настроения. (Показываю)
(Музыка)
– А теперь не прекращая движение, то ускоряемся, то замедляемся. Это упражнение для чувства ритма, что не мало важно при работе с детьми на сцене. Попробуем двигаться быстрее, а теперь помедленнее.
(Музыка меняется)
- Практическая часть. От текста к сцене – создание небольшого театрального этюда (15 минут)
– Молодцы, а теперь давайте все соберемся в круг, для обсуждения нашей главной темы мастер класса. Как вы понимаете значение фразы «Театр как машина времени»? (ответы)
–Да и мы с вами прямо сейчас перевоплотимся в то время. Представим себя в роли выпускников школы 1941 года, все такие счастливые, собрались после последнего звонка встречать рассвет.
Я вам раздаю по одному высказыванию. А вы должны придумать продолжение, и продолжить мысль. И это у нас упражнение на воображение, что необходимо каждому артисту.
(Раздаю, читают вслух)
1: Какое утро! рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь…..
2: Вот и пролетело детство. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, одноклассники! Что нас ждёт впереди?
3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто–то даже замуж выскочит.
- Я не тороплюсь замуж, хочу стать педагогом в нашей школе.
- А я мечтаю стать врачом. хочу приносить людям добро.
5 А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!
- Да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка. У меня их три. Я мечтаю быть актрисой, главное хорошо выступить перед комиссией.
- Ребята, а давайте фотографируемся!
- Внимание! Исторический момент. Запомните 21 июня 1941 года. Наш 10 а класс.
- Нас всего 9 девочек и 1 мальчик.
- Мы мечтаем о будущем, о любви. Через пять лет стать учителями, врачами, артистами…
– Молодцы, С воображением у нас отлично. А теперь эти же высказывания попробуем выговорить с карандашами во рту. Поместите карандаш под верхними клыками, так, чтобы вы смогли спокойно и четко сказать звук «Р» Далее произносите свой текст. Упражнения с карандашом помогают укрепить мускулатуру щек, губ, верхнего неба и языка, улучшают дикцию и речь. Я часто применяю это упражнение с детьми.
(Упражнение на дикцию) (Раздаю карандаши, салфетки)
–Дорогие мои друзья, теперь давайте попробуем создать небольшой театральный этюд на военную тему «Последняя счастливая ночь перед войной». Мы только что с вами выучили свой текст, но режиссерская задумка в том, в конце девушки провожают своего одноклассника на войну. Важно передать не только слова, но и не высказанное.
– Какая театральная постановка без реквизитов, я привезла волшебный старинный чемодан, где вы сможете найти все необходимые вещи. Дается время на перевоплощения 3 минуты.
(участники переодеваются, фартуки, бантики, косынки)
– Уважаемые члены жюри, пока наша творческая группа готовится, предлагаю вам тоже побывать в роли артистов, выполним одно задание «Ожившая фотография»
Я покажу вам фотографию военных лет. Ваша задача – выбрать одного из людей на фотографии и придумать его историю: как его зовут, чем он занимался до войны, о чем он мечтал, что с ним случилось.» (Показываю несколько фотографий, даю время на обдумывание (1 минуты), предлагаю участникам рассказать свои истории)
– Это упражнение помогает развить воображение и эмпатию, почувствовать себя на месте другого человека.»
– Итак, наши артисты готовы, декорация и афиша готова! зрители тоже ждут с нетерпением. Начинаем!
Музыка и голос за кадром ??
Прошло 80 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история.
Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было… 22 июня…Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году…
Громко звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года,
музыку сделать тихо
1: Какое утро! рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь….
2: Вот и пролетело детство. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди?
3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто–то даже замуж выскочит.
- Я не тороплюсь замуж, хочу стать педагогом в нашей школе.
- А я мечтаю стать врачом. хочу приносить людям добро.
5 А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!
- Да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка. У меня их три. Я мечтаю быть актрисой, главное хорошо выступить перед комиссией.
- Ребята, а давайте фотографируемся!
Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования
(Можно сфотографироваться с членами жюри, как с учителями)
- Внимание! Исторический момент. Запомните 21 июня 1941 года. Наш 10 а класс. Нас всего 9 девочек и 1 мальчик.
- Мы мечтаем о будущем, о любви. Через пять лет стать учителями, врачами, артистами…
(замирают на месте) Голос за кадром:
Мечтали, мечтали, мечтали…(ЭХО)
В тот день они ещё смеялись,
Любили зелень и огни.
Ни голос скрипок, ни рояли
Им не пророчили войны.
Ещё вчера эти девчонки и мальчишки списывали контрольные, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, читали Есенина и Грина, мечтали об алых парусах и прекрасных принцах, грезили о счастье, а завтра была война…
Звучит голос Левитана, объявляющего о начале войны, звучит песня «Священная война», выпускники уходят к постаменту, юноша надевает гимнастёрку и пилотку, автомат. Девушки провожают парня на войну.
- Подведение итогов
– Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, что вы почувствовали, как театр может помочь нам говорить о войне с детьми – говорить честно, искренне и эмоционально.
«Свеча памяти»
Участники становятся в круг. Передают свечу и говорят:
– Встаньте пожалуйста в круг, передаем свечу памяти и говорим свои мысли о сегодняшнем мастер-классе по актерскому мастерству
–Какие основные выводы вы сделали для себя?
–Что нового вы узнали?
–Какие идеи вы планируете использовать в своей работе?»
ИТОГ
– Помните, что театр – это не только развлечение, но и мощный инструмент для воспитания, для сохранения памяти и для формирования будущего поколения.
Я благодарю вас за активное участие и творческий подход! Пусть память о Великой Победе всегда живет в наших сердцах!
(Раздаю участникам на память георгиевские брошки, список полезных ресурсов: сайты с пьесами, книгами о войне, методическими рекомендациями по организации театральных постановок.
Для буклета
Дополнительные советы:
- Используйте визуальные материалы: Фотографии военных лет, видеофрагменты документальных фильмов помогут создать атмосферу того времени.
- Покажите примеры успешных школьных постановок: Это вдохновит участников и даст им представление о том, что можно сделать.
- Подготовьте музыкальное сопровождение: Песни военных лет помогут создать эмоциональный фон для упражнений и этюдов.
- Поощряйте эксперименты и творческий подход: Не бойтесь отходить от традиционных форматов, ищите новые способы рассказать о войне.
- Создайте атмосферу доверия и поддержки: Участники должны чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли и чувства.
