Создание условий для формирования элементарных представлений о дорожной безопасности у дошкольников

Ирина ЛИТОВКИНА,

старший воспитатель детского сада №99 г. Казани

Воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных организациях, согласно директивам ФГОС ДО ориентировано, помимо воспитания гармонично развитой личности, на формирование у детей способности к сохранению и укреплению своего здоровья, в частности – к соблюдению правил безопасного поведения в быту, на природе и в дорожно-транспортной среде. К сожалению, нарушение правил безопасного поведения в дорожно-транспортной среде продолжает оставаться причиной детского дорожно-транспортного травматизма, и одним из путей устранения этой причины является обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах и формирование готовности к их соблюдению.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшней день является одним из важных направлений деятельности дошкольного учреждения.

Всесторонне проанализировав ситуацию, становится очевидно, что недостаточно внимания уделяется созданию условий для понимания значимости деятельности по формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. В которых ребёнок проявлял бы социальную активность, то есть был бы готов с желанием участвовать в ней, развивал умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Работа в данном направлении требует системного и комплексного подхода.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

С целью организации различных видов деятельности, направленных на изучение правил дорожного движения подобрана система работы с детьми, родителями и социумом, на основе анализа содержания Программы ДОУ, методических пособий по данному направлению (материалов учебно-методических пособий ГБУ «НЦБЖД», Князева Н.Л., Стеркина Р.Б., Якунова А.М. «Безопасность на улицах и дорогах», Степаненко Э.Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» и др.).

Конечная цель реализации системы: формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения через создание специальных условий. При этом под условиями понимается:

– создание психолого-педагогических и материально-технических условий;

– поиск новых форм и методов формирования элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;

– развитие социальной активности и сознательности дошкольников в вопросах безопасности дорожного движения.

Чтобы сделать образовательный процесс занимательным, интересным, увлекательным, используя принципы сотрудничества и соразвития, необходимо найти наиболее эффективные методы формирования у воспитанников основ безопасного поведения на улицах города. Одним из таких методов, является проектный метод, в котором учитывается комплексное использование разнообразных форм работы с детьми.  Проект создаёт необходимые условия для активного участия в нём не только педагогов и воспитанников, но и их родителей.

Взаимодействие со старшими дошкольниками, выстраивается на основе проекта «Счастливая дорога!» (по технологиям Хромцовой Т.Г., Елжовой Н.В.), в котором предусматривается интеграция разных видов детской деятельности: игровой, чтение художественной литературы, художественное творчество, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, конструирование, беседы, ситуации общения, обыгрывание дорожных ситуаций, экскурсии. Работа над проектом начинается с создания «Копилки идей» в которой собраны: картотека вариантов решения проблемных ситуаций для дальнейшего обсуждения и анализа; материал для творчества и обыгрывания: плоские камешки с рисунками знаков дорожного движения, бросовый материал и т.п. Это способствует легкому и доступному овладению детьми новыми знаниями по соблюдению ПДД и применению их на практике, посредством моделирования и конструирования.

Важным для реализации данной работы, является преобразование развивающей предметно-пространственной среды. Для обеспечения целенаправленности и системности воспитательно-образовательного процесса, в групповых помещениях оборудованы уголки безопасности. В фойе детского сада оформлена магнитная доска, к которой разработано методическое пособие, охватывающее все возраста и различные дорожные ситуации. Чтобы заинтересовать дошкольников новым материалом, интерес к теме стимулируется через использование различных игр, фишек, мини-призов. Применение в совместной работе с детьми метода наглядного моделирования, и использование магнитной доски, позволяет эффективно отрабатывать и анализировать различные дорожные ситуации. Дополнительное оснащение (магнитные фигурки пешеходов, модели транспортных средств, светофоров, дорожных знаков), позволяет заинтересовать воспитанников и закрепить знания правил дорожного движения.

В работе с семьями воспитанников комплексно используем инновационные и нетрадиционные методы работы: дорожные шпаргалки, информационные бюллетени, оформление стендов с возрастными особенностями дошкольника – участника движения; развлечения и викторины в группах; творческие задания (создаются книжки-самоделки, выставки рисунков, акции). Учитывая, что важным аспектом в воспитании детей является формирование у них стремления в своих поступках следовать положительному примеру, ежегодно организуем конкурс по пропаганде ношения светоотражающих элементов «Заботливая мама», посвященного Дню Матери. Родители с большим желанием посещают досуги и заинтересованно относятся к обеспечению безопасности своих детей.

Реализуемый комплекс мероприятий по формированию представлений о правилах безопасности дорожного движения, позволяет достичь хороших результатов. Дети знают и соблюдают элементарные правила безопасного поведения в моделируемых ситуациях; с удовольствием принимают предложение исправить поворот событий, и анализируют причины последствий; применяют полученные знания на практике посредством этюдной переработки ситуаций; являются активными участниками акций по ПДД, призёрами и победителями конкурсов различных уровней организаций.