Создание муниципальных лабораторий профессионального развития
Создание муниципальных лабораторий профессионального развития
Рамиля ШАВАЛИЕВА,
заместитель начальника роно
Апастовского района РТ
Миссия муниципальной методической службы – быть в авангарде развития системы образования района.
Модернизация образования и творческие инновационные процессы в отрасли стимулируют к обновлению муниципальной методической службы.
В связи с нововведениями, особое значение приобретают вопросы усиления непрерывного характера обучения и профессионального развития методиста, руководителя, педагога как условие их активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества образования муниципального района.
На сегодняшний день, темпы научно-технического прогресса таковы, что мир изменяется и преображается буквально на глазах. Так же ускоряется и социально-экономическое развитие, и чтобы поспевать за всеми изменениями, необходимо постоянно развивать компетенции, для того, чтобы успешно достигать поставленных целей, грамотно использовать навыки, знания и способности в профессиональной деятельности и быть достойным конкурентом на рынке труда.
Безусловно, сегодня наиболее важна значимость роль учителя и актуально формирование у педагогов нового типа мышления — развития soft skills. Именно высокий уровень «мягких», социальных навыков является основой и гарантом профессиональной успешности педагога.
Был проведен опрос среди педагогов общеобразовательных организаций Апастовского муниципального района и мы пришли к следующему выводу: 19% педагогов не обладают информацией о возможности применения в своей деятельности soft skills и не применяют их на практике, 10% вообще не интересуется проблемой, т. к. просто не знают, что это такое, но 71% имеют намерение и желание повысить свою компетентность по данному направлению.
Педагоги не очень охотно, активно и результативно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, социальных проектах, методической работе. Низкий уровень навыков soft skills у педагогов не дает возможности раскрыться учительскому потенциалу в полной мере.
Проблема заключается в существующих противоречиях между запросом общества на личность педагога, обладающего развитыми на высоком уровне soft skills и опорой в различных учреждениях образования лишь на формирование hard-skills, которые формализованы, технически ограничены выполняемой профессиональной деятельностью, что приводит к психологической напряженности и снижению психологической безопасности педагогов в образовательной организации.
Для повышения результативности педагогической и методической деятельности является именно высокий уровень «мягких», социальных навыков.
В основу организации развития педагогов взяты наиболее распространенные профессиональные дефициты, выявленные в рамках апробации диагностики профессиональных компетенций педагогических работников https://ca-tatar.ru/Analitic.html и включены в работу целевых муниципальных лабораторий профессионального развития: по повышению компетентности педагогов гуманитарного цикла по читательской грамотности; по повышению компетентности педагогов естественно-научного цикла; по повышению компетентности учителей родного татарского, чувашского языков и литературы по универсальным-учебным действиям; по повышению компетентности педагогов по цифровизации; по повышению компетентности педагогов по проектной деятельности; по повышению профессионального развития педагогов “Продвижение”.
Профессиональные навыки, безусловно, важны, но они сами по себе не помогают в одиночку. Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки, именно эти качества помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей методической работе.
Реализуя муниципальный проект через создание целевых муниципальных лабораторий, мы уверены в том, что сможем повысить профессиональные компетентности наших педагогов.
Представленный проект имеет перспективы для развития вследствие своей актуальности, позволяя решать комплекс проблем: повышение компетентности педагогов, повышение качества образования Апастовского муниципального района.
После анализа реализации проекта в образовательных организациях появится возможность стать ресурсными площадками для распространения опыта и организации сетевого взаимодействия с заинтересованными образовательными организациями.
Представленный проект универсален, поскольку может быть реализован на базе любой образовательной организации через адаптацию модели к имеющимся условиям. Подходы к реализации данных моделей могут варьироваться в зависимости от возможностей и необходимых задач каждой образовательной организации.