Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФГОС ОО

№ 175

Милавша НАЗМУТДИНОВА,

зам. директора по национальным вопросам гимназии №10 г. Зеленодольска, учитель татарского языка и литературы I квалификационной категории

Современные  подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Особенно важно это тогда, когда учитель обучает татарскому языку, не владеющих татарским языком.

Преподавание татарского языка в современных условиях требует от учителя совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведению диагностики уровня владения татарским языком. Инновационный подход требует от каждого учителя овладения методикой преподавания татарского языка, понимания, что законы татарского языка учащиеся воспринимают через призму законов русского языка, а это является причиной многих орфографических и даже пунктуационных ошибок. Стало традицией отработка орфографической зоркости учащихся через словарные диктанты, фонетический разбор слов, исследовательские задания, комментирование орфограмм. Использование ИКТ в процессе обучения способствует повышению интереса к татарскому языку, созданию необходимого эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности, развитию умения  самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы, как функциональной грамотности.

Использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика. Во время проведения уроков татарского языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т.д.). Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы в группе учащихся, которые хорошо владеют татарским языком,  что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.

Современные подходы к преподаванию татарского языка требуют   организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся. Одной из форм исследовательской деятельности учащихся на уроке можно считать сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском и на татарском языке. Особенно эффективны такие работы при изучении лексики, фонетики, морфологии, стилистики, при редактировании собственных текстов.

Инновационные подходы к преподаванию татарского языка  для детей обучающихся в русской школе требуют качественно иного отношения к предмету преподавания. Татарский язык является носителем культуры, традиций  татарского народа. Целесообразно преподавать его как феномен культуры, овладеть методикой преподавания предметов культурологического цикла. Для уроков татарского языка можно использовать проектные уроки, уроки-дебаты, дискуссии, деловые игры и т.д. Метод проектов позволяет развить функциональную грамотность:

– навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов;

– ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным;

– логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы;

– умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, опираться на ранее изученный материал.

Дискуссия в форме дебатов может быть эффективной в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, мнения участников чётко определены и резко отличаются друг от друга. Цель дискуссии – научить учащихся спокойно, корректно высказывать мнения на лингвистическую тему, приводить аргументы с целью развития функциональной грамотности.

рфф1

рфф2

Основными принципами современного урока татарского языка можно назвать следующие:

– опора на возрастные психологические особенности школьников; урок должен быть обращён к каждому ученику, учитывать неповторимость, своеобразие каждого;

– приоритет развивающих форм обучения: не давать готовые знания, а учить добывать их самостоятельно, видеть в языковом явлении проблему и пытаться её решить;

– разнообразие форм урока, выбор наиболее эффективных методических приёмов, методов, исследовательский характер урока;

– чёткая структура урока, его сюжетность, взаимосвязь всех его частей; условно урок можно разделить на три части: вступление, вводящее школьников в проблему; движение темы, развитие, углубление её, позволяющие школьникам увидеть многоаспектность любой языковой проблемы; итог урока, выводы, коррекция усвоенных знаний;

– разнообразие форм опроса, опрос при этом органично вплетён в урок, подчинён его задачам;

– отработка норм выразительного чтения;

– яркая, образная речь учителя.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.