Современные форматы нравственно-патриотического воспитания на уроках математики

Зульфия ЛОКТИОНОВА, Гульмира ЗАКАРОВА,

учителя математики  средней школы №135 г. Казани

 

Патриотическое воспитание является приоритетным направлением развития современной школы, основой этого выступают официальные документы федерального уровня.

В.В.Путин определил «Патриотизм» – как главную общенациональную идею возрождения и объединения Российского общества.

Патриотизм, как чувство имеет внутреннюю структуру, состоящую из нескольких компонентов:

– любовь к своей стране;

– уважение к своему государству;

– любовь к своей малой родине.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, физического воспитания.

Задачи для реализации нравственно-патриотического воспитания:

– воспитать у учащихся любовь к своей семье, своему городу, к Родине;

– повысить духовно-нравственную культуру подрастающего   поколения;

– приобщить обучающихся к изучению героической истории человечества;

– развить чувства гордости за достижения страны;

– сформировать чувства уважения к другим народам.

Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, патриотическое воспитание должно осуществляться посредством каждого урока в современной школе. В своей работе мы рассматриваем возможность формирования патриотизма учащихся при обучении, в том числе и средствами уроков математики.

Духовно-нравственное воспитание формирует у человека:

– нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм);

– нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);

– нравственную позицию (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);

– нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);

– нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Цель работы: показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания.

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Мы на своих уроках реализуем данное направление через решение практических задач.  Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа. Под понятие «нравственного здоровья» можно составить различные уроки на тему «Вредные привычки» с заданиями на проценты, «Урок-спорт» с заданиями по данной теме, связанные с известными именами спортсменов, датами, событиями. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию. В своей работе предлагаем, как разработки отдельных уроков, так и дидактический материал, который можно использовать на различных уроках.

Методическая часть

Математика сегодня – важная составляющая общечеловеческой культуры. Математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче, учащимся определенной суммы знаний, формированию умений и навыков по предмету.

Математика учит:

– строить и оптимизировать деятельность;

– вырабатывать и принимать решения;

– проверять действия;

– исправлять ошибки;

– различать аргументированные и бездоказательные утверждения;

видеть манипуляцию;

– противостоять манипуляции.

Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит

  1. систематическому напряжению умственных усилий,
  2. настойчивости в преодолении трудностей

При этом воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. .

Обучение математике требует от школьников:

– умственных и волевых усилий;

– развитого внимания;

– отточенного логического мышления;

– активность;

– творческой инициативы;

– умений коллективного учебно-познавательного труда.

Мы хотим представить вам материал, в котором содержатся практические навыки по воспитанию патриотизма на уроках математики.

На уроках   воспитание осуществляется с помощью четырех факторов:

– содержание образования;

– методы и формы обучения;

– использование случайных и специально созданных воспитывающих ситуаций;

– личность самого учителя.

Использовать преподавание математики в воспитательных целях, определенно сложнее, чем в случае большинства других наук. Основные направления, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию учащихся:

– проведение нестандартных уроков;

– использование историко-математического материала;

– решение прикладных задач;

– внеурочная деятельность.

Вот некоторые формы работы в направлении патриотического воспитания, которые применяются в контексте совершенно разных тем.

  1. I. Духовно-нравственное воспитание на уроках можно реализовать через использование эпиграфов. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и эпиграфов высказывания культурно-развивающегося содержания:

– «Математика есть прообраз красоты мира».

– «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым».

– «Арифметика и геометрия нужны каждому воину»;.

По праву достойна в стихах быть воспета

О свойствах корней теорема Виета.

Что лучше, скажи, постоянства такого,

Умножишь ты корни – и дробь уж готова.

В числителе С, в знаменателе А.

А сумма корней тоже дроби равна.

Хоть с минусом дробь, что за беда?

В числителе В, в знаменателе А.

– «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

Духовно-нравственное воспитание реализуется через исторический материал, биографии ученых, таких как М.В.Ломоносов. С.В.Ковалевской, жизнь и деятельность которой является примером нравственности, самопожертвования, решение различных задач с практическим содержанием. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического   воспитания, интегрированные уроки математики и литературы, биологии.  А можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или прочитать стихотворение, просмотреть презентацию. Например,

1) Фрагмент урока «Соложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (5 класс).

– Прочитайте высказывание, записанное на доске: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

– Как вы понимаете эти слова? (Высказывают своё мнение.)

– Эти слова сказал М.В.Ломоносов. Что вы слышали о нём? (Ответы.)

– М.В.Ломоносов – великий русский учёный, который с детства очень хотел учиться, но возможности такой не имел, потому что его родители были бедными людьми. Он пешком из далёкого северного села в Архангельской губернии пошёл в Москву учиться. Ему приходилось и учиться, и работать, но, преодолев все трудности, Ломоносов стал видным учёным, сделавшим очень много для развития русской науки. Он основал первый русский университет, который до сих пор носит его имя.

– Какими нравственными качествами обладал М.В.Ломоносов? (Ответы.)

За свою жизнь этому человеку довелось во многом стать первым, в том числе и первым.… А кем, вы мне сами сейчас скажете, когда расшифруете слово.

Задание. Расставьте дроби в порядке возрастания. (Задание отпечатано на листочках отдельно для каждого)

(1/12, 3/12, 4/12, 5/12, 7/12, 8/12, 10/12, 11/12, 12/12) (Слово “профессор”)

– Да, действительно, М.В.Ломоносов был первым русским учёным, которому присвоили это высокое научное звание. Надеюсь, что подобные примеры из жизни замечательных людей помогут вам убедиться в том, что учиться нужно обязательно, тем более у вас для этого есть все возможности.

Уроки проводятся, приуроченные к историческим датам (математика и космос) или проводятся по различной воспитательной направленности (краеведение, здоровье, патриотизм).

2) 12.04. – День космонавтики. В связи с этим событием как не вспомнить о Ю.А. Гагарине, сделавшем первый облет земли в космосе и о дальнейших космических экспериментах и достижениях отечественной космонавтики! Числовые данные о длительности полета, скорости ракеты, конечно же, используем при составлении задач вместе с учащимися. По данной теме мы с учащимися провели конкурс по составлению «космических задач» (рисунки прилагаются).

Одним из типов таких задач являются задачи на установку соответствия ответов к заданным примерам букв алфавита. Решение даже самого «скучного» примера на вычисление оживает, активизирует ученика, способствует развитию личностных УУД.

Задача: Расшифруйте название космического корабля поставив в соответствие ответам буквы.

(4,75+3,25)* 0,9=

(3,2 : 4)*0,7 =

(0,5*5+2,5)*0,5 =

(78: 2,6)*0,1 + 1,5 =

5,6 7,2 4,5 2,5
О С З Ю

 

Дидактическая часть

 

Патриотические задачи

Говоря о духовно-нравственном воспитании учащихся нельзя не остановиться на военно-патриотическом воспитании.

  1. Проводя обобщающий урок по теме «Равнобедренный треугольник» (геометрия, 7 класс) мы включаем в план урока раздел «Практическое применение треугольников». Кроме красивых фронтонов крыш это еще и форма писем, приходивших с фронта.

Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт.

Определите вид этого треугольника (прямоугольный, равнобедренный). Сейчас мы научим вас складывать треугольное письмо. А Вы можете написать небольшое письмо солдату, подарившему нам мир, поблагодарить за Победу. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был страничный листик из школьной тетрадки. Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату. После этого лист разворачивался, и писалось письмо.

Давайте сложим такое письмо по схеме.

Можно предложить ученикам написать письма солдатам, мобилизованным СВО, украсив их георгиевской лентой. Такая работа не оставляет равнодушным ни одного ученика, воспитывает глубокие чувства уважения, благодарности, сопереживания старшему поколению, формирует верность традициям прошлого, развивает патриотические чувства, учит подростков гордиться своим народом.

Краеведение

Сегодня современному школьнику необходимо не одностороннее воспитание, а целостный подход к формированию личности. Поэтому перед школой стоит задача сделать учебный процесс более значимым для учащихся, помочь находить доброе и прекрасное там, где мы живем. Тогда в сердце ребят на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства, о своей «малой родине

Одним из ведущих направлений формирования духовно-нравственного сознания детей является краеведение. Казань имеет неповторимые черты, присущий только ей архитектурный облик. Об этом говорят работы историка архитектуры В.П.Остроумова «Казань. Очерки по истории города и его архитектуры» (КГУ, 1978 г.) и С.С.Айдарова «Архитектурное наследие Казани» (Казань, 1978 г.). Средневековые рисунки донесли до нас образ прекрасной, ни с чем не сравнимой великой Казани. На них можно увидеть многочисленные остроконечные башни-минареты, величественный белокаменный укрепленный дворец казанского хана, многокупольные каменные бани и много чего еще. Кроме архитектуры этот город славится известными учеными в области математики. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграла казанская школа математиков. Ее успех связан с именами таких ученых, как Н.И.Лобачевский, В.Г.Имшенецкий, А.Ф.Попов, Ф.М.Суворов, А.В.Васильев, П.С.Порецкий, П.С.Назимов, А.П.Котельников, Д.М.Синцов. Любовь к родному городу и к «Царице наук» сыграла огромную роль в разработке краеведческих математических задач.

Задача 1. О Казанском авиационном заводе.

Казанский самолет Ту-160 без дозаправки преодолевает 12 тыс. км, развивая максимальную скорость за 5 ч. Какова его максимальная скорость?

Задача 2. Об истории города.

Казань – город в России, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги. Город был основан в 1005 году как пограничная крепость на севере Волжской Булгарии. Сколько лет со дня основания исполнится Казани в 2023 году? В каком году жители города праздновали Миллениум?

Задача 3. О статусе города.

Город Казань имеет зарегистрированный бренд «Третья столица России». Третья после двух признанных столиц Москвы и Санкт-Петербурга. Во сколько раз площадь Казани меньше площадей Москвы и Санкт-Петербурга, если известно, что площадь Москвы составляет 2561 км2, площадь Санкт Петербурга на 1122 км2 меньше площади Москвы, а площадь Казани на 801 км2 меньше площади Санкт-Петербурга? (Ответ округлить до целых.)

Задача 4. О населении города.

По данным Росстата на 2022 год численность населения Москвы составляет 12.678466 человек, что на 7258794 человек больше, чем численность Санкт-Петербурга. Найдите численность населения Казани, если известно, что она меньше численности Санкт-Петербурга на 4117499 человек?

Задача 5. О культуре.

Казань – культурный центр республики. На карте города огромное количество объектов, формирующих культурное многообразие столицы. И с каждым днем таких объектов становится больше. Так, в Казани открыты двери 34 музеев, 9 театров, 8 концертных залов, библиотек на 17 больше, чем музеев, детских школ искусств на 1 меньше, чем библиотек, дворцов культуры в 2 раза больше, чем концертных залов. Сколько всего культурных центров можно посетить в Казани?

Задача 6. О спорте.

Казань – спортивная столица России. Она не раз становилась центром крупных спортивных событий. Инфраструктура города включает 15 стадионов, 15 ледовых арен, 67 бассейнов, 385 спортзалов, 596 спортплощадок. Украшением города является стадион «Казань арена» вместимостью 45379 человек. Найдите площадь футбольного поля стадиона, если его длина 105 м, а ширина 68 м.

Задача 7. О климате.

Климат Казани – умеренно-континентальный с тёплым летом и умеренно холодной зимой. Так, средняя температура января -11°С, февраля -10°С, марта -5°С, апреля +5°С, мая +14°С, июня +18°С, июля +21°С, августа +20°С, сентября +12°С, октября +5°С, ноября -2°С, декабря -8°С. Найдите среднегодовую температуру воздуха Казани.

Заметный воспитательный эффект на уроках математики (как и всякой другой науке) можно достигнуть только при условии, что учитель

– не только хорошо знает свой предмет и его историю;

– не только имеет педагогический такт и опыт;

– сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые мы собираемся воспитывать в своих учениках.

Используя описанные приёмы на уроках, можно достичь определённых результатов:

– гордость за великих соотечественников и за свою страну, воспитание патриотизма;

– интерес к истории своей малой Родины;

– формирование у детей здорового образа жизни;

– повышение интереса учащихся к математическим наукам.

В заключении хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать ЕГЭ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, и, следовательно, прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.