Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях

(Консультация для родителей)

Римма САЙДЯШЕВА,

воспитатель детского сада №298 г. Казани

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства»

И.Соколов-Микитов

«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующие взгляды, вкусы, писал Ч.Дарвин, – утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в семье.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта и железобетонных конструкций.

Да и природа все больше «притесняется» разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера, загрязняются земля, вода в реках и морях.

Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать на природу, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А родителям, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам к красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней.

Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения на первый взгляд малыша безжизненны. Задача родителей – помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержатся дома. Приучая ребенка к регулярным наблюдениям, показывайте ему окраску и рисунок на листьях. Даже зеленый цвет бывает у растений разным (сравните, к примеру, темную зелень кливии или аспидистры более светлыми ее тонами). Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков можно увидеть на листьях растений. Великолепное зрелище представляет собой цветущее растении. На цветущем растение хочется смотреть, не отводя глаз. Каждый цветок это удивительное чудо природы. Постарайтесь научить ребенка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растения, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания. Приобщаясь к миру комнатных растений, ребенок постигает тайны жизни и узнает новые формы ее проявления, учится отличать здоровое растение от слабого.

Красота – признак здоровья. В мире растений это связь проявляется особенно отчетливо. Растение с вытянувшимися стеблями и бледными, редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя назвать красивыми.

Следовательно, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Маленькие дети любят действовать.

Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребенка привлекают яркие образы и смена событий. Этими его особенностями следует воспользоваться: предложите малышу заняться поливкой растения.

– Хочешь посмотреть, как я поливаю цветы? Пойдем! У меня лейка с водой. Я налью воду в каждый горшок. Сначала нужно показать ребенку интересные действия с водой. Взрослый поливает, а ребенок наблюдает за ним. Обратите внимание на то, как вода пропадает из горшка и появляется на поддоне.

– Ты видел, как я поливаю растения? – спрашивает взрослый в следующий раз – хочешь помочь мне сегодня? Ребенок, конечно, соглашается: он всегда готов действовать. Взрослый помогает ему держать лейку и поливать, поясняя при этом:

– Носик лейки нужно опустись низко, к самой земле; воды налить столько, чтобы смочила всю землю. Затем взрослый предлагает.

– А зачем мы поливаем растения? Не спишите помочь с ответом – пусть ребенок подумает, посмотрит на цветы, выскажет свои предложения. Только после этого объясните ему, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся все красивее.

Ребенок обязательно должен увидеть растения в период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, украшает дом, радует взгляд, создает хорошее настроение. Постарайтесь научить ребенка замечать эту красоту. Вы заметите бутоны еще в их зародышевом состоянии, но не спешите показывать ребенку, а вот когда бутоны станут крупными, следует подвести к растениям и предложить ему внимательно посмотреть, не появилось ли на них что-то необычное, новое, интересное. Ему будет приятно самостоятельно обнаружить что-то новое. Если ребенок ничего не заметит, покажите ему бутоны и объясните, что скоро из каждого бутона распустится цветок.

Учите ребенка смотреть и любоваться издалека и близи, среди других цветов и в одиночестве на полке.

– Пойдем, посмотрим, есть ли еще цветок на нашем растении?

– Иди, посмотри на наше цветущее растение, — предлагает взрослый ребенку.

Ребенку будет интересно узнать названия растений. Например, показывая малышу 3 – 4 лет бальзамин, расскажите, что это растения называют в народе «огонек».

Если оно цветет, предложите посмотреть издали, чтобы увидеть сходство цветов, имеющих малиновую окраску, с огоньками.

Наблюдения за комнатными растениями необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка, например с рисованием. Не обязательно быть художником. Взрослый рисует и одновременно объясняет, показывает ребенку свои способы изображения. Результат, каким бы он ни был, наверняка удовлетворит малыша.

Одним из видов практической деятельности ребенка должно быть его участие в непосредственном уходе за растениями. Важно, чтобы ребенок занимался этим регулярно и осваивал различные трудовые действия.

Для того, чтобы труд был ребенку в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые должны вести себя гибко, назойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность – еще не основная для дошкольника. В дошкольном возрасте труд – это прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения и получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Ребенок 3 – 4 лет трудится вместе с взрослым. При этом взрослый делает основную работу, а ребенок выполняет лишь несложные действия: держит лейку, тряпку, приносит их, наполняет водой маленькую лейку, сам поливает некоторые растения. Для ребенка такое доверие – награда. Обязательно хвалите малыша.

Используемая литература

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2001.
  2. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004.
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания /А.А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008.
  4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008.