Совершенствование инновационной работы с применением метода проектов на уроках технологии

№ 134

(В помощь молодым педагогам)

Данил ШАКИРЗЯНОВ,

учитель технологии высшей квалификационной категории лицея № 110 г. Казани

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Цель проектного обучения – это создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. Использование данной технологии предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нём. Учитель должен стать организатором проектной деятельности. Роль учителя – создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике (Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность учащихся в современной школе. //Образование в современной школе. – 2003. – № 9).

Творческий проект – это самостоятельная творческая работа учащихся. Учащиеся выполняют проекты по многим школьным предметам. В данной статье речь пойдет о творческих проектах по технологии в среднем звене общеобразовательных учебных заведений. Они отличаются от других школьных проектов содержанием и объемом выполняемых операций.

С примерным содержанием творческих проектов учащиеся знакомятся по подробно изложенным образцам в учебниках технологии V – VIII классов. Эти образцы позволяют формировать у учащихся полное представление о содержании и ходе выполнения творческого проекта. На их примере они могут выполнить свои проекты самостоятельно, что немаловажно для их развития как личность.

Изучая  творческие проекты, я заметил отсутствие единой формы содержания и на этапах обозначены только общие задачи, что затрудняет выполнение творческого проекта слабыми учащимися. Когда изучаем примеры творческих проектов, я акцентирую внимание учащихся на то, что в примерах изложены краткое содержание, ориентированное для начинающих.

Ориентируя их на необходимость интеллектуального роста и развития  мышления, возможности участия со своими проектами на различных мероприятиях и создания своего бизнеса в дальнейшем, я разработал и применяю более конкретизированный подход к этапам и содержанию творческого проекта.

Работа над творческим проектом состоит из 3 этапов:

I этап – поисковый

Я его называю поисково-подготовительным, потому что оба вида деятельности на этом этапе существуют. Это:

– выбор темы проекта;

– обоснование необходимости изготовления изделия;

– поиск и изучение информации;

– формулирование требований к проектируемому изделию;

– разработка нескольких вариантов изделия и выбор лучшего.

Сюда я считаю нужно вынести из технологического этапа и добавить:

– разработка конструкции и технологии изготовления, что более соответствует по характеру деятельности.

II этап – технологический:

– подбор материалов и инструментов;

– организация рабочего места;

– изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы и требований к проектируемому изделию.

III этап – заключительный:

окончательный контроль готового изделия;

– испытание изделия;

– анализ того, что получилось, а что нет;

– защита проекта.

Для более полного представления хода работ на этапах творческого проекта, я предлагаю руководствоваться следующим перечнем действий:

І. Организационно-подготовительный

1. Выбор темы творческого проекта.

Учащемуся предоставляется право свободного выбора темы творческого проекта. Тема проекта согласовывается с учителем.

Выбор темы должен основываться на:

– актуальности проблемы, выделении конкретной потребности;

– оценке  возможного решения проблемы;

– практической значимости будущего изделия;

– собственном интересе и способностях;

– соответствии требованиям безопасности;

– экономической целесообразности.

2. Осознание и формулирование цели и задач проекта.

Формулируя цель проекта следует помнить, что цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – пути её достижения.  

3. Планирование работы над проектом.

После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план проекта, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов, подлежащих освещению:

а) история, традиции, современные образцы;

б) ассортимент и стоимость предлагаемых товаров;

в) материалы и оборудование;

г) способы, приемы и технология изготовления;

д) конструирование и моделирование;

е) технологический процесс.

План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с учителем. В процессе работы над проектом план корректируется и уточняется.

4. Работа с литературой и ПК включает в себя:

а) отбор и изучение литературы по теме проекта;

При чтении книг, статей и журналов,  необходимый материал фиксируется в виде:

– цитирования с указанием источника информации, автора цитаты;

– ксерокопий или сканирования текста;

– конспектов статей.

б) сбор информации с помощью ПК из интернет-источников, его изучение, обобщение и редактирование;

Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях и ссылки на первоисточники записываются для последующего составления списка литературы.

5. Определение дизайнерской задачи и создание «банка идей».

После сбора необходимой информации определяются основные требования к внешнему виду будущего изделия:

а) эстетичность изделия;

б) соответствие чертежу;

в) законченный вид;

г) элементы усовершенствования изделия и т.д.

С учетом потребности и этих требований разрабатываются возможные идеи и варианты изделий. Рассматривается 2 – 4 варианта изделия, модели, поделок и выбирается лучший.

6. Выбор материалов и оборудования для проекта осуществляется по технолого-экономическим и эколого-эргономическим критериям:

а) соответствие материалов выбранной модели или варианта изделия;

б) возможность обработки материала с учетом материально-технической базы школьных мастерских;

в) прочность и долговечность материала;

г) низкая себестоимость материала;

д) экологическая безопасность;

е) отвечает техусловиям изделия.

7. Конструирование и моделирование изделия.

В проекте представляются изображения, эскизы, технические рисунки, чертежи, сборочные чертежи, спецификации  и пояснения к ним.

8. Выбор способов обработки и отделки изделия осуществляется на основе технологий обработки и отделки материалов.

9. Разработка технологической последовательности изготовления изделия.

Планирование процесса изготовления производится в соответствии с возможностями и ресурсами материально-технической базы школьных мастерских.

Одним из вариантов представления технологической последовательности изготовления изделия может являться «Технологическая карта», представленная таблицей.

Технологическая карта

п/п Выполняемая

операция

Графическое изображение Оборудование
       

 

ІІ. Технологический

1. Изготовление изделия.

Выполняются технологические операции в последовательности, определенной технологической картой.

Обязательным условием является соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.

2. Контроль качества изделия (испытание), исправление ошибок.

После выполнения технологических операций следует произвести контроль качества изделия. В случае обнаружения недочетов исправить их.

ІІІ. Заключительный

1. Экономическое обоснование проекта. Оно выполняется после изготовления изделия и включает в себя:

а) расчет затрат на изготовление изделия (себестоимость). Себестоимость изделия – это сумма денежных затрат на производство. Определяется по формуле:

С = Мз + Зэл.эн

С – себестоимость продукции;

Мз – все материальные затраты;

Зэл.эн – затраты на электроэнергию.

б) сравнительный анализ себестоимости проектного изделия и стоимости  аналогичных изделий в продаже, с целью определения прибыли. Она рассчитывается по формуле: П = Ц – С, где

П – прибыль;

Ц – стоимость аналогичного изделия в продаже;

С – себестоимость нашей продукции.

в)  вывод об экономической целесообразности  проекта.

2. Выполняя «Экологическое обоснование проекта», следует учитывать влияние на окружающую среду и здоровье человека:

а) материалов, из которых изготовлено изделие;

б) выбранных технологий и оборудования.

3. Разработка возможностей реализации готового изделия:

а) выявление спроса на данную продукцию;

б) реклама.

Рекламный проспект изделия включает в себя:

1. Товарный знак фирмы (производителя).

2. Наименование изделия, его назначение.

3. Несколько рекламных фраз.

Рекламные фразы должны привлекать внимание и содержать основное назначение изделия.

4. Защита проекта.

Примерные тексты действий учащихся по защите творческих проектов, достаточно хорошо изложены в учебниках.

Если обобщить выше изложенную последовательность работы над творческим проектом, то получим примерно такое содержание:

Содержание     

Введение (стр.)

(Во введении обычно описывают: цель и задачи проекта, обоснование выбора темы проекта, методика и техника выполнения изделия, основные этапы выполнения проекта, новизна и практическая значимость проекта)

1. Основная часть

1.1 История изделия

1.2 Варианты изделия и выбор лучшего варианта.

1.3 Эскиз, технический рисунок и чертежи деталей изделия………….

1.4 Выбор материала и инструментов………………………………………………..

1.5 Технологическая карта изготовления изделия……………………..

1.6 Технология изготовления изделия………………………………………………..

1.7 Техника безопасности при выполнении проекта……………………

1.8 Организация рабочего места…………………………………………

1.9 Изготовление изделия…………………………………………………

1.10 Контроль качества изделия (испытание)……………………………

1.11 Экономическая оценка изделия……………………………………………………

1.12 Экологическая оценка изделия…………………………………………………….

1.13 Реклама……………………………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………………………..

(Итоги работы)

Источники информации, использованные при работе над проектом…………………………………………………………………………………………………..

ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА

1. Проект должен быть напечатан на стандартных листах писчей бумаги формата А 4.

2. Размер полей: левое – 20мм,  правое – 20мм, верхнее – 20мм, нижнее – 20мм.

3. Размер шрифта – 14, гарнитура Times New Roman, цвет – черный.

4. Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).

5. Отступ красной строки – 1,25см.

6. Разложить в файловую папку согласно содержания.

Источники информации, использованные при работе над проектом:

1. Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность учащихся в современной школе. //Образование в современной школе. – 2003. –№ 9.

2. Учебники «Технология. Индустриальные технологии» для учащихся 5 – 7 классов.

3. Интернет-ресурсы.