Снежинка – легкая пушинка

№ 117

(Образовательная деятельность по музыкальному воспитанию, татарскому языку и развитию речи с применением технологии мнемотехники для детей старшей группы

Гульнара ГАДИЕВА,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево

Татьяна ГЕМБЕЛЬ,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти, психических процессов (мышление, воображение, внимание) и речи посредством мнемотехники; разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

образовательные:

способствовать формированию музыкального вкуса;

– учить детей взаимодействовать друг с другом;

– способствовать обогащению детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальных играх;

– дать научные знания о снежинке: ее форме, размере, составе;

развивающие:

– формирование и развитие у детей умения с помощью графического рисунка понимать, рассказывать и запоминать песни и тексты помнемотаблице;

– развивать творчество, музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;

– развивать правильное певческое дыхание, диапазон голоса;

– развивать артикуляцию и дикцию;

— развивать коммуникативные способности детей;

– способствовать развитию памяти, логического мышления, воображения;

– развивать мелкую моторику рук детей, координационные способности пальцев рук,  закрепляя движения оздоровительных упражнений;

– активизировать знания детей о зимних явлениях природы;

– расширять словарный запас детей, обогащая его новыми понятиями, терминами, связанными со снежинкой (узорчатая, воздушная, неповторимая, мерцающая, снежинка-балеринка, завьюжило);

воспитательные:

– воспитывать любовь к природе, интерес к зимним явлениям природы;

– воспитывать интерес к музыкальной культуре, желание импровизировать;

– заложить основы гармоничного музыкального развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии);

– вызвать всплеск положительных эмоций через яркую изобразительность музыки.

Предварительная работа: наблюдение за снежинками, их рассматривание на прогулке; рассматривание иллюстраций; чтение стихов, загадок, рассматривание зимних пейзажей, разучивание 1 куплета и припева песни «Снежная песенка» (по мнемотаблице).

Ход занятия:

(Музыкальный руководитель встречает в зале детей.)

Музыкальный руководитель. Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Вы пришли в музыкальный зал, а в музыкальном зале должно быть добро, веселье и радость. Давайте поздороваемся и пожелаем друг другу добра и здоровья.

Музыкальное приветствие:

– Здравствуйте, ребята!

– «Здравствуйте!

– Исәнмесез, балалар!

– Исәнмесез!

Музыкалҗный руководитель. Ребята, при сильном порыве ветра в наше окно залетело письмо. Интересно, от кого оно и что там написано? А вам интересно? Тогда читаем!

Воспитатель (открывает конверт и читает загадку).

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

(Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского, на экране слайд – падают снежинки.)

Воспитатель. Да, правильно отгадали, ребята, это – снежинка. А вы знаете: как появляются снежинки? Снежинки получаются из пара. Этот пар содержится в воздухе постоянно. Он поднимается высоко в небо, туда, где очень холодно, там водяной пар превращается в крошечные льдинки. Льдинки двигаются, сталкиваются и сцепляются друг с другом. Они так растут, становятся все больше и больше, и потом начинают падать на землю красивыми шестигранными звездочками. Снежинки всегда разные, одинаковых не бывает. А вот под вашими ногами снег скрипит, хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки, лучики, кристаллы. Снежинка – узорчатая, воздушная, неповторимая, мерцающая, снежинка – балеринка, может завьюжить все вокруг, а также дети любят поиграть, лепить снежки из снега. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику про снег и зимние игры, но на татарском языке.

Татар теле тәрбиячесе. Кышны яратасызмы, балалар? Ягез әле, кар турында, кышкы уеннар турында сөйләп, бармакларны хәрәкәтләндереп алыйк. Экранга карыйбыз да рәсемнэр буенча сөйлибез. (На экране слайд –мнемотаблица.)

Бармак уены

– Бармак, бармак, кайда булдың?

– Бу абый белән карлар көрәдем,

Бу абый белән чаңгыда йөрдем,

Бу абый белән чанада шудым,

Бу абый белән кар атыштым,

Барысы белән кар бабай ясадым.

Афәрин, балалар! Куллар өшеде, әйдәгез, аларны өреп жылытып алыйк. (Кулларына өрәләр.) Куллар җылынды, хәзер җырлап алсак та була.

Музыкальный руководитель. Конечно, ребята, теперь можно спеть красивую песню о зиме. Мы с вами начали разучивать новую песню, назовите ее. (Ответы детей.) Посмотрите на экран. Давайте вспомним 1-й куплет и припев песни, споем дружно и красиво.

(Песня «Снежная песенка».)

Музыкальный руководитель. А теперь нам надо разучить 2-й куплет (посредством мнемотаблицы):

– по картинкам проговариваю слова;

– по картинкам проговариваем слова с детьми;

– по картинкам пропеваем песню.

Музыкальный руководитель. У этой песни есть и 3-й куплет, его мы будем разучивать на следующее занятие.

А сейчас я вам предлагаю поиграть. У меня тоже были снежинки, но они рассыпались, их надо собрать.

Подвижная игра «Собери снежинку».

(Под веселую музыку дети легко и красиво бегают врассыпную. Когда музыка остановится, надо будет взять кусочек снежинки и по команде сложить ее. Снежинок две: белая и голубая, собирают  2 команды.)

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Очень хорошо справились с заданием, получились очень красивые разные снежинки. Мы с вами сегодня очень многое узнали и многому научились. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? (Ответы детей.) За ваши старания я вам хочу подарить снежинки, украсьте ими свою группу.

А сейчас давайте улыбнемся друг другу, пусть свет наших улыбок как солнышко согреет нас и попрощаемся музыкально:

– До свидания!

– До свидания!

– Сау булыгыз, балалар!

– Сау булыгыз!

(Под музыку дети уходят из зала.)

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

На каждый момент занятия были подобраны различные технологии, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста, Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Использование технологии мнемотехники  помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую цель —  формирование смысловой памяти и речевого воспроизведения при запоминании текстов.

Психогимнастика «Улыбнись» была направлена на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.

Во время занятия я старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени).