Словари – наши помощники
(Урок русского языка в 4 классе)
Гульчачак ТАЗЕТДИНОВА,
учитель начальных классов средней школы с. Алькино Похвистневского района Самарской области
Цель: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
Задачи:
– формировать представления о способах определения лексического значения слова;
– совершенствовать навыки обращения со справочной литературой, обучать умению пользоваться словарями и применять их;
– обогащать словарный запас учащихся;
– воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношение к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные:
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;
метапредметные:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– установление аналогий, построение рассуждений, выполнение логических действий;
– готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
– адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре;
предметные:
– умение выражать собственное мнение, обосновывать его;
– находить лексическое значение слов, орфограммы;
– распознавать синонимы, антонимы, фразеологизмы;
– понимать структуру текста, исправлять ошибки.
Методы обучения: исследовательский, метод поискового обобщения.
Оборудование: мультимедиа (презентация), выставка словарей (орфографический, синонимов и антонимов, толковые словари С.Ожегова и В.Даля), словари на партах, карточки, смайлики трех цветов.
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель.
Проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
– Проверьте готовность к уроку. Садитесь. Ребята, давайте активно поработаем на уроке.
- II. Минутка чистописания
Учитель. Посмотрите на стенд, вспомните правила посадки при письме: правильно сижу, красиво пишу.
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
– Сегодня повторим написание букв и соединений: оро оло сло доло ова рео.
– Какая буква чаще всего здесь встречается? (буква о). Вспомним соединение буквы о с другими буквами (учащиеся пишут в тетради).
III. Словарный диктант
Учитель. Теперь под диктовку запишем слова: завод, магазин, машина, народ, трамвай, троллейбус, улица, эскалатор, метро.
– Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте написанное по орфографическому словарю, поставьте оценку.
- IV. Актуализация знаний
Учитель. К какой тематической группе относятся эти слова? (Город)
– Что такое город? Назовите лексическое значение этого слова.
– Давайте проверим себя по словарю.
– В каком словаре будем искать? (В толковом) (Один ученик читает лексическое значение слова город.)
– Составьте предложение с этим словом.
- V. Самоопределение к деятельности
Много слов на земле… Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
Посветить – посвятить
Примерять – примирять
Полоскать – поласкать
– Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. (Правописание зависит от лексического значения слова.)
– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского: «Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
– Теперь откройте учебник на стр. 41 и прочитайте название раздела, который мы будем изучать.
– Давайте прочитаем, какие знания получим, чему научимся.
– Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы (вежливый – учтивый), слова-антонимы (вежливый – грубый)
– Где мы можем увидеть эти пары слов? (В словаре синонимов и в словаре антонимов)
– Русский ученый, автор — составитель русского толкового словаря В.И.Даль сказал: «Слово – исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить…».
– Как вы понимаете смысл этих слов?
– О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)
- VI. Работа по теме урока
- Работа по учебнику.
– Найдите на стр. 42 упр. 57. Прочитайте высказывания. О чем говорит М.Горький?
– Как вы поняли его слова?
– Какой смысл несет в себе высказывание К.Паустовского?
- Групповая работа.
– Посмотрите на упражнение 58.
– Рассмотрите рисунки и объясните лексическое значение слов — названий предметов с помощью толкового словаря С.Ожегова.
– Какие слова имеют одинаковое написание, но разный смысл?
– Выполните письменное задание к упражнению. Можно пользоваться орфографическими словарями. (Проверка)
– Прочитайте рубрику «Вспомните!».
– Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки, действия.)
– Что такое лексическое значение слова?
– Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика)
– В каких словарях разъясняется значение слов?
– Какие толковые словари вы знаете?
- Работа в парах.
– Теперь будем работать в парах над упр. 59 на стр. 43. (Учащиеся обсуждают, о каких словах идет речь в предложениях, в случае необходимости обращаются к толковому словарю.)
– Запишем слова в тетрадь с комментированием.
– Проверьте написанное у соседа по парте по орфографическому словарю и поставьте оценку.
Физминутка
(Проводится гимнастика для глаз.)
- Фронтальная работа.
– Найдите упражнение 60, прочитайте.
– Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарем на стр. 152 учебника.
– Теперь на экране прочитаем стихотворение.
Мы пошли в библиотеку,
По пути зашли в аптеку.
Вместе с тетушкой Галиной
Мы купили витамины.
Слово, как ни говори,
А напишем с буквой «И».
– Значит, это какое слово? (Словарное, надо запомнить написание.)
– Составьте предложение с этим словом.
– Проверьте по орфоэпическому словарю учебника, как произносится слово.
– Подберите к слову библиотека однокоренные слова.
– Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике» Страничка для любознательных» на стр.44.
– Из какого языка пришло к нам это слово? Где об этом можно узнать? (В школьном толково-этимологическом словаре.)
– Объясните значение слова картотека.
– Что обозначает слово каталог?
– Обратите внимание на то, как произносится слово, на какой слог падает ударение.
– Произнесите его правильно.
– Почему удобно пользоваться каталогом? (Помогает быстро найти нужную книгу, журнал и т.д.)
– Выполните письменное задание к упражнению.
– Проверим.
VII. Рефлексия
Индивидуальная работа по вариантам (карточки)
Задания на замену развернутого определения одним словом:
1-й вариант
Человек, который едет в поезде – …
Крестьянское, сельское поселение – …
Первый месяц года –…..
2-й вариант
Занятие, труд, деятельность – …
Водитель комбайна – …
Учреждение, в котором собирают, хранят и выдают книги – …
(Проводится коллективная проверка.)
Учитель. Продолжите фразу:
– Сегодня на уроке я узнал …
– Сегодня на уроке я научился …
– Сегодня на уроке я повторил …
Учитель. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
VIII. Подведение итогов урока
(Кто как работал, какую оценку получил?)
- IX. Домашнее задание
Упр. 61 стр. 43.