Сказкотерапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития
Гульназ ВАЛИУЛЛИНА,
педагог-психолог
детский сад №357 г. Казани
Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с задержкой психического развития (ЗПР) требует дифференцированного подхода к коррекции. Как сказал известный врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики Эдуард Сеген «Ребёнок с диагнозом ЗПР – это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо, чтобы он знал, хотел и умел.
Дети очень любят сказки, поэтому они являются «золотым ключиком» к внутреннему миру ребенка и становятся проводником ребенка в познании не только окружающего мира, но и собственного, уникального «Я».
Методом сказкотерапии эффективнее работать с детьми с ЗПР начиная с пятилетнего возраста, потому что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда ребенок чётко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности.
Основной целью работы является создание благоприятных условий для формирования позитивных изменений в развитии ребёнка с ЗПР посредством методов сказочной терапии. Задачами являются: расширение кругозора, формирование целостного представление об окружающем мире, развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативных сфер.
Что же такое сказкотерапия? Это психологический метод, направленный на интеграцию личности ребёнка, развитие его творческого потенциала, расширение сознания и улучшение взаимодействия с окружающим миром. Метод основан на применении сказочных сюжетов, персонажей и ситуаций, позволяющих ребёнку лучше осознавать себя и окружающее пространство.
Метод сказкотерапии важен в работе с детьми с ЗПР, поскольку такая терапия позволяет постепенно развивать необходимые способности и компетенции у детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации.
В работе с детьми мы применяем народные, диагностические, психокоррекционные и медитативные сказки.
Структура занятий состоит из 4 разделов.
- Ритуал «Входа в сказку».
Так как эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы они на одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному, поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное, т.е провести «ритуал входа в сказку» (настрой на совместную работу). Это может быть передача «волшебного» клубочка по кругу, проход по «волшебному» ручейку, прохождение под тучкой с «волшебным» дождём и др.
- Основная часть. В ней педагог рассказывает детям сказку, обсуждает и анализирует её вместе с детьми. Анализ сказки производится с помощью вопросов:
- О чём эта сказка?
- Какие герои тебе запомнились? Почему?
- Что случилось с тем или иным персонажем?
- Бывает ли такое в жизни, по-настоящему?
- Какие чувства у тебя возникали во время чтения сказки?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?
- Резюмирование. Это подведение итогов занятия. Педагог четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, приобретенный со сказкой.
4.Ритуал «Выхода из сказки» происходит в кругу с «волшебным» клубком. Дети дружно проговаривают:
«Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Через все дорожки
В группу на порожек.
Сказка интересной была,
Нам домой пора».
Изучение и проработка каждой сказки происходят за три занятия. На первом занятии дети знакомятся со сказкой, на втором – учатся сами пересказывать сказку с использованием визуальных опор: мнемотаблиц, кубиков сказок и сенсорных опор: тактильных дощечек. На этом же занятии они изготавливают героев сказок из своих рисунков, делают маски героев, кукол из вторсырья. На третьем занятии дети проигрывают сцены из сказок с помощью героев, изготовленных ими же самими.
На итоговых, открытых занятиях дети рассказывают и показывают родителям собственные сказки, сочиненные совместно с педагогом или самостоятельно с помощью кубиков сказок и адаптированных, детских карт Проппа.
Какие достижения получает ребенок благодаря применения данного метода? Это повышение уровня познавательной активности, формирование положительной самооценки, осознание собственной значимости, снижение тревожности и импульсивности, а также улучшение коммуникативных способностей.
Таким образом, представленная работа демонстрирует значимость и эффективность использования сказкотерапии в практике коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющим задержку психического развития. Она помогает детям лучше адаптироваться к социальной среде, способствуя общему гармоничному развитию личности ребёнка.
Список литературы:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. 310 с.
- Исаева Н. Сказка как средствооптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. — 2012. — № 7. -С. 19-24
- Карпов А. В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб., 2008 -160 с.
- Погосова Н. М. Погружение в сказку: сказкотерапевтические программы: СПб.: Речь, 2006 – 198 с.
- Селевеко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 2013 -256 с.
- Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 94 с.