Система работы с одаренными детьми начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

Гузалия ХАЙБУЛЛИНА,

учитель начальных классов Старо Салманской основной школы Алькеевского района

Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в моей деятельности.

Хочу предложить вашему вниманию те формы и методы работы, которые, на мой взгляд, приносят наиболее высокий результат в работе по развитию интеллектуальной одаренности детей в условиях реализации ФГОС НОО.

Наиболее предпочтительны для таких детей методы творческого характера: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. В своей практике же самыми эффективными методами работы с одаренными учащимися считаю: метод эвристических вопросов; метод проб и ошибок; мозговой штурм. Эти методы позволяют найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения и используются для поиска нетрадиционных решений вопросов и самых разнообразных задач, например: Как можно определить время, если нет часов? Как найти самого умного человека в королевстве? Как спастись герою сказки? В результате такой работы у младших школьников возникает желание обсудить какую-то идею с другими, а в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы, выдвигать множество разнообразных идей и выбирать наиболее продуктивные.

На данный момент обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов. Интернет-технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Одаренным детям может быть недостаточно информации, получаемой в школе, поэтому интернет-пространство особенно актуально в обучении одаренных детей. Как правило, в педагогическом процессе образовательные интернет-ресурсы позволяют: сопоставить мультимедийные материалы (картинки, видео, аудио, фотографии), тексты по заданным темам; организовать индивидуальную, групповую и командную работу; организовать проектную деятельность на внеурочных занятиях.

Неоценимым видится вклад в процесс обучения одаренных детей интерактивных технологий, целью которых является достижение эффективного сотрудничества учителя и учеников, а также учеников между собой в процессе обучения, результатом которого является наличие сформированных универсальных учебных действий и компетенций у одаренных школьников, в т.ч. качественные показатели успеваемости по предмету. К числу наиболее эффективных интерактивных форм обучения, способствующих оптимизации образовательного процесса, например, в предметной области «филология», можно отнести такие технологии, как творческое задание, ролевая игра, разработка проектов, активные разминки, тренинги. Уроки окружающего мира помогают максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. При организации экскурсий на уроках окружающего мира можно использовать интерактивный метод работы – квесты. Одной из главных форм работы с одарёнными детьми на уроках технологии является проектирование. Обогащение содержания литературного образования может осуществляться через погружение обучающихся в исследовательские проекты. Не стоит забывать на различных уроках использовать дифференцированные задания трёх разных уровней сложности, где учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.

В последнее время особый интерес у детей вызывают онлайн-игры. Наиболее рациональным становится в настоящее время использование таких активных форм организации работы, как интернет-олимпиады. Еще одной не менее эффективной методикой обучения и развития одаренных детей является кейс-технологии.

Согласно научным исследованиям, процент участия детей младшего возраста в социальных сетях последовательно увеличивается, что свидетельствует о высокой познавательной активности школьников. Итоги наших опросов самих детей указывают на их заинтересованность в развитии цифровых компетенций и понимании перспектив их использования. Значительно возросла активность учащихся на интернет-платформах, осуществляющих подготовку и проведение олимпиад, конкурсов различного уровня. Таким образом, можно утвердить, что информационные и компьютерные технологии можно и нужно использовать сегодня для более полного раскрытия творческого потенциала детей.

С опорой на собственный педагогический опыт, можно утверждать, что вовлечение одаренного ребенка в работу по созданию цифрового продукта в ходе совместной сетевой деятельности позволяет уже в начальной школе вывести позицию учащегося на новый уровень, когда он выступает в активной творческой позиции в роли соавтора современной образовательной среды.

Следует отметить, что сетевое пространство предлагает много различной информации, однако следует отфильтровывать некачественный контент, выбирать подходящие ресурсы, и сопровождать ребенка. Необходимо также отметить, что потенциал детей с повышенной мотивацией обязывает и педагога выйти вместе с ними за границу образовательной программы, обеспечить максимально возможное всестороннее развитие ребенка на основе его способностей. Предполагается интенсивная индивидуальная работа с высокомотивированными детьми, построение индивидуальных образовательных маршрутов, в т.ч. тьюторской поддержки для дальнейшего развития их талантов и способностей. Также отмечу, что большую роль в гармоничном развитии личности ребенка играет развивающая образовательная среда образовательного учреждения. Она должна быть максимально насыщенна и способствовать развитию ребенка с учетом его индивидуальности.

Можно порекомендовать педагогам начальных классов следующие подходы к организации обучения одарённого ребёнка, соответствующих требованиям обновленных ФГОС НОО:

  1. Очень важно создавать условия сотрудничества между учащимся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны.
  2. Одарённых учащихся можно назначить консультантами, проектировщиками  учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим детям в классе.
  3. Одарённого ребёнка нужно научить управлять процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд.
  4. Учащимся с интеллектуальной одарённостью, успешно осваивающим учебную программу, можно не задавать обычных домашних заданий, а вместо этого предлагать творческие задания с учётом их интересов и способностей.
  5. Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом, так как для детей данной категории – это имеет достаточно большое значение.

В заключении мне хотелось бы сказать, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости. Готовясь к данному выступлению я поняла, что многое из перечисленного делаю я и мои коллеги, стараясь добиться высоких результатов. Достижения школьников в учебе, предметных олимпиадах, творческие и спортивные успехи – все эти результаты доказывают эффективность сопровождения одаренных детей.