Сетевое взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования

Юзиля КАМАЛОВА,

директор детской музыкальной школы № 30 г. Казани

Современные реалии нашего времени предполагают ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Исходя из этого, одним из актуальнейших направлений в деятельности образовательных учреждений является интеграция общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Основные задачи, которые необходимо решить в рамках интеграции – это создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, развитие индивидуальных способностей, осуществление комплексного педагогического влияния на личность школьника, углубление знаний, приобретение необходимых умений и навыков, предоставление дополнительной возможности подготовиться к поступлению в учреждения профессионального образования. Интеграция позволяет расширить образовательные ресурсы и общего, и дополнительного образования, сблизить между собой процессы воспитания, обучения и развития.

В решении данной проблемы особая роль отводится образовательным учреждениям различного типа, в том числе учреждениям дополнительного образования детей, их взаимодействию.

Дополнительное образование имеет возможность заполнить пространство знаний, которое ребенок не получает или недополучает в общеобразовательных учреждениях. Вследствие своей большей мобильности дополнительное образование расширяет возможности развития обучающихся. Отличительность учреждения дополнительного образования детей от общего образования заключается в том, что в системе дополнительного образования педагог с ребёнком проходят другой образовательный путь. В дополнительном образовании не только дают ему поддерживающую информацию; главное – включают его в деятельность. Когда ребёнок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, приобретает умения и навыки, тогда ребёнок имеет возможность выбирать и осваивать свой выбор

Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.

В настоящее время существуют различные виды моделей интеграционного взаимодействия общего и дополнительного образования.

В нашей школе уже 7 год существует эстрадное отделение. Это сравнительно молодой отдел. Он был сформирован на основе отделения общего музыкально-эстетического воспитания (ОМВ), в котором обучались учащиеся одного класса общеобразовательной школы. Изначально работа этого отдела была ориентирована на получение детьми общих навыков для домашнего музицирования. Позднее, по желанию родителей обучающихся, изучение ряда дисциплин в программе обучения стало более углубленным.

Необходимо отметить, что учащиеся этого класса имеют разные способности: хорошие, средние и даже ниже среднего уровня. Разумеется, все они занимаются по индивидуальным планам, т.е. в школе реализуются разноуровневые программы обучения. Однако, всем детям без исключения предоставляются одинаковые возможности и право выбора наиболее оптимальной модели обучения.

Сейчас дети имеют возможность получать знания по предметам: специальность (по выбору обучающегося), сольфеджио, музыкальная литература, вокальный или инструментальный ансамбль, хореография, искусство сценической речи и актёрского мастерства. Таким образом, весь комплекс предметов позволяет детям с различным уровнем способностей наиболее полно и всесторонне развивать свой творческий потенциал.

Занятия проводят увлеченные педагоги, объединённые  идеей воплощения новых форм и методов в обучении. На отделе работают Д.М.Абызова, Л.А.Абсатарова, Ф.М.Галимова, О.М.Комиссарова, Н.В.Мочалова. На творческих занятиях они стремятся научить своих воспитанников видеть и слышать прекрасное, понимать мир искусства, жить и творить по законам красоты.

В музыкальной школе большое внимание уделяется коллективным видам детского творчества. Как известно, ансамблевое музицирование оказывает на детей огромное воздействие. Оно, воспитывая у ребят важные умения и навыки,  расширяет их музыкальный кругозор, активизирует фантазию и творческое начало, формирует их психологические установки и эмоционально-нравственную культуру. Поэтому в школе создана особая среда, где каждый ученик имеет возможность развиваться как личность, развивать свои способности и дарования.

Помимо ансамблей больших составов, в школе уделяется внимание и малым формам исполнительства с расширенным жанрово-видовым спектром. К ним относятся камерно-инструментальные ансамбли смешанного состава из числа учащихся разных специальностей: дуэты, трио, квартеты и т.д., которые не раз становились лауреатами многочисленных конкурсов.

Из числа учащихся эстрадного отделения сформированы разнообразные коллективы: инструментальные ансамбли разных составов. Это:

– ансамбль домристов «Одноклассники.ru»;

– ансамбль скрипачей «Пиццикато»;

– ансамбль баянистов и аккордеонистов «Карусель»;

– ансамбль флейтистов «Серпантин»;

– вокальный ансамбль русской песни «Ладушки»;

– хореографическая группа «Класс» и т.д.

Преподаватели работают по типовым (примерным) образовательным программам художественно-эстетической направленности, а также по модифицированным, экспериментальным и авторским. Более того, работа в эстрадном классе предполагает простор для инициативы. Это зона творчества и поиска новых форм и методов и технологий.

Синтез искусств даёт возможность каждому ребёнку творчески реализовать себя, наиболее ярко проявить свои таланты. Ученики принимают активное участие в концертной жизни школы. Ни одно значимое мероприятие, проводимое  общеобразовательной школой, не проходит без их участия. Их выступления – всегда яркое и запоминающееся действо, неизменно вызывающее большой интерес и восхищение.

Таким образом, в условиях занятий в эстрадном классе дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства  на уровне не только одной школы, но ив масштабах района и города.

Таким образом, такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся.