Роль музыки в повышении эффективности обучения дошкольников английскому языку

Лариса МЯСНИКОВА, учитель английского языка центра внешкольной работы г. Буинска

Татьяна МАКАРОВА, музыкальный руководитель детского сада общеразвивающего вида «Батыр» г. Буинска  

Система преподавания иностранных языков в современных условиях, опираясь на раннее обучение,  ставит перед методической наукой новые задачи. Одна из них – разработка таких учебных материалов и приемов обучения иностранным языкам, которые соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивают повышение эффективности обучения на данном этапе.

Организация интегрированного обучения иностранному языку в детском саду – это одно из средств повышения качества обучения и интенсификации учебного процесса.

Каждый народ имеет свою культуру, свои духовные ценности, и это отражается в его языке. Используя аутентичные песни на занятиях, учитель приобщает детей к культуре страны изучаемого языка.

Пение на иностранном языке позволяет сделать процесс обучения не только увлекательным, но и продуктивным. Напевая песни, ребенок непроизвольно усваивает значительное количество лексики и лучше справляется с грамматическими трудностями. Детская песня на английском языке облегчает запоминание множества слов и речевых оборотов, помогает освоить грамматику английского языка. Большинство английских песенок имеет игровой элемент, что позволяет превратить занятие в настоящее удовольствие для малышей. У детей формируется познавательный интерес, а переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка. Это способствует развитию у детей чувства языка, знания его стилистических особенностей; в них лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции; песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Благодаря музыке на занятии создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

Таким образом, использование на занятиях песен и рифмовок, а также система интегрированного обучения способствуют решению ряда методических проблем обучения иностранному языку дошкольников.

В поисках новых и интересных форм работы с детьми, на базе детского сада «Батыр» была разработана программа кружка «English Bells». Программа предназначена для детей подготовительной группы детского сада (6-7 лет) и рассчитана на 36 занятий при продолжительности занятий 25-30 минут один раз в неделю. Программа учитывает психофизиологические особенности дошкольного возраста ребенка, его возможности.

В ее основе заложена идея формирования интереса к овладению иностранным языком с помощью музыки. Цели и задачи данной программы формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. В программе широко используются игры, инсценировки песен, а также физическая деятельность (зарядка, подвижные игры). Отобраны темы, песни, игры, которые наиболее интересны детям. Музыкальной части занятия отводится 7-10 минут, включая распевание для развития вокально-хоровых навыков. Данная программа апробировалась в течение четырех лет. У детей возрос интерес к изучению языка, многие воспитанники буквально влюблены в английский язык.

Используя песни и музыку, мы можем расширить объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным путем для этого возраста. Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо запоминает то, что он пережил эмоционально. Дети любят петь, танцевать, играть – это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная или спетая лексическая единица пережита ими, прошла через их сознание, связана с личными эмоциями ребенка, она становится для него лично-значимой и запомнится надолго.

Музыкальные паузы – разминки, зарядки под музыку или с песней – это необходимые элементы занятий, соответствующие современным здоровье-сберегающим образовательным технологиям.

Интегрированные занятия в детском саду в полной мере соответствуют активной и подвижной природе детей. Дошкольник попросту не успевает «устать» от объема полученной на занятии новой информации, ведь в нужный момент он переключается на новую форму подачи материала.

Так, при изучении темы «Любимые праздники» дети знакомятся с такими праздниками как Хэллоуин, День Благодарения, Рождество, их историей и традициями празднования. Изучают праздничные стихи и песни англоязычных детей, а также знакомятся с традиционными песнями и играми, которые применяются на праздновании дня рождения (“London bridge”, “The Hokey Pokey”, “The Mulberry bush”) , правилами  «хорошего тона» в гостях, национальной кухней британцев.

При изучении темы «Давайте посчитаем!» дети разучивают песни-считалочки “Ten little Indians”, “One, two, three, four, five, Once I caught a fish alive”,  “Five little monkeys”, закрепляют образование формы  множественного числа существительных, знакомятся со сказкой «Три поросенка».

При изучении темы « В мире животных» дети знакомятся с песней Б. Савельева  «Зверобика» и  импровизируют  танцевальные движения животных, изучают песню  “Old MacDonald had a farm”, инсценируют сказку «Три поросенка». При изучении глаголов действия run, jump, fly, climb, swim, происходит знакомство со структурой I can. Yes, I can. No, I cannot. Дети  разучивают песню “I can run”.

На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны. Текущий контроль осуществляется учителем на каждом занятии. Знания ребенка оцениваются по следующим критериям: высокая мотивация, активность, правильность произношения и выполнения заданий, внимательность, лексико-грамматическая правильность высказывания. Для детей это скрытый контроль, то есть они не знают, что их деятельность специально контролируется. Итоговый контроль проводится в форме праздника, утренника или концерта, спектакля с приглашением воспитателей, родителей и дошкольников других групп.

Результаты диагностики за 4 года показали динамику качества усвоения детьми, посещающими занятия кружка “English Bells”, программного материала по английскому языку. Таким образом, использование песен в изучении английского языка в работе с дошкольниками способствует развитию у детей интереса к изучению языка, позволяет добиться хороших результатов в повышении уровня усвоения знаний, реализации поставленных задач.